Как привезти клиенту гантели и бокалы и ничего не разбить: опыт Яндекс.Маркета

Пандемия научила нас не только правильно носить маски, но и заказывать необходимое в интернете. На дом привезут практически всё что угодно: продукты, товары для дома, детское питание, косметику. Но после восхитительных минут анпэкинга у нас на руках остаются пустые коробки, пупырка, пакеты и бумага. Почему маркетплейсы использует такое количество упаковки и зачем всё это нужно?

На эти вопросы в колонке для vc.ru ответил руководитель службы операционной поддержки фулфилмента Яндекс.Маркета Роман Кикоть.

Роман Кикоть
руководитель службы операционной поддержки фулфилмента Яндекс.Маркета
Как привезти клиенту гантели и бокалы и ничего не разбить: опыт Яндекс.Маркета

Как мы упаковываем

Представим один обычный заказ: подгузники, детское питание, тушь, пара банок солёных огурцов, средство для мытья ванны и гречка. Мягкое, тяжелое, бьющееся, мелкое, едкое, хрупкое — наша задача не только упаковать это так, чтобы всё доехало до покупателя в целости и сохранности, но и соблюсти СанПиНы по товарному соседству. Например, бытовую химию нужно изолировать от продуктов питания, а сыпучие должны быть в отдельных пакетах.

Как привезти клиенту гантели и бокалы и ничего не разбить: опыт Яндекс.Маркета

К упаковке заказа мы подходим с двух сторон: логистической и потребительской.

С точки зрения логистики нам надо заказ уместить в коробку одного из 12 размеров. Выбираем самый оптимальный: нам не нужны пустóты, но и всовывать товары силой нельзя. Где-то проложим бумагу, чтобы товары не катались по коробке, а что-то обмотаем плёнкой или пупыркой.

Как привезти клиенту гантели и бокалы и ничего не разбить: опыт Яндекс.Маркета

Самое главное — мы не заинтересованы использовать слишком много упаковки: это плохо и для экономики, и для экологии. Нам важно использовать ровно столько упаковки, чтобы товар в первоначальном виде доехал до заказчика. Ни больше ни меньше.

Из этого пункта мы переходим к упаковке заказа с точки зрения потребителя. Тут мы учитываем и наш климат со всевозможными осадками, и промежуточные пункты между логистическим комплексом и руками клиента. Хорошие картонные короба спасут от непогоды, а бумага, пупырка и плёнка нужны, чтобы исключить повреждения товара во время транспортировки. В то же время нам важно качество упаковки: коробка — это первое, что видит наш клиент, это лицо нашей компании.

Как привезти клиенту гантели и бокалы и ничего не разбить: опыт Яндекс.Маркета

Во что мы упаковываем

Упаковка делится на два типа: основная и вспомогательная. Начнём с основного:

  • картонные короба

Наши гофрокороба сделаны из макулатурного картона — это вторсырье. Их мы закупаем у компании, у которой есть сертификаты Лесного попечительского союза (FSC) — нам важно знать, что наша упаковка соответствует экологическим нормам.

При выборе коробок мы думали и о наших упаковщиках. Они трогают десятки, сотни коробок в день, и нам важно, чтобы им было комфортно. Например, исходя из этого, мы отказались от полностью переработанного картона — он ворсистый, наощупь похож на стекловату, поэтому работать с ним без перчаток невозможно. Кроме того, мы продумывали и конструкцию коробки — она должна быть несложной, чтобы не падала скорость обработки и сбора заказа.

Для заботы о клиенте мы иногда отходим от принципов строгой экономии. Например, каждый из нас сталкивался с тем, что этикетки, как назло, клеят на самое важное (состав, способ применения). Мы решили, что будем использовать только легкосъёмные этикетки, которые хоть дороже обычных, но зато их просто снять с флакона детского шампуня или подарка. Из-за этого нашего решения сразу выросла стоимость упаковки одного товара — тогда мы уменьшили этикетку до минимально возможного размера и даже немного сэкономили.

Как привезти клиенту гантели и бокалы и ничего не разбить: опыт Яндекс.Маркета
  • Бумажные пакеты с пупыркой

В них мы кладём мелкие и хрупкие изделия, например, тушь для ресниц, маркеры, чтобы не использовать большие для них коробки. К сожалению, пакеты с пупыркой переработать нелегко, но можно — нужно разделить их на два слоя (пластиковый и бумажный) и положить в разные контейнеры для сбора мусора. Сейчас мы ищем альтернативу такой упаковке, и один из вариантов — картон, который используют в упаковке для яиц.

Как привезти клиенту гантели и бокалы и ничего не разбить: опыт Яндекс.Маркета
  • Стрейч-плёнка

Товары, у которых уже есть своя жёсткая упаковка, мы оборачиваем всего лишь в цветную стрейч-плёнку. Аналогично поступаем и с крупногабаритными товарами.

Как привезти клиенту гантели и бокалы и ничего не разбить: опыт Яндекс.Маркета

Также стрейч-плёнка выступает в роли вспомогательной упаковки. В неё мы оборачиваем жидкости, бытовую химию. Её основная задача — удержать крышку на месте и не дать, например, шампуню расплескаться по коробке. На это всё мы тратим граммы плёнки. У упаковщика есть чёткая инструкция по количеству слоёв — он не может заболтаться и намотать 15 оборотов.

Как привезти клиенту гантели и бокалы и ничего не разбить: опыт Яндекс.Маркета

Основная задача вспомогательной упаковки — минимизировать потери при транспортировке. Хрупкие предметы кладём в воздушно-пузырчатую пленку, жидкое — в стрейч-пленку, корма и порошки — в пакеты. Бумагой прокладываем товары, чтобы они не болтались по коробке и не бились друг об друга.

И всё это делаем в строгом соответствии с СанПиНами — вспомогательная упаковка на даёт товарам соприкасаться друг с другом.

Как привезти клиенту гантели и бокалы и ничего не разбить: опыт Яндекс.Маркета

Что делаем с возвратами

Иногда покупатели возвращают свои заказы. Когда они поступают к нам на склад, мы разделяем их на сам товар и упаковку. Товары идут опять в оборот, если не использовались клиентом, или мы отдаём их сертифицированным компаниям на утилизацию.

Упаковку мы отправляем на переработку, и 99% реализуем как вторсырьё. Мы перерабатываем любую входящую упаковку: коробки, макулатуру, втулки от стрейч-пленки, картонные уголки, излишки, все виды пленки. Для e-commerce такая переработка — это большое достижение. Мы всё это не выбрасываем, а продаём сертифицированным компаниям. Плёнку мы продаём производителю стрейч-пленки и полиэтилена для повторной переработки.

Как привезти клиенту гантели и бокалы и ничего не разбить: опыт Яндекс.Маркета

Сейчас мы устанавливаем прессы для того, чтобы сбывать макулатуру не перекупщику, а непосредственно на гофрокомбинат, который производит для нас коробки. Вот такой круговорот.

Таким образом за год мы уже собрали более 500 тонн макулатуры, порядка 12 тонн воздушно-пузырчатой пленки и около 60 тонн стрейч-пленки.

Результаты по сбору вторсырья на переработку за год
Результаты по сбору вторсырья на переработку за год

В наших логистических комплексах в Софьине и Ростове-на-Дону из возвращенных коробов мы делаем сетку для упаковки.

Не перерабатывается пока только скотч, этикетки и стреппинг-лента (используется для обвязки тяжелых, крупногабаритных товаров), но мы стремимся к полностью безотходному производству.

Как привезти клиенту гантели и бокалы и ничего не разбить: опыт Яндекс.Маркета

Что ещё

Что ещё мы делаем для эффективной и экологичной упаковки:

  • В нашем пункте выдачи заказов есть экобокс, куда можно принести коробку.

  • В логистическом комплексе в Софьине установили новый палетообмотчик, чтобы экономить плёнку.

  • Мы делали коробки, которые не захочется выбрасывать. Из одной можно было сделать домик для кошки, а из другой — домик для игрушек ребенка.

Увы, пока нереализуем сценарий, когда пользователь отдаёт курьеру пустые коробки, которые будут привозить обратно в логистический комплекс. Это нерентабельно, поскольку обычно машины не возвращаются на склад отгрузки. Но никто не говорит, что невозможно. Уверен, что в будущем мы придём и к этому.

Наши основные цели в упаковке товаров — это одновременно экономия, экология и переработка. Нам невыгодно использовать слишком много упаковки, но мы обязаны соблюдать СанПиНы. Мы хотим экономить на закупке, зарабатывать на переработке, заботиться о наших клиентах и экологии. И всё это делать красиво и эффективно. Пока получается.

Как привезти клиенту гантели и бокалы и ничего не разбить: опыт Яндекс.Маркета
14
25 комментариев

Как Ya.Market работает на самом деле. Москва. Оплаченный заказ.

9
Ответить

Алексей, здравствуйте! Я из команды Яндекс.Маркета. Извините, пожалуйста, что доставка заказа задерживается. Не хотели вас подвести. Напишите, пожалуйста, номер заказа здесь или мне в личные сообщения. Обязательно помогу!

1
Ответить

в комменты уже ворвались нытики со своими отмененными заказами... скидывайте еще скрины, всем интересно же :)

5
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

У меня тоже я.маркет работает просто великолепно) и такое уже не первый раз, в итоге пришлось отменить и заказать в другом месте. 

4
Ответить

Ирина, здравствуйте! Я из команды Яндекс.Маркета. Извините, что вам пришлось отказаться от доставки заказа. Я понимаю, как важно получить нужные товары точно в срок. По заказу проведём разбирательство и проверим работу транспортной службы. Чтобы немного сгладить нашу вину отправил письмо с промокодом на скидку вам в почту. 

Ответить

Ахаха, это наследник беру учит доставке с средним балом около единицы? После того как Сбербанк рассказывал про войс бота уже конечно не так разрывает от смеха, но тоже забавно.

4
Ответить