«Похоже на бред». И другие комменты, которые сделали их сильнее. Истории авторов Сделаем

В моем агентстве действительно крутые авторы и редакторы. Но чтобы стать такими, они много работают, косячат, учатся на ошибках и пробуют снова. Мы с командой решили развеять миф о копирайтерах на пляже под пальмами. Собрал истории ребят из «Сделаем» — пусть они сами расскажут, как на самом деле работают авторы и редакторы в агентстве.

Ира
автор

«Мой максимум по правкам — 120 комментов»

Я работаю в агентстве с декабря 2022-го — и вначале было сложно всё. Например, здесь пишут много статей в ПромоСтраницы. Но они отличаются от всего, что я делала раньше. Пришлось учиться аккуратно паковать коммерческий текст в ненавязчивое повествование, чтобы читатель проглотил и не заметил. Причем у меня уже были знания в интернет-маркетинге — прошла курсы от академии маркетинга Maed и от Convert-Monsters. Я могла сделать маркетинговый анализ, а тексты писать было очень сложно.

Самыми большими проблемами были стилистические и логические ошибки, их редакторы неоднократно правили. Когда я только начинала, они оставляли минимум по 50 комментариев. Мой максимум — 120 правок за две проверки: 80 в черновике и еще 50 в исправленном тексте. Сложно было писать даже про дебетовые карты, хотя сейчас эта тема кажется максимально простой.

Однажды у меня получилась настолько слабая статья, что редактор ее полностью переписал, потому что правок было много, а времени править не было. Я его тогда попросила не засчитывать мне эту статью и не оплачивать, потому что по факту ее не делала. Мне кажется, такой подход и помог со временем писать лучше: для меня не деньги на первом месте, а развитие и рост.

«Правки помогают расти, если их анализировать»

В «Сделаем» очень крутые редакторы. Мне особенно помогла Таня Артемова: она поверила в меня в самом начале работы, давала задачки, даже когда я косячила, помогала исправляться. Я за это ей очень благодарна, потому что понимаю, что редактору важна качественная работа. Ведь чем хуже текст, тем больше потом редактору переделывать. А она не отвернулась от новичка.

Редакторы всегда дают очень подробные комментарии, чтобы авторы быстрее научились писать хорошие статьи. Работать над ошибками мне помог такой прием: я сохраняла документы с правками, а в свободное время их анализировала. Смотрела, какие ошибки повторяются и как их можно исправить, думала, почему они появляются.

Это была моя первая статья в новом проекте, и редактор разнес ее, особенно за логику. Но все комментарии были по делу и помогли мне понять ошибки
Это была моя первая статья в новом проекте, и редактор разнес ее, особенно за логику. Но все комментарии были по делу и помогли мне понять ошибки

Первое время больше всего писала статьи в ПромоСтраницы. Чтобы быстрее научиться, изучала лучшие публикации и подсматривала удачные решения. Мне хотелось уметь простым языком доносить ценность продукта, а еще придумывать жизненные примеры — они очень погружают в процесс работы. Больше всего люблю писать юзкейсы — это истории от лица покупателей. Когда их пишу, будто проживаю жизнь человека.

Сначала очень давило большое количество проверок: статью смотрит редактор агентства, потом редактор ПромоСтраниц, а потом еще и клиент. Сейчас к этому отношусь проще, да и правок стало меньше: редакторы оставляют в среднем по 10–20 правок к статье — и все по делу.

Статьи в ПромоСтраницы стало сильно проще писать после «Школы контент-маркетинга» Яндекса. Там авторы делали домашки и получали обратную связь от редакторов. Нас учили не просто придумывать и писать статьи, а показали, как работает брендформанс в ПромоСтраницах, как придумывать темы и какие форматы лучше использовать. Я поняла, как думают редакторы Яндекса и чего ждут от авторов.

<p>Финальное задание школы — статья в ПромоСтраницы. Мою работу проверял руководитель редакции Олег Копылов и написал, что статья очень хорошего уровня. Ее запустили в рекламную кампанию и показали результаты — она собрала 245 тысяч просмотров</p>

Финальное задание школы — статья в ПромоСтраницы. Мою работу проверял руководитель редакции Олег Копылов и написал, что статья очень хорошего уровня. Ее запустили в рекламную кампанию и показали результаты — она собрала 245 тысяч просмотров

«Люблю всё, что вытаскивает из зоны комфорта»

Сейчас больше всего нравятся тексты с интервью: я вижу там зону роста, вызов, потому что нужно учиться их проводить. Беру статьи, где нужно созвониться, и нарабатываю опыт. И если раньше думала: «О боже, здесь нужно интервью», то сейчас уже проще. Да, это личная беседа, можно ляпнуть лишнего, эксперт может подумать, что ты глупый. Но это не конец света. Мне нравится общаться с людьми — это интересно.

Был случай, когда мы собирали фактуру для статьи про школу. Спикер должен был рассказывать про учеников, а рассказывал больше про себя. А у меня опыта было немного, поэтому я не развернула интервью в нужное русло и не спросила про успехи учеников. В итоге фактуру собрала только потому, что долго мурыжила спикера — взяла количеством. Это интервью я потом переслушивала, анализировала, делала для себя пометки.

В общем, люблю всё, что меня вытаскивает из зоны комфорта. Поэтому сейчас не пишу рерайты и сеошные статьи: уже знаю, как их делать, кажется, что это легко. Если предлагают сложный проект, не отказываюсь ради простых. Суть не в том, чтобы быстрее заработать и не напрягаться, а в том, чтобы впитывать знания, которые готов давать редактор. Обучение — это крутая инвестиция.

<p>На уровне эмоций мне помогает справляться хобби. Я занимаюсь средневековыми единоборствами, там есть принцип: не паниковать и не суетиться, особенно во время спаррингов, потому что наделаешь больше ошибок. Так, без паники, я постепенно выросла и в работе</p>

На уровне эмоций мне помогает справляться хобби. Я занимаюсь средневековыми единоборствами, там есть принцип: не паниковать и не суетиться, особенно во время спаррингов, потому что наделаешь больше ошибок. Так, без паники, я постепенно выросла и в работе

Что бы ответила автору, который хочет прийти работать в агентство?

Предупредила бы, что агентство — это своеобразная контент-машина. Есть много клиентов, задач, процессов, поэтому нужны сотрудники, с которыми не придется возиться. Если ты хочешь учиться — тебя научат. Но если тебе нужно менторство — то в агентстве этого нет, слишком огромная поточность задач. Здесь придется работать много и очень усердно.

Второй совет — научиться в тайм-менеджмент. Задачек будет много, у каждой есть сроки, и только ты отвечаешь за свое время. Я в свое время подсмотрела у Паши Молянова в Телеграме способ разбивки дня на слоты по времени — крутой инструмент, мне помогло. И важно обязательно прокачивать навыки общения. Редакторы — это люди, нужно уметь понимать их потребности и проблемы, они тоже устают.

Таня
автор

«Как только попала в агентство, так и перестала нормально спать»

До агентства я много лет работала на телевидении, затем в рекламном отделе строительной компании: занималась контентом, снимала видеоролики, делала лендинги. Захотела уйти на удаленку, поэтому пошла учиться на курс «Стажировка» в «Сделаем».

Вначале было много правок за нарушение логики, несоответствие подзаголовков друг другу, повторы, отсутствие примеров. Но со временем больше пишешь — больше исправляешь, нарабатываешь опыт. Я всегда обращаю внимание на редакторские замечания: накосячила в одном тексте — в следующем уже слежу за подобными ошибками. Например, один из редакторов часто оставлял комментарии в духе «И что это дает?», «А зачем это нужно?». Благодаря им я научилась объяснять читателю пользу от продукта.

После учебы попала в команду «Сделаем». Первое время совмещала, но было тяжело переключаться: мало спала, работала рано утром, по вечерам, во время основной работы. Когда позвали на фултайм, согласилась — Паша же пообещал корпоратив в Турции 😄

На фултайме нагрузка выросла: параллельно приходится готовить несколько статей по разным проектам. Например, с утра пишу про амортизацию в бухучете, в обед про апарт-отель, а в конце рабочего дня готовлю описания товаров в магазин. Однажды делала лендинг, в котором мне редактор оставил 168 комментариев. Я сначала офигела, но потом поняла, что у каждого редактора свой подход. Кто-то оставляет длинные комментарии, кто-то короткие, но больше.

Редакторы в «Сделаем» оставляют человечные комментарии, а вот правки от экспертов бывают не самые мягкие, этот коммент мой любимый :)
Редакторы в «Сделаем» оставляют человечные комментарии, а вот правки от экспертов бывают не самые мягкие, этот коммент мой любимый :)

«Даже год спустя все задачи кажутся сложными»

Даже год спустя все задачи кажутся сложными: надо вникать в каждую, чтобы сделать хорошо. Всегда сложно писать на новую тему, с которой ни разу не сталкивалась. Помогает справляться ресерч: читаю кучу источников, смотрю видео в блоге, чтобы разобраться. Бывает, много часов на это уходит и все равно кажется, что до конца всё не поняла.

Если есть эксперт, то готовлю вопросы и беру у него интервью. Но не всегда фактуры от эксперта достаточно. Тогда дополнительно смотрю специализированные паблики, группы, читаю форумы, научные исследования. Например, когда писала статью про Playable Ads, для поиска информации использовала вебинары на английском.

Важно всю эту фактуру проверять и доверять только авторитетным источникам. Когда работала на телевидении, с проверкой было очень жестко, потому что в эфир не пустишь непроверенную информацию. Этот навык перенесла и на работу в агентстве. Например, я никогда не беру инфу с блогов-ноунеймов.

Люблю проводить интервью, общаться. Но иногда спрашиваю что-то, а собеседник откровенно начинает хихикать. Неприятно, но со временем уже не обращаю на это внимания. Бывает, что эксперты долго отвечают и согласовывают материал. Как-то у нас был созвон по проверке уже написанной статьи. Сначала он стоял на 15 часов, потом перенесли на 19. В итоге созвонились уже в районе 21.

Приятно, когда утро начинается с таких сообщений от эксперта
Приятно, когда утро начинается с таких сообщений от эксперта

«Если можно позвонить, я всегда звоню и допытываю информацию»

Мне нравится работать со статьями в ПромоСтраницы, потому что там всегда разные темы и я узнаю много нового. Некоторую информацию потом использую в жизни. Например, когда писала про страховки, надумала оформить туристическую, а когда готовила статьи про средства для волос, купила спрей этого бренда.

Если в чем-то не уверена, всегда перепроверяю. Потому что иногда на сайте у клиента написано одно, в брифе — другое, а по телефону узнаю третье. Если есть возможность позвонить, я всегда звоню и выпытываю нужную информацию. Иногда нахожу своих экспертов, которые мне все объясняют. Когда только стала писать на тему банковских продуктов в ПромоСтраницы, задавала вопросы своей знакомой, которая работает в банке. Она помогла понять про ипотеку, рефинансирование, кредиты.

Я всегда стараюсь сама потестить продукт, о котором пишу. Скачиваю приложения, регистрируюсь в сервисах, подписываюсь на рассылки, звоню в поддержку. Часто нужно оставлять электронную почту и номер телефона, так потом мне звонят и что-то предлагают.

<p>Мне хотели предложить презентацию программы по логистике, потому что решили, что я занимаюсь грузоперевозками. А я просто искала фактуру</p>

Мне хотели предложить презентацию программы по логистике, потому что решили, что я занимаюсь грузоперевозками. А я просто искала фактуру

Что бы ответила автору, который хочет прийти работать в агентство?

Провокационный вопрос :) Работа в агентстве — это классная школа, где ты вертишься как белка в колесе, выполняешь непохожие задачи, пишешь на разные темы. Мне кажется, здесь можно классно прокачаться как специалист. Потому что учишься делать разнообразные типы контента: статьи в блоги и ПромоСтраницы, посты, лендинги. Только я не советовала бы идти в агентство тем, у кого слабая психика, потому что иногда бывает тяжело выдержать темп работы.

Маша
редактор

«Вначале умирала от двух проектов, сейчас их восемь — и работа кипит»

Я работаю редактором в «Сделаем» полгода. Когда я только устроилась, умирала от двух проектов и трех статей для ПромоСтраниц. Сейчас у меня восемь проектов, почти на всех кипит работа — и я справляюсь. Как будто со временем начинаешь больше успевать.

Когда понимаю, что совсем капец, прошу помочь коллег. У нас бывает временами разная загрузка: у кого-то проект только закончился, а у кого-то — в самом разгаре. Поэтому часто коллеги могут подхватить задачку. Когда у меня перегруз, пишу в общем чате: новых задач не давать.

Когда я только пришла, мне дали большой проект. Нужно было одновременно работать с экспертом, с автором и с иллюстратором — и у нас все шло со скрипом. Автор был хороший, но не из нашего агентства, поэтому привык работать по-другому, и мы иногда конфликтовали. Эксперт срывал сроки и не всегда внимательно вычитывал материал. Иллюстратор оказался не очень сильный, приходилось проверять каждую мелочь. Было непросто, но в итоге мне удалось наладить процессы так, чтобы материалы получались качественными и в срок, при этом никто никого не побил :) Проект сдали вовремя, клиент остался доволен.

Получить благодарность за сложный длинный проект — бесценно
Получить благодарность за сложный длинный проект — бесценно

«Расслабишься — это сразу сказывается на качестве статей»

Самое сложное — держать фокус. Например, я отвечаю за статьи для ПромоСтраниц. Кажется, что, раз уже полгода делаешь по шесть статей в неделю, формат стал простым и привычным. Но на самом деле это не так. Если расслабишься и недосмотришь, это сразу сказывается на качестве статей: автор что-то пропустит, от редакции и клиента приходит много правок. Поэтому отношусь ко всем задачам как к сложным, чтобы быть сосредоточеннее.

Я стараюсь строить работу вокруг задач со строгими сроками. Например, на статьи в ПромоСтраницы у нас четыре-пять дней, опозданий быть не должно. Значит, я кровь из носу должна посмотреть план, драфт и финал, когда автор мне их прислал. Или у меня созвон с клиентом назначен, я железно должна его провести, а до этого — подготовиться. Это то, что я заношу в планы на день, а задачи с более гибкими сроками располагаю в свободных слотах. Так в форс-мажорных ситуациях получается не сорвать сроки по проектам: если что-то экстренное свалилось, можно подвинуть задачу с гибким дедлайном.

<p>Первое время мои работы смотрел главред, но постепенно я поняла, на что нужно обращать внимание, и оставляю авторам подробные комментарии, чтобы у нас в итоге получилась классная статья</p>

Первое время мои работы смотрел главред, но постепенно я поняла, на что нужно обращать внимание, и оставляю авторам подробные комментарии, чтобы у нас в итоге получилась классная статья

«Хороших авторов реально мало на рынке»

В работе с текстами есть специфическая проблема — низкий порог входа. Многие не воспринимают работу автором всерьез: сиди, пиши текстики, получай денежку — легкотня. Когда оказывается, что надо вкалывать, соблюдать сроки, разбираться в фактуре, пинать экспертов — энтузиазм пропадает. Наверное, где-то такие авторы найдут себе работу. Но в нашем агентстве высокие требования к текстам, поэтому нужно работать по-настоящему. Тех, кто к этому готов, нелегко найти.

Я работаю с некоторыми авторами, которые полгода назад были слабоваты. Но они действительно старались: ковырялись в фактуре, искали информацию, вдумчиво отрабатывали правки, прислушивались к обратной связи от редакторов и работали над слабыми местами. И сейчас некоторые из них — чуть ли не звезды агентства, нашей команды точно.

У меня есть сложный проект, с которым не все авторы хотят работать. В нем непростая тема, на которую сложно найти экспертов, и еще не отлажены процессы. Например, мы изначально не установили правила работы. Клиент мог поменять тему, когда статья уже почти готова, или на этапе драфта подключить еще одного эксперта. Это затягивает работу над статьями и приводит к конфликту с авторами: они соглашались на один объем работ, а оказывается, что нужно сделать еще столько же. Это, конечно, не ок. Я не хочу терять авторов, поэтому сейчас стараюсь придумать, как наладить работу.

<p>Редакторам всегда жаль, когда хорошие авторы уходят. Но и здорово видеть, как автор растет, особенно когда плотно с ним работаешь и понимаешь, что тоже приложила к этому росту руку</p>

Редакторам всегда жаль, когда хорошие авторы уходят. Но и здорово видеть, как автор растет, особенно когда плотно с ним работаешь и понимаешь, что тоже приложила к этому росту руку

В каждый проект и автора нужно включаться. Например, бывает, автор нормально работает, а потом присылает тебе статью не своего уровня. Мне важно разобраться, в чем дело. Может быть, он устал, или не его тема, или набрал много статей и не справляется. Чтобы хороший не ушел, нужно постоянно поддерживать с ним связь. Я очень рада, когда удается наладить хорошие отношения с автором и у нас получается сработаться так, что он понимает мои правки, даже если я не расписываю подробно.

Что бы ответила редактору, который хочет прийти работать в агентство?

У меня есть друг, он работает в продукте, и мы с ним иногда спорим, где же лучше :) Я понимаю, что сейчас мне лучше в агентстве: я хочу развиваться, а здесь для этого есть всё — разные задачи, крутые коллеги, с которыми можно посоветоваться, курсы, авторы, сложные и простые клиенты. Я кайфую от коллег — они потрясающие: увлечены работой, постоянно развиваются, при этом не душнилы, а крутяцкие ребята.

Если вы тоже хотите расти как редактор, быть в центре событий на маркетинговом фронте — тогда вам в агентство. Если важна стабильность, не хочется много нервничать, тогда агентство — это точно не для вас.

6262
45 комментариев

Вспомнила свой личный рекорд: 9 итераций, в которых было, наверное, штук 200-300 правок. Только я была уже редом и правки были от меня :D

5

У нас в агентстве рекорд — полгода статью по правкам клиента переписывали =)

2

У нас с тобой тоже примерно такое что-то было)

блин, я б сдохла и после третьей итерации переписала бы сама

Крутая статья, прям отдушина)

В нашей практике самые топовые комментарии от эксперта: «Ложь» или «Нет». И они висят на каких-то тонких нюансах: вроде все точно так, как он сказал на созвоне, в вебинаре, в своем тезисном плане вебинара. А вот нет, чуть категоричнее написали, и уже неправда.

5

О, знакомая тема) Иногда вообще непонятно что не так — идешь спрашиваешь, а что не так то, а на тебя смотрят как на тупую))

2