Исследование: как «зомби со смартфонами» влияют на поведение толпы

Невнимательный пешеход способен нарушить стройность целого потока, выяснили японские учёные. Пересказ материала Wired.

Исследование: как «зомби со смартфонами» влияют на поведение толпы

Каждый не раз встречался с уткнувшимся в телефон пешеходом: тот за секунду до столкновения поднимает глаза — шаг влево, шаг вправо и так, пока не сдадут нервы. Чтобы показать, как невнимательность одного пешехода подрывает динамику целой толпы, исследователи из Токийского университета и Технологического университета Нагаока провели серию экспериментов.

Каждый раз они пускали два встречных потока из 27 человек, в жёлтых и красных шапках. В обоих — по три смотрящих в смартфон пешехода, всегда в разных частях толпы — передней, центральной или хвостовой. Траекторию и скорость движения фиксировали камеры сверху.

Ученые также провели предварительный эксперимент: в нём за обстановкой следили все. Пешеходы, как и предполагалось, выстраивались в две-три колонны, формируя «полосы» внутри потока. Сверху картина напоминала желто-красный полосатый флаг.

Хисаши Мураками, Токийский университет

В колоннах пешеходы, как правило, следуют за впереди идущими «лидерами»: именно они анализируют действия встречного потока, чтобы вовремя подстроиться и избежать столкновения. Такой когнитивный процесс можно назвать двусторонним прогнозированием.

«Мы с вами идём навстречу друг другу. Я пытаюсь предположить, по какой траектории пойдёте вы, а вы, тем временем, размышляете, как поступлю я, — поясняет Клаудио Феличиани, инженер в области вычислительной техники Токийского университета и соавтор исследования. — В ходе этого двустороннего процесса и формируется модель поведения толпы».

Однако связь разрушается, если одна из сторон увлечена перепиской. Такой пешеход не контролирует ситуацию и продвигается неосознанно, что приводит к неожиданному для позади идущих столкновению и образованию пешеходной «пробки».

Эксперимент только подтвердил гипотезу: участники с телефонами шли впереди и тормозили всех, кто шёл следом. Идущие им навстречу пешеходы не могли установить невербальный контакт, из-за чего разбредались в разные стороны.

Хисаши Мураками, Токийский университет

Однако хаоса не возникало, если «смартфон-зомби» шли в центральной или хвостовой частях потока. Всё потому, что в таком случае отвлечённый пешеход сознательно или бессознательно ориентируется на «лидера». Учитывает ли он действия людей справа и слева от него — неизвестно.

«Полагаю, что да, однако научного подтверждения у нас нет», — заключает Хисаши Мураками, когнитивист Токийского университета и глава исследования. Чтобы понять, на что обращает внимание пешеход, Мураками планирует отслеживать движения глаз с помощью специальных устройств.

Траектории движения: отвлечённые идут впереди (i), в центре (ii); в конце (iii); отвлечённых нет (iv) Хисаши Мураками, Токийский университет
Траектории движения: отвлечённые идут впереди (i), в центре (ii); в конце (iii); отвлечённых нет (iv) Хисаши Мураками, Токийский университет

По словам бихевиориста Мехди Муссаида, исследование показывает, как невнимательность одного пешехода влияет на модель поведения целой толпы. Ранее этот аспект игнорировался, отмечает он.

Точно определить, как устроен когнитивный процесс двустороннего прогнозирования, трудно, заключает Юта Нисияма, когнитивист Технологического университета Нагаока. Помимо визуального восприятия, есть нечто ещё — сформировавшийся «когнитивный код для навигации», пишет издание.

На поведение также влияет культура. Эксперимент проводился в Японии, однако в Китае, США или странах Европы модели могут отличаться.

Цель исследования, согласно Мураками, не пристыдить невнимательных пешеходов, а указать на важность двустороннего прогнозирования «и в других самоорганизующихся системах: группах животных и роботов».

Но если пешеход в силах маневрировать, то робот — нет. Потому, как ему обучаться, какой сигнал подавать человеку и в какую сторону отступать, пока непонятно. Возможно, решением станут «поворотники», эффективно использующиеся на дороге, пишет издание.

31
23 комментария

Психология толпы прикольная штука. 
Когда-то я работал раздачей флаеров. И поскольку это очень нудная и скучная работа, я быстро начал находить фишки. 
Например, стоишь на узком тротуаре, где люди идут друг за другом. 
Идет очередная цепочка людей в 5-7 человек. Если первые два берут флаер, то почти вся цепочка автоматом берет. И наоборот, если первые два не берут - нет даже смысла предлагать остальным. Но зато можно попробовать сунуть флаер концу цепочки, которая не видела "провала". 
Если получается поймать взгляд человека на 1,5 секунды - он точно берет флаер с вероятностью в 95%. Причем независимо, девушка это или брутального вида мужик. А вот если человек сразу отводит взгляд, почти нет вероятности, что он возьмет флаер. 

Короче, после того, как открыл кучу всяких мелких уловок работодатель не успевал заказывать флаеры. Даже ходил контролить, не выбрасываю ли я их в таком количестве. 

Щас уже так не развернешься, все в телефон тычат взгляд. 

40
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Занимательно) а что ещё заметили? Расскажите плз

Ответить

Тот самый случай, когда коммент полезней статьи. И плюсов больше набрал)

(Первые два лайкнули, значит, все читатели лайкнут?)

Ответить

Проблемы современности

6
Ответить

Не понимаю людей, которые во время ходьбы пялятся в телефон. Особенно печалят такие кадры, переходящие дорогу. Им видимо ни себя не жалко, ни водил.

6
Ответить

Обычно те, кто водит и сейчас идёт пешком, расходится левым боком, как на авто при правостороннем движении.

4
Ответить