SEO-исследование медицинской тематики: техническая оптимизация

SEO-исследование медицинской тематики: техническая оптимизация

Продолжаем серию публикаций, посвященную нашему «Исследованию медицинской тематики» в Санкт-Петербурге. В первой публикации мы рассказывали о целях нашего исследования и принципе отбора многопрофильных медицинских клиник.

Часть 10 «Техническая оптимизация»

В предыдущих статьях мы подробно разобрали – каким должен быть контент на сайте для успешного ранжирования в поисковых системах и привлечения трафика. И если контент является внешней оболочкой вашего сайта – он должен быть качественным, экспертным, доступным для посетителей, то техническая оптимизация – является сердцем вашего сайта.

Сколько бы финансов и времени не было вложено в контент – отсутствие технической оптимизации может существенно усложнить доступ к нему.

Наиболее важными критериями по части технической оптимизации сайта являются:

· корректность индексации,

· скорость загрузки контента,

· время отклика страниц,

· ответы сервера.

Большое количество ошибок и редиректов может свидетельствовать о низком качестве сайта.

301 редиректы

SEO-исследование медицинской тематики: техническая оптимизация

На графике представлено распределение 301 редиректов на сайтах лидеров и их отклонение от среднего по всем сайтам и сайтам-аутсайдерам.

  • Среднее количество 301-редиректов на сайтах лидерах в поисковой выдаче ~57 шт.
  • Среднее у всех анализируемых сайтов ~67 шт.
  • Среднее у сайтов-аутсайдеров результатов поиска ~71 шт.

На графике видно, что количество редиректов у сайтов лидеров и сайтов-аутсайдеров отличается несущественно.

Несколько сайтов-лидеров имеют количество 301 редиректов близкое к 0 и существенно ниже среднего всех сайтов из нашего исследования. Только два сайта – avaclinic.ru и medlabspb.ru – превышают средние значения.

При этом максимальное количество редиректов – 667 – обнаружено на сайте unclinic.ru.

В целом, можно сделать вывод, что все сайты, как лидеры, так и аутсайдеры, стараются поддерживать чистоту внутренней ссылочной структуры и сводить количество редиректов к минимуму.

Страницы 404

404 Not Found – ответит сервер, если по запрашиваемому URL не обнаружено страницы. Мы проверили внутреннюю ссылочную структуру всех сайтов на количество таких ошибок.

SEO-исследование медицинской тематики: техническая оптимизация

Сайты-лидеры стремятся очищать сайт от 404 ошибок настолько, насколько это возможно. Только три сайта имеют количество ошибок чуть выше среднего значения в 5.6 шт., но не превышают 20.

Среднее количество 404 по всем анализируемым сайтам – 125, а по сайтам-аутсайдерам более 160.

Мы заметили, что большая часть аутсайдеров тоже стремится избавляться от 404 ошибок и регулярно проводят проверку на их наличие. Максимальные значения по количеству 404 ответов сервера обнаружено на сайтах:

  • medcentr-diana-spb.ru – 2 319,
  • dcenergo.ru – 1 825.

Небольшое количество 404 ошибок не является чем-то критичным – сайты не статичны: появляются и удаляются услуги, акции, но отсутствие в плане работ регулярного мониторинга и исправления ошибок может приводить к следующим последствиям:

  • ссылки с других сайтов, ведущие на 404 страницы, перестанут работать с точки зрения ссылочного продвижения, а пользователи, пришедшие на ваш сайт по такой ссылке с высокой долей вероятности сразу уйдут.

В таких случаях рекомендуется поставить 301 редирект с удаленной страницы на новую.

  • пользователи, попадающие на 404 страницы при использовании ссылок внутри сайта, могут уйти вовсе, что скажется на внутренних поведенческих факторах: длительность сеанса, глубина просмотра.

Если вы еще не мониторите ваши сайты на наличие «некорректных» ссылок – настоятельно рекомендуем включить проверку в ваш регулярный план работ, как и периодическую проверку внешнего ссылочного профиля на наличие 404 ответов.

Скорость загрузки

Еще одним важным критерием является скорость загрузки контента. Если страницы на вашем сайте грузятся долго – пользователи могут не дождаться его загрузки и уйти. Да и сайты, которые медленно работают, рискуют быть пониженными в результатах поисковой выдачи.

Скорость загрузки контента формируется из двух показателей:

1. Скорость ответа сервера – как быстро сервер формирует ответ, когда пользователь обращается к вашему сайту,

2. Скорость загрузки всех данных на странице – шрифты, изображения, скрипты и т.д.

У Google есть целый набор факторов, по которым оценивается скорость загрузки и отрисовки контента – Core Web Vitals. Одним из таких факторов является TTFB – Time To First Byte.

TTFB — это метрика, измеряющая время между запросом сайта и моментом начала поступления первого байта ответа от вашего сервера. Данная метрика не является основной - ей предшествуют другие метрики, больше ориентированные на пользователя: First Contentful Paint (FCP, отрисовка первого контента) и Largest Contentful Paint (LCP, загрузка и отрисовка наиболее объемного контента на странице – изображения или текста).

Так как сайты имеют различные наборы шрифтов и скриптов, в том числе внешних, «рендеринг» страницы (отрисовка в браузере) у различных пользователей может отличаться из-за различной скорости интернет-соединения.

Важно оптимизировать показатели скорости работы вашего сайта, сокращать время отклика сервера, сокращать количество скриптов, больших изображений, шрифтов.

В статистике мы объединили под «Скоростью загрузки» - и скорость ответа сервера, и скорость загрузки содержимого страниц.

SEO-исследование медицинской тематики: техническая оптимизация

Средняя скорость загрузки всех сайтов из нашей выборки – около 1.18 секунд. Сайты-лидеры в большинстве своем имеют более высокую скорость загрузки – около 0.71 секунды, а сайты-аутсайдеры – почти 1.32 секунды, немного выше среднего.

Отдельно проверим скорость загрузки коммерческих страниц, так как они являются наиболее важной составляющей сайтов клиник.

SEO-исследование медицинской тематики: техническая оптимизация

В среднем коммерческий срез страниц загружается на сайтах-лидерах почти в два раза быстрее, нежели у аутсайдеров. Наиболее длительное среднее время загрузки коммерческого контента обнаружено на сайтах:

· meddynasty.ru – 2.93 секунды,

· neo-med.com – 2.57 секунды,

Скорость загрузки страницы более 2 секунд – это достаточно высокий показатель, который требуется оптимизировать.

А вот статистика по объему загружаемой информации на коммерческих страницах:

SEO-исследование медицинской тематики: техническая оптимизация

В среднем коммерческие страницы на сайтах-лидерах «весят» 210 КБ, среднее у всех сайтов и аутсайдеров – 209 КБ. Разброс объема загружаемой информации на сайтах их ТОП10 выдачи колеблется от 60 КБ до 380 КБ.

Несмотря на примерно равные средние показатели лидеров и аутсайдеров – стоит обратить внимание, сайты-лидеры при этом грузятся в два раза быстрее.

Дубли страниц

На сайтах с плохо проработанной технической оптимизацией часто возникает проблемы с дублированием контента по различным URL. Все эти «дубли» по сути являются мусором, который надо вычищать. Для решения этой проблемы есть два пути:

  • Устранение причины возникновения дублей на сайте,
  • Настройка системы управления индексацией (canonical, robots.txt, X-Robots-Tag, meta robots).

Наличие дублей отрицательно сказывается на качестве сайта, размывает релевантность важных посадочных страниц.

Вот что показала статистика по количеству дублей на сайтах нашей выборки:

SEO-исследование медицинской тематики: техническая оптимизация

На всех сайтах из ТОП10, кроме одного, страниц дублей не обнаружено. Выделяется только сайт gosmed.ru, где мы обнаружили всего 4 дубля.

В среднем на всех сайтах выборки обнаружено 74 дубля, а на сайтах аутсайдерах – 97.

Наибольшее количество дублей мы обнаружили на сайте meddynasty.ru – более 1600 страниц – критически плохой показатель.

Тем не менее, на большинстве сайтов, даже на сайтах-аутсайдерах, количество дублей не очень большое, что похвально.

При оценке количества дублей страниц во внимание бралось полное соответствие страниц, доступных по различным URL. Помимо полного соответствия на сайтах имеется другая критичная проблема – дублирование мета-тегов TITLE и DESCRIPTION.

SEO-исследование медицинской тематики: техническая оптимизация

Из лидеров проблема обнаружена только с сайтом gosmed.ru. В среднем без учета сайта gosmed.ru у лидеров 12 дублей, если же его учитывать – 42.

Средние значения у всех сайтов выборки – 494 дубля мета-тега TITLE, а вот у аутсайдеров – 636, имеются явные признаки проблем с технической оптимизацией.

Наибольшее количество дублей мета-данных мы обнаружили на сайте cdmed.ru – более 18 000.

SEO-исследование медицинской тематики: техническая оптимизация

По дублям мета-тега Description из лидеров снова сильно выбивается сайт gosmed.ru, который вышел с показателями выше среднего – 359, и немногим меньше, чем у сайтов аутсайдеров – 454.

Тем не менее, наличие дублей мета-данных не мешает сайту gosmed.ru хорошо ранжироваться в поисковых системах, очевидно – на сайте имеются технические дубли. Тем не менее рекомендация для всех сайтов общая количество - дублей необходимо сокращать.

По графику видно, что другие лидеры плотно работают с технической оптимизацией и устранением дублирования контента на сайте.

Изображения

Очень часто в нашей практике мы встречаем на сайтах (не только медицинских) неоптимизированные изображения. Наиболее популярные проблемы:

  • Не оптимизирован размер по ширине и высоте – изображения не подогнаны под необходимый размер,
  • Избыточное качество изображения.

Это приводит к чрезмерно большому весу изображений и существенно сказывается на скорости загрузки страниц.

Помимо всем известных форматов изображения – JPG, PNG, последнее время популярность набирают более современные форматы – WEBP и AVIF. Последние два позволяют сжать объем изображения без потери качества. Форматы немного отличаются, WEBP имеет большую популярность (так как был разработан еще в 2010 году) и поддерживается большинством браузеров.

Мы не будем вдаваться в детали форматов, а посмотрим – какие чаще используются на сайтах медицинских клиник – WEBP или JPG/PNG – эти форматы наиболее популярны.

SEO-исследование медицинской тематики: техническая оптимизация

Несмотря на то, что WEBP появился в 2010 году (уже 13 лет прошло), использование этого формата изображений оказалось достаточно низким - около 5% сайтов клиник его применяют.

Сайты, которые используют современные форматы изображений – имеют существенное преимущество по скорости загрузки графического контента на мобильных устройствах.

В силу того, что таких сайтов в нашей выборке всего 5% - мы не будем начислять баллы за данный пункт.

SEO-исследование медицинской тематики: техническая оптимизация

На графике можно заметить, что показатели минимума и максимума на сайтах лидерах достаточно сильно разнятся: 21KB и 144KB. На двух сайтах из десятки лидеров обнаружено превышение средних показателей сайтов-аутсайдеров – 108 KB.

В целом, в отрыве от количества изображений на каждой конкретной странице сайта – эти данные мало полезны, но теперь мы знаем средний разброс размера изображений и максимальную планку. При этом держаться лучше, конечно, средних показателей.

Раз уж мы затронули тему изображений – давайте сразу проверим как часто клиники оптимизируют изображения, заполняя мета-теги ALT и TITLE.

SEO-исследование медицинской тематики: техническая оптимизация
SEO-исследование медицинской тематики: техническая оптимизация

Заполняемость тега ALT в среднем на всех сайтах – 55,5%, у лидеров цифра примерно такая же, но, опять же, имеются экстремумы – сайты gosmed.ru и medongroup-spb.ru проработали ALT практически на всех изображениях.

С мета-тегом TITLE ситуация похожая, но этому тегу сайт gosmed.ru уже не уделяет внимания, а medongroup-spb.ru – снова на пике экстремума.

Средняя заполняемость ALT на всех сайтах примерно совпадает со средними сайтов лидеров – 16,1%. Тег TITLE оказался существенно менее популярным.

Результаты

Простановка оценок за техническую оптимизацию внесла сумятицу в общий рейтинг, тем не менее мы перепроверили данные и обнаружили:

  • Сайты, которые отлично проработали контент – зачастую имеют проблемы со скоростью загрузки контента,
  • А вот сайты с минимальной проработкой контента по технической оптимизации получили высокую оценку.

Что и логично: чем меньше контента – тем меньше он «весит» и быстрее загружается. Поэтому в формуле оценки технической оптимизации используется большое количество критериев, которые так или иначе влияют на итоговый балл:

  • Средняя скорость отклика страниц,
  • Средняя скорость загрузки содержимого страниц,
  • Наличие ошибок, битых ссылок (301, 404),
  • Наличие дублей,
  • Средний и максимальный размер изображений на сайте,
  • % оптимизированных изображений,
  • балл за проработку контента.

Вот таким сформировался ТОП15 сайтов:

SEO-исследование медицинской тематики: техническая оптимизация

Разница у ТОП15 сайтов по количеству набранных баллов не очень существенна.

Так как статья посвящена технической оптимизации – блока с важностью критериев в ней будет – выделить их достаточно сложно.

Отклонения от среднего в технической оптимизации не всегда имеют существенное и прямое влияние на ранжирование. Как мы видим, некоторые сайты, находящиеся в ТОПе, имеют ряд недоработок при сравнении, но это не мешает им занимать лидирующие позиции.

При технической оптимизации сайтов, старайтесь достигать результатов не хуже, чем лидеры тематики: по скорости отклика сайта, скорости загрузки, размерам шрифтов, скриптов и изображений. И, конечно же, в первую очередь уделяйте внимание качеству контента!

На сегодня — все. Спасибо за внимание!

Предыдущие статьи цикла «SEO-исследование медицинской тематики в Санкт-Петербурге»:

1. Вводная часть – здесь мы рассказывали о целях нашего исследования и методологии.

2. Часть 1 и Часть 2 объединены в одну статью – здесь мы провели анализ полноты базовой информации о клинике и проверили наличие контента, который в большей или меньшей степени может формировать доверие к клинике.

3. Часть 3 «Информация об услугах» – в этой статье мы проверили полноту общей информации об услугах клиник на сайтах.

4. Часть 4 «Страницы услуг» - в этой статье мы оценили качество контента на страницах диагностических и лечебных услуг.

5. Часть 5 «Страницы направлений» - здесь мы разбирали контент на страницах различных направлений.

6. Часть 6 «Карточки врачей» - рассказали про то, как клиники оформляют карточки врачей.

7. Часть 7 «Страницы заболеваний» - проанализировали и сравнили как клиники оформляют информационный контент на сайтах.

8. Часть 8 «Удобство пользователя» - поговорили об интерфейсах сайтов, формах записи на прием и способах контакта с клиникой.

9. Часть 9 «Элементы UI, влияющие на конверсию» - здесь мы разобрали элементы UI, которые могут оказывать влияние на конверсию.

10. Часть 10 «Техническая оптимизация» - вы здесь.

***

Подписывайтесь на наш Телеграм: t.me/alteraagency — в нем мы делимся новыми кейсами и полезным контентом по маркетингу и поисковой оптимизации.

33
Начать дискуссию