Мой ребёнок боится или поговорим о детских страхах. Что с ними делать?

Первое, что стоит отметить, что если у ребёнка есть какой-то страх и он чего-то боится - это нормально и очень важно в этот период дать ему поддержу, а не обесценивать страх. Родитель из своей устойчивой взрослой позиции, должен выдерживать различные детские тревоги, чувства и эмоции, при этом не проваливаясь в свои собственные страхи, вину или беспомощность.

Не надо вот этого вот: успокойся, перестань, иди сюда, не бойся, это не страшно, не больно и тд. Тем самым вы не только не понимаете и обесцениваете чувства ребёнка, но и загоняете его в одиночество и недоверие к взрослым.

Второе, что важно понимать - довольно много детских страхов вызвано поведением родителей: их отношениями между собой, с ребенком, с другим ребенком в семье, с родственниками, собственными родительскими страхами и тревогами. Например, если вы боитесь собак, ваш ребенок может тоже бояться собак. Это на самом простом уровне, но бывает и уровень сложный, когда страх трансформируется и «сидит» более глубоко.

Далее, нужно знать, что дети, также как и взрослые, выражают страх тремя способами: беи (агрессия), беги (в прямом и переносном смысле), замри (и ребенок застыл, замер, затих). И эти способы будут проявляться по разному. ⠀

Например, ребенок чего-то боится в детском саду и он может:

- вести себя в саду или дома агрессивно (реакция «бей»);

- заболеть, чтобы не поити в сад (реакция «беги», тем самым избегая страха);

- стать замкнутым, молчаливым и подавленным (реакция «замри»).

Выбор реакции у ребенка( как и у взрослого, кстати) индивидуален и зависит от множества факторов.

Что делать с детскими страхами?

Как у взрослых, так и у детей работа со страхом начинается с ясности: чего именно ты боишься? что или кто это такое? Поэтому, о страхе нужно и важно говорить, и не просто говорить, а эти эмоции нужно прожить.

Поговорите с ребёнком, спросите: где живет его страх? В теле или где-то ещё? Как он выглядит? Какого цвета? Какой формы? А что страх хочет от тебя и что говорит? В каких ситуациях появляется, а когда уходит? А как ты ощущаешь его?

Если ребёнок ещё маленький, вопросы задаются не прямо, а в игровой форме. Если постарше, важно без навязывания и аккуратно. Ближе к подростковому возраста - вопросы доверия выходят на первый план. Можно использовать метафоры. ⠀

Важный вопрос: твой страх большой или маленький? Если ребёнок говорит, что страх большой и больше его, предложите чаду представить за спиной обоих родителей. Важно: обоих родителей! Даже если мама с папой в ссоре, в разводе, не общаются, мама лучше знает как воспитывать ребёнка и тд. ⠀

Если ребёнок говорит, что страх меньше его, то здесь страх нужно «вывести» из тела. С этим отлично справляются рисуночные техники, которые подходят и для неговорящих детей тоже.

Нарисуйте страх в виде страшного-престрашного монстра и начните с ним играть. Спросите ребёнка: а как будет выглядеть этот же монстр, только если он теперь добрый? Придумайте с ребенком про него сказку, подружитесь с ним или победите его! ⠀

Вообще, даже без рисуночных техник, сказка отлично помогает справится со страхами. Включайте фантазию, берите игрушки и разыгрывайте историю: жил был мальчик/девочка (возраст и пол ребенка), он/она тоже боялся/боялась (называете страх ребенка) и дальше начинаете работать уже с конкретным страхом: предложите ребенку побыть в роли Самого Страха и начать его пугать (и вот тут слушайте внимательно, что именно говорит ребенок и как себя ведёт). Дальше можно аккуратно начать задавать вопросы, что герою сказки делать, как себя вести и что сделать, чтобы страх ушел. Помогайте очень бережно, ненавязчиво и обязательно закончите сказку «победным» концом.

Больше полезных материалов, различных разборов, подкастов о психологии и психотерапии в моем Телеграм канале:

1
1 комментарий

попробуйте в детдом

1
Ответить