Михалыч, сначала строим систему управленческого учёта, потом строим дома 🏗️💰
Мне не раз доводилось заниматься управлением финансов в строительных компаниях. Сейчас я с уверенностью могу сказать, что для ряда бизнес ниш, в том числе и для строительства, финансовый учёт - это маст-хэв. Т.е. вещь почти обязательная и внедрять его лучше с самых первых дней.
Меня зовут Галина Виноградова и нет, я не претендую на звание эксперта по строительству. Моё дело - финансы. Чтобы нам познакомиться поближе, подпишитесь на мой канал в TG 👉 https://t.me/uchot_finance. Так мы всегда будем на связи😉
Причин несколько:
- Длинные проекты: Работа компании над одним объектом(проектом) может длиться месяцы и годы. Тут без тщательного планирования и прогнозирования никак не обойтись. Придется учитывать, например, рост стоимости материалов и одновременное обесценивание средств.
- Расчет по каждому проекту: Для контроля бюджета и оценки рентабельности важно учитывать расходы и доходы отдельно по проектам. Чтобы видеть, какой сарай нам принёс деньги, а какой пентхаус их съел. Это особенно важно если несколько проектов ведутся параллельно.
- Менеджмент персонала: Тут, например, важна разработка и поддержка систем мотивации и контроля. Конечно, если наш приоритет - сдача проектов в срок и без рекламаций от клиентов.
- Учет амортизации техники: В сфере строительства этот пункт может свести с ума. Всё дело в количестве техники, инструментов и прочего инвентаря. Их стоимость варьируется от сотен до миллионов рублей, а срок службы от нескольких дней до нескольких лет.
Поэтому финдиректор берет на себя вопросы финансового анализа, стратегии и аналитики.
❶ Сбор данных
Это основа для принятия решений в управлении финансами. Сюда входят:
- Оцифровка доходов и расходов: Тут важно разделять прямые и косвенные затраты. Прямые затраты - закупка цемента, зарплата каменщика, оплата работы субподрядчиков, новые ботинки прораба(шутка) и так далее. А косвенные — это административные и прочие накладные расходы.
- Оцифровка денежных потоков: Это оценка движения средств. Она важна для обеспечения ликвидности и своевременного выполнения финансовых обязательств. И если в этом предложении кроме сухих и сложны формулировок вы ничего не слышите, не расстраивайтесь. Грамотный финдир все проконтролирует)
❷ Стратегия
Разработка и реализация стратегических планов для достижения долгосрочных целей. Иными словами - финансовый директор на основе результатов анализа предлагает вам пути решения проблем и методы достижения глобальных целей. Вам же останется только принять решение.
На этом этапе происходит:
- Планирование денежных потоков: Мы заранее решаем, куда, откуда и в каком объеме будут двигаться деньги.
- Бюджетирование: Создание детальных бюджетов для каждого проекта с учетом всех возможных расходов и доходов.
- Контроль дебиторской и кредиторской задолженности: Учёт задолженностей, своевременное выставление счетов и контроль за их оплатой. Этот шаг помогает избежать задержек в поступлении средств.
- Резервирование средств: Создание резервных фондов крайне важно для этой ниши. Вы и сами знаете как часто возникают непредвиденные расходы. Так вот резерв - это “предвидение” непредвиденного.😁 Тут речь о периодах низкой активности (не сезон), о случае, когда платежи поступают неравномерно(например, при долевом строительстве), о крупных поломках, простоях по вине внешних факторов и так далее.
❸ Отчеты и аналитика
Регулярное составление финансовых отчетов и их анализ — это “рука на пульсе” и ключевой элемент управления финансами в моменте. Здесь необходимо иметь навык использования специализированных инструментов для мониторинга:
- Отчеты о прибыли и убытках: Нужны для оценки финансовой эффективности компании.
- Балансовые отчеты: Оценка активов и пассивов компании.
- Отчеты о движении денежных средств: Анализ поступлений и выплат, позволяющий контролировать ликвидность компании и планировать будущие денежные потоки.
- Ключевые показатели эффективности (KPI): Определение и отслеживание KPI для оценки эффективности различных аспектов деятельности компании. Иными словами - там, где можно поднажать обязательно поднажмём обновленным KPI. И сделаем это так, что вязальщик арматуры за счёт премии перечислит домой больше денег. Потому что ему “только и подавай больше работы”.
- Оптимизация процессов: Это выявление узких мест и неэффективных процессов. Результат этого шага обязательно будет учтён в пункте 2 (Стратегия)
Вывод: Грамотный учёт дает прозрачность: вы всегда знаете, сколько денег на счету, сколько заработал каждый проект, кто должен вам и кому должны вы. При этом рабочие заняты строительством, а вы амбициозными проектами будущего.
😊 Самое время вспомнить об одной из главных миссий моего блога и рассказать о важности тандема “собственник + финансовый директор”. Каким бы болезненным поначалу ни был процесс, результат финансового порядка начинает проявляться уже после первых 3 месяцев работы. Это самый труднопроворачиваемый цикл, который нужно пережить.
Как специалист на аутсорсе, я часто анализирую и свою работу, смотрю на сколько гармонично вписалась система финансового учёта. Чем быстрее происходит трансформация бизнеса, тем стремительнее он становится устойчивым и более прибыльным. И мой опыт подсказывает, что всегда можно быстрее, выше, сильнее💪
Подписывайтесь на мой канал в Telegram. Там я делюсь прикладными материалами, реальными кейсами и интересными новостями бизнеса. А лучше оставляйте заявку на консультацию - https://b24-7k63fc.bitrix24.site/crm_form_web_yy/
Я думаю, вязальщику арматуры можно просто подавать больше денег))))))))
станет вязальщиком пачек :)
Всегда можно быстрее, выше, сильнее, все зависит только от человека
От человека, который принимает решение?
Ваша статья акцентирует внимание на важности управленческого учета в строительных компаниях. Как вы считаете, какие первые шаги необходимо предпринять при внедрении этой системы в компании, которая ранее не имела подобного опыта? Какие инструменты использовать?
сначала нужно определить цель бизнеса. Масштабироваться? - один инструментарий. Сократить затраты на персонал - другой. Избавиться от постоянных кассовых разрывов - третий и т.д. Озвучиваете цель финансовому директору, он находит под нее инструменты и внедряет их
Но первый шаг самый простой - это консультация. приходите, обсудим ваши задачи и наметим шаги
О! Это точно! Сначала все считаем и делаем так, чтобы удобно было пересчитывать)