Когнитивные искажения в дизайне интерфейсов: как психология управляет поведением пользователя
Давайте будем честны: пользователи — существа ленивые. Им не хочется думать, искать или разбираться. Они хотят получить то, что им нужно, с минимальными усилиями. И это нормально — все мы такие. Именно поэтому хороший диджитал-дизайн — это не про красоту. Забудьте про свои творческие метания и вдохновение. Всё сводится к управлению вниманием и поведением пользователя. Проще говоря, вы должны манипулировать ими так, чтобы они даже не заметили. Давайте прольем цифровой чай на этот вопрос ☕🥧
Что такое дизайн?
Важно понимать: дизайн — это не рисование. Это проектирование. Это процесс, в котором каждое решение имеет цель и обоснование. И я почти уверен, что вы слышали, что дизайн — это не про красивые картинки. Но в моем видении, дизайн — это таки про красивые картинки, однако подкрепленные механикой работы продукта и взаимодействия с пользователем. Он направлен на решение задач. И хороший продуктовый дизайнер, это тот, что может сделать и красиво и функционально. Если мы принимаем эту точку зрения, то когнитивные искажения становятся не просто интересным инструментом, а логичным и необходимым элементом проектирования. Они помогают встроить психологию восприятия в структуру интерфейса, делая взаимодействие пользователя с продуктом максимально эффективным и предсказуемым.
Глубже в психологию: как работает человеческая психика
Человеческий мозг — это мощная, но крайне ленивая машина. Каждый день он обрабатывает миллионы единиц информации, и чтобы не "перегреться", мозг использует упрощённые алгоритмы обработки данных. Именно здесь возникают когнитивные искажения — ошибки восприятия и обработки информации. Эти искажения помогают принимать решения быстрее, но не всегда правильно.
Как работает мозг пользователя
Наш мозг устроен так, чтобы минимизировать затраты энергии. Он обрабатывает информацию с помощью эвристик — простых правил, основанных на прошлом опыте. Когда пользователь сталкивается с интерфейсом, он интуитивно ищет знакомые паттерны. Если он их находит — отлично. Если нет — возникает фрустрация.
Кто из вас не пытался перематывать видео быстрым кликом по стороне экрана, как на youtube и не получал такой же обратной связи, находясь на другом сайте. Забавно не правда ли? И я почти уверен, что вы уже нашли пару сервисов которые позаимствовали эту механику.
Память и восприятие
Человеческая память работает в трёх уровнях: сенсорная, краткосрочная и долгосрочная. Хороший дизайн должен учитывать особенности каждой. Понимаю, что хороший звучит не конкретно, но давайте так, хороший это тот, что будет работать в вашем продукте.
- Сенсорная память помогает воспринять интерфейс целиком.
- Краткосрочная — удерживает информацию, нужную для выполнения задачи.
- Долгосрочная — хранит опыт взаимодействия с похожими интерфейсами.
Когнитивная нагрузка: враг удобного интерфейса
Когнитивная нагрузка — это количество умственных усилий, которое требуется пользователю для взаимодействия с интерфейсом. Чем выше нагрузка, тем сложнее пользователю достичь цели.
Три типа когнитивной нагрузки
- Основная нагрузка — связана с самой задачей (например, поиск информации).
- Вспомогательная нагрузка — связана с интерфейсом (например, сложная навигация).
- Избыточная нагрузка — то, что можно и нужно убрать (например, ненужные шаги или отвлекающий дизайн).
Снижение когнитивной нагрузки — это основной способ сделать интерфейс удобным и понятным.
Когнитивные искажения: что это и как их использовать
Когнитивные искажения — это не баг мозга, а фича. Если дизайнер умеет их использовать, интерфейс работает лучше.
Основные когнитивные искажения в дизайне:
- Эффект первенства — первая информация воспринимается лучше всего.
- Эффект новизны — пользователи запоминают последнюю информацию.
- Эффект якоря — первая увиденная цена или опция становится точкой отсчёта для сравнения.
- Эффект изоляции — выделяющийся элемент привлекает больше внимания.
- Эффект статуса-кво — пользователи склонны выбирать варианты по умолчанию.
- Эффект усилий — чем сложнее задача, тем больше пользователь ценит её результат.
Как уменьшить когнитивную нагрузку
- Минимализм — убираем всё лишнее. Тут вообще ни разу не про стиль минимализм. Надеюсь вы это понимаете.
- Единообразие — одинаковые паттерны для схожих действий. Хорошо если есть в рамках одного продукта. Отлично если есть в рамках индустрии и в вашем продукте в частности.
- Группировка информации — разбиваем данные на небольшие блоки. Тут пока лучше никто, ничего не придумал. Вот эти все истории про сетку Bento, это оно. Если, что загуглите. Если лень, вспомните презентации Apple.
- Подсказки и обратная связь — делаем путь пользователя очевидным. Даже очевидный для вас интерфейс лучше подстраховать и дать какую-то вводную при первом входе. Вы наверняка видели обучалки во многих сервисах. Эти штуки работают.
Погружение в примеры
- Google: минималистичный интерфейс с фокусом на одну задачу — поиск.
- Netflix: алгоритмы рекомендаций снижают когнитивную нагрузку.
- Amazon: использование эффекта якоря при отображении скидок.
- Apple: простая навигация и минимум отвлекающих элементов.
Психология и эмоции: как дизайн вызывает реакцию
Интерфейсы могут вызывать эмоции. Эмоциональный отклик важен, поскольку он напрямую влияет на вовлечение пользователя. Хороший дизайн вызывает радость, уверенность и удовлетворение. Плохой — раздражение и разочарование.
Эмоциональный дизайн
Вот вам еще на погуглить по этому вопросу немного информации. Три уровня эмоционального дизайна по Дональду Норману:
- Визцеральный — внешний вид продукта.
- Поведенческий — удобство использования.
- Рефлексивный — осознание пользы и удовольствия от использования.
Что-то вроде вывода
Понимание психологии восприятия и работы когнитивных процессов — ключ к созданию действительно эффективных интерфейсов. Глубокая проработка вопросов когнитивной нагрузки и использования когнитивных искажений позволяет не только облегчить жизнь пользователям, но и управлять их поведением без лишних усилий. Хороший дизайн — это грамотное проектирование, основанное на понимании того, как думают и действуют люди.
Всем добра 🦫
Представьте, если бы все вокруг нас было неудобным и хаотичным — навигация в городе, сайты, интерфейсы приложений, даже упаковка товаров и предметы интерьера
«Мы не замечаем хороший дизайн, но он делает нашу жизнь проще и комфортнее»
Давайте приведу примеры, как дизайн делает нашу жизнь проще:
— Удобный интерфейс банковского приложения — экономит врем…
Для тех, кто не знает физику – весь мир полон магии. Так и в PR, где системный подход к решению нетривиальной задачи может сойти за колдовство. Но эта сфера направлена не только на создание образов, но и на их разрушение. Здесь важно не «сделать эффектно», а наблюдая за процессом филигранно управлять реальностью так, чтобы никто не заметил. Вспомн…
Когда мы думаем о дизайне, мы часто предполагаем, что это что-то, что улучшит продукт, выделив его — как узор — каким-то образом придав ему дополнительный уровень красоты в дополнение к его функциональности. И все же хороший дизайн, когда он определяется как способ, которым что-то выглядит и работает (например, пользовательский интерфейс), сам по с…
Сегодня все дизайнеры говорят и делают продукты в рамках инклюзивного дизайна. Однако по моим личным наблюдениям, тут прямо беда в этом вопросе и понятийном аппарате. Даже те, кто говорит о инклюзивности, зачастую не понимают, о чем именно говорят. А еще почему-то сразу представляют людей в инвалидных колясках. Хотя, если быть честными, инклюзивный…
В современном мире цифровых продуктов и технологий два термина — UX и UI дизайн — стали неотъемлемой частью создания успешных приложений и веб-сайтов. Хотя эти понятия часто используются вместе, они имеют разные цели и задачи. Давайте разберемся, что стоит за каждым из них и как они взаимодействуют для создания качественного пользовательского опыта…
Когда вы заходите в Facebook, LinkedIn или Google, первое, что бросается в глаза, — это их цветовая гамма: белый фон, синие кнопки, серые элементы. Это не просто «модно» — это продуманный дизайн, который опирается на исследования в области психологии восприятия, юзабилити и многолетний опыт топ-платформ. Давайте разберёмся, почему именно эта гамма…