Александр Овчинников

+35
с 2019
0 подписчиков
30 подписок

"Хорошо подобранные примеры, демонстрирующие любимый мой тезис о том, что технологии без психологии довольно беспомощны. Примеры — из области хакерских атак, красиво названных когнитивным хакингом.
Выглядит так, словно встретились после долгих лет разлуки люди, исторически специализирующиеся на манипуляциях восприятием: пропагандисты, политики, маркетологи — с ИТ-продактами, и у них у всех открылись глаза :)
Прочитать полезно хотя бы для того, чтобы понять: никакая алгоритмическая фильтрация принципиально не может отфильтровать хорошо продуманную манипуляцию. Ни Фейсбук, ни ТикТок, ни даже традиционные СМИ не смогут решить задачку. Раз нет надежд, что кто-то решит проблему за вас, неизбежно придётся включать собственную голову ;)
https://www.kommersant.ru/doc/4473641 (https://www.kommersant.ru/doc/4473641)
(Андрей Себрант)

1. подписаться на человека (симпатичный, эксперт, гуру)) в чате, в котором генерится каждый день 200-2000 сообщений 
2. Автоматически выгружать сообщения только от этого человека в личные сообщения 

1

Успех в двадцатых - это твоя везучесть. Везучесть - просто отражение твоей адекватности, когда случается именно то, что ты ожидал. А адекватность сейчас зависит от высокой скорости фильтрации толщи мусорной информации и извлечения заветных инсайтов. Найти нужную информацию - сложно. Уж не говоря про то, что нужно вначале правильный вопрос придумать.

2

возможно фэйк, но в тему.

Павел Дуров:

"Самый опасный яд - информационный. От него нет вакцины, проникнув в нас, он убивает нас всю жизнь. Будущее за теми, кто выработает иммунитет к технологическим ловушкам и научится исключать из своей жизни информационные источники с разрушающим сознание контентом"

5

Этот инструмент стал бы отличным помощником во время тотального бернаута от коронакризиса. Мир и так глубоко шизофреничный.

2

Фильтрация - это не изи в эпоху платформ. Четкое описание: [https://t.me/tlgdoc/501](https://t.me/tlgdoc/501)

Чем меньше контроля у пользователя, тем больше денег у платформы

Думаю, ни для кого из вас не секрет, что классические медиа сейчас вымирают и всячески страдают из-за недостатка монетизации. Денег на нормальные расследования/проекты нет, в итоге вся журналистика стагнирует и более не привлекает читателей и рекламодателей.

На фоне этого мы видим настоящий рассвет блогеров, где топовые игроки зарабатывают огромные деньги, а техногиганты готовы выкупать ([https://t.me/tlgdoc/277](https://t.me/tlgdoc/277)) их за сотни миллионов долларов.

Почему это происходит и как соцсети уничтожили классические медиа (печатные издания, а затем сайты)?

Все дело в степени контроля пользователем происходящего.
На заре зарождения интернет-медиа, это были простые сайты со статьями. Монетизировались они с помощью блоков с рекламой, которая была по сторонам от содержания статей, либо с помощью «партнерских материалов», которые так и были обозначены. За счет этого у пользователей быстро формировалась «баннерная слепота», и реклама становилась слабоэффективной, а значит приносила мало денег медиа.
Можно считать, что в тот момент у пользователей был максимальный контроль над поступающей информацией. Было четкое разделение контент/реклама, а также было достаточно много времени, чтобы принимать решение: читать следующую статью или не читать.

Дальше появились уже классические соцсети: Facebook, ВКонтакте. Там тоже начинали с блоков баннерной рекламы где-то в стороне, но это имело слабую эффективность и приносило мало денег. Тогда на сцене впервые появились «умные ленты». Лента перестала в хронологическом порядке выводить все апдейты от вашего списка подписок. Теперь соцсеть сама решала за пользователя, какой контент ему стоит смотреть, но пока только на основе выбранного им списка источников. Вместе с этой потерей контроля пришла и реклама, встроенная в ленту, которая была в разы органичнее баннерных блоков. Ее уже гораздо сложнее было отличить от обычных постов, но все же можно - очередной инфоцыган со своими курсами все же сильно отличался от ваших друзей или пабликов со смешными картинками. Именно с приходом умных лент классические соцсети стали зарабатывать сильно больше.
Затем парадигма изменилась и появились соцсети нового поколения, такие как Instagram. Теперь контент перестал отличаться от рекламы. Все стремилось к усредненному образу красивых картинок с брендовыми товарами, путешествиями, машинами, курсами и так далее. Мозг потребителя потерял способность быстро отличать рекламу инфоцыгана от постов своих друзей. Очередной барьер был сломлен, а пользователи утратили еще одну степень контроля.

Формат сториесов отнял последнее: мы перестали контролировать то, что увидим через секунду. Теперь в сториесы стала подмешиваться абсолютно нативная реклама, которая появляется в случайный момент времени и ничем не отличима от контента пользователей. Тем более, что процент подписок на инфлюенсеров сильно вырос относительно подписок на простых людей. Учитывая, что инфлюенсеры сами постоянно пытаются что-то продать, то и реклама от Instagram стала неотличима.

Окончательно контроль за собственным сознанием забрал у пользователя TikTok. К формату сториесов добавили короткие видео с повторяющейся музыкой, которая создает зомбирующий эффект. Реклама в TikTok сверх-нативна. Я поймал себя на мысли, что часто не могу понять: это просто занимательное видео или реклама очередной китайской электронной безделушки?

Я абсолютно не контролирую то, что увижу через секунду. TikTok в принципе не зависит от подписок: я могу бесконечно смотреть ленту, не имея вообще ни одной подписки. В этой ленте я не контролирую то, что мне показывается, и не могу отличать рекламу от самого контента. Все сливается в единый порционный поток под веселую музычку.

В концепции отбора контроля у пользователей TikTok является на сегодняшний день вершиной эволюции, а значит и монетизации.

@tlgdoc

3

Есть очень сильное исследование Тристана Харриса про «dark pattern», в котором Тристан рассказывает о том, как нас погружают в бесконечный дофаминово-эндорфиновый цикл.

Но это еще не все. Наш объём краткосрочной памяти чаще всего оценивается в «7±2 элемента», а современные оценки ёмкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов. Т.е. наша «оперативка» очень быстро забивается. В то время как за наш крохотный ограниченный когнитивный ресурс воюет весь мир.

Вывод: фильтрация - это новая норма, условие выживания в мире аттенционализма. Мы живем в мире платформ – значит, надо учиться адекватно выстраивать с ними отношения.

3

Генеративка - коллаборативный робот) оч жду развития в синергии с человеком!

1