Что я могу добавить, перечитав свою же статью 5 летней давности… А изменилось немного. Стало чуть больше людей (25), чуть больше проектов (90), стоимость часа стала 1800 рублей. SEO стало сложнее благодаря новым требованиям поисковых систем, из-за чего уже меньше чем за 30 часов в месяц сложно что-то сделать в адекватные сроки, как следствие средний чек увеличился до 50 000 рублей. А так как мы всегда продавали часы, которые вписывались в рабочий график специалистов, один человек ведет от 3 до 5 проектов. А есть и специалисты, которые ведут 1-2 крупных проекта. И систему управления проектами мы сменили на свою собственную - Moo.Team - чтобы еще проще было переживать отсутствие менеджеров.
А что касается менеджеров, то у меня появился опыт взаимодействия с разработкой - там действительно без них никак. Программисты не хотят и не готовы общаться с клиентами. Да оно и понятно, ведь работа требует концентрации и отвечать вовремя не получится. Так что у нас есть два менеджера в отделе разработки.
Но в seo-отделе все без перемен - менеджеров нет и не предвидится. Однако подтверждаю слова о том, что нередко клиенты бывают не просто вредными, но токсичными. И приходится выбирать сотрудников в первую очередь не по скиллам, а по умению сдерживать “атаки” клиентов. Правда в последнее время я стараюсь таких клиентов “увольнять”, иначе они уволят наших сотрудников. Стоит описать разряд клиентов, с которыми работаем как бы инхаус - с включением в их команду, процессы, созвоны и систему управления проектами - тут менеджер уместен настолько же, как если бы в какой-то компании к каждому сотруднику приставили персонального менеджера, чтобы он защищал его интересы (как адвокат в суде). Ну, вы понимаете…
Так что просто процитирую “работать без аккаунт-менеджеров можно. Но стоит ли?” 😎
…………….
Владимир привет.
Интересный опыт.
Как раз на стадии развития одного нового проекта воспользуюсь описанной тобой схемой.
Но никогда не понимал этих технарей, как они дожили до своего возраста и стали экспертами, а с людьми не умеют нормально общаться.
Общаться-то они, может, и умеют, но не у всех и не всегда есть желание это делать. Плюс, как уже было сказано в статье, клиенты бывают токсичными и могут серьёзно демотивировать сотрудника в плане выполнения его прямых обязанностей.
Алексей, привет! Ну да, как и написал Виктор, общаться многие умеют, но не горят желанием это делать))
Хотя у нас была пара факапов, когда спец отвечал так, что потом мне приходилось вмешиваться и успокаивать клиента. Может как-нибудь опишу и этот опыт
Доброго дня, коллега! У меня так же своё агенство разработка и SEO. Статья интересная, познавательно почитать другой опыт. Разработчики без менеджеров не могут. Проверено. Оптимизаторы чуть более общительные, но все равно не рискнул. Я разбиваю весь путь клиента на несколько разных специалистов. Продавец - менеджер - оптимизатор - копирайтер - линкбилдер (если надо) - разработчик (они у нас Общие и для задач разработки и для задач Seo). Так безопасно для компании. И упрощаются требования к каждой единице цепи. Менеджеры у меня были всегда. Без них даже и не представляю как. Часто клиенты очень довольны вниманием и своевременностью. Как то так сложилось что наши клиенты не сильно вникают в то что мы делаем и не особо хотят. Хотя на старте мы всегда стараемся простым языком пояснить что где и почему. А менеджеры за несколько недель уже хорошо шарят в продукте. Особо умные уже на собеседовании мне выдавали знания как не у каждого Seo джуна есть. Но это конечно теория. Плюс у меня есть внутренняя адаптация с множеством видео обучения. Так менеджер заходит проще.
Я сейчас на этапе введения % за удержание и допродажи. Вижу что вы описали что все работает. Надеюсь и у меня получится ).
С удовольствием отвечу на Ваши Вопросы. Как системные так и продуктовые. Рынок огромный, едва ли может быть какая-то конкуренция, поэтому я с удовольствием поделюсь знаниями)
Интересное и вдумчивое описание управленческого опыта. Т.е. для новых клиентов у вас фактически аккаунт есть, а для старых - выборочно?
Да, несколько старых клиентов, которые с нами уже лет 5, общаются напрямую со специалистами. Но таких осталось всего около 5-6 проектов
созвоны как-то оплачиваются из кармана клиента?