Все зависит от нас самих

Экологическая повестка особенно остро ощущается во время после карантина. И данный вопрос особенно сильно волнует молодежь.

В Российском государственном профессионально-педагогическом университете (далее – РГППУ) развит студенческий актив, в том числе, на его базе существует экологический центр. Из интервью с заместителем председателя Объединенного совета обучающихся (далее – ОСО) РГППУ Дарьи Минязовой узнаем подробнее, как проходит борьба за экологию, как на личном уровне, так и на уровне университета.

- Расскажи, пожалуйста, о деятельности Объединенного совета обучающихся.

- ОСО – это актив университета. Туда входят все, кто хотят сделать жизнь студентов лучше в какой-либо сфере. У нас развиты в той или иной мере все направления деятельности, в которой можно задействовать студентов: тренерская, научная, проектная, организация мероприятий, медиа, межнациональные отношения, спортивная ,волонтерская и экологическая.

- Раскрой подробнее экологическую сферу в вашем институте.

- Вообще, деятельностью в сфере экологии занимается специальная организация, которая называется Экоцентр. Основана она была в 2019 году Марком Кокориным, который до этого руководил эко-направлением деятельности Волонтерского центра. Он собрал команду единомышленников и связался с региональным отделением Всероссийской общественной организации волонтеров-экологов «Делай!».

Недавно у нас была отчетная конференция по деятельности ОСО, и только за этот учебный год наши студенты, которых заботит вопрос экологии, провели следующие мероприятия:

13 сентября 2020 года приняли участие в мероприятии «Экодвор», после этого посетили Слет Ассоциации «Зеленых вузов России», 24 сентября высаживали рябины на территории университета, 3 октября вместе с Русклиматфондом ездили в Богданович высаживать ели, с 12 по 15 октября проводили сбор макулатуры в честь Дня без бумаги в рамках проекта «Сохраним лес».

Уже 18 октября принимали участие в проекте «Вода России»: очищали берег озера Шарташ, после этого участвовали в форсайт-сессии «Делай!», 26 октября очищали парк Химмаш от мусора. Потом проводили несколько лекций по экологии, затем организовали всероссийский фотоконкурс, связанный с экологией, организовали сбор пластмассовых крышечек на переработку. 22 апреля организовали субботник на территории университета. 1 мая снова посадили ели вместе с Русклиматфондом. Несколько студентов-сотрудников Экоцентра наградили медалями президента РФ.

Так что, я считаю, что, если студенты хотят развиваться в данной сфере, если они хотят помогать сохранению экологии нашей планеты, то есть много способов это сделать, в том числе, и в рамках активизма в университете. Если у вас еще нет своего экоцентра – настоятельно рекомендую поступить как Марк Кокорин, и открыть такой свой.

- А тебя лично заботит эко-повестка?

- Я, конечно, никогда не состояла в нашем экоцентре лично, но стараюсь по-максимуму поддерживать и освещать их мероприятия с позиции руководителя Медиацентра. Так же считаю, что, несмотря на то, что многие люди говорят, мол, если один человек перестанет расходовать, например, электричество, то в масштабах планеты ничего не изменится. Я считаю, что они не правы, так как, если каждый задумается о хотя бы минимальном вкладе в экологию, то ситуация, так или иначе, улучшится. Именно поэтому я стараюсь экономить электричество и воду, дома у меня стоит фильтр для воды вместо покупки пластиковых бутылок с ней. Также я регулярно сдаю макулатуру, пользуюсь многоразовыми бутылками для воды и термокружками, отдельно выкидываю пластик, если он появляется, и еще уже более 10 лет использую электронные книги вместо бумажных, бумажные покупаю только при необходимости и для коллекции. А еще я никогда не покупаю в магазинах пакеты, потому что всегда хожу с шоппером. У меня их несколько, на случай, если нужно было бы принести пять килограммов продуктов из Ашана.

- А как на счет экологичной моды?

- Господи, я ненавижу фаст-фэшн. Я уже года 3 не бываю в магазинах масс-маркета и практически полностью мой гардероб состоит из вещей из секонд-хенда, либо из одежды, которую для меня вяжет и шьет моя мама. Если я и покупаю что-то в обычном магазине, то стараюсь следить за тем, чтобы производство этого бренда было экологичным. Изначально идея с секонд-хендами пришла мне не столько из-за экологии, сколько из-за желания выделиться среди людей, которые, по сути, из-за производства совершенно одинаковых вещей с ужасным качеством при совершено не эко-условиях и с использованием, буквально, рабского труда, носит каждый первый. А потом я поняла, что можно не платить несколько тысяч за одну кофточку, которая испортится за месяц носки, а потратить двести рублей на случайно найденные вещи от брендов класса люкс в секонд-хендах.

Я сначала пыталась прийти к минимализму, но поняла, что мне это не очень подходит, потому что не люблю, когда меня что-то ограничивает. Даже если это понимание важности сохранения природы. Поэтому мое увлечение секонд-хендом помогает мне одновременно и иметь много одежды, и не так сильно вредит экологии, потому что осознание того, что, покупая вещь в секонде, пусть даже она будет от какого-то не эко-бренда, я уже делаю что-то правильное. К счастью, сейчас культура «дарования» вещи второй жизни начинает приобретать все большую популярность, и это, несомненно, радует.

Еще я никогда не выкидываю вещи просто так, я либо меняюсь со своими подружками, либо отдаю вещи маме, потому что она шьет ковры и одеяла из старых вещей и увозит их на дачу. А если вещь совсем непригодна ни для чего, то из нее получается неплохая половая тряпка. В принципе, такой себе ресайклинг(процесс переработки без потери качества), но, что есть, то есть. На самом деле, чрезмерное потребление и культ этого ужаса (потребления) – это страшно. И самое обидное, что некоторые бренды одежды, которым хочется доверять, используют приписку «эко» в своих маркетинговых кампаниях, а в итоге выясняется, что тонны вещей оказываются на свалках или, еще «лучше», - сжигаются. И еще один глупый факт: то, что, несмотря на дороговизну вещей из натурального меха, люди до сих пор воспринимают это как показатель «высшего класса». Вот представьте, что вам сбреют волосы и сделают из этого шапку. Приятно? По-моему, не особо. И я знаю, что действительно дорогие бренды подходят к этому достаточно серьезно, поскольку не сбривают с бедных барашков больше, чем нужно – собственно, поэтому идет такая наценка. Но я не думаю, что у какой-нибудь среднестатистической компании в России по производству норковых шуб отношение такое же.

- Какие перспективы есть у направления экоактивизма?

- Мне кажется, с людьми очень сложно работать в данном направлении, особенно в России. Я думаю, что первое, что необходимо сделать в этом вопросе в ближайшем будущем – это создать какое-либо экологическое законодательство. Поскольку пока людей не начнут штрафовать за нарушение норм экологии – ничего не изменится. Когда экоактивизм выйдет на уровень государства, думаю, ситуация в мире улучшится в разы.

Несомненно, радует тот факт, что существуют такие молодые амбициозные люди, как Дарья. Будущее за молодым поколением, которое, надеюсь, сможет исправить последствия бездумного потребления и отношения людей к нашей планете и сделает мир еще лучше.

Малмыгина Евгения, студентка третьего курса "Реклама и СО" УрФУ.

Начать дискуссию