Фитнес на удалёнке

С какими проблемами столкнулись фитнес-няшки и клубы?

Действительно, на данный момент фитнес-индустрия очень востребована. Пока был карантин, локдаун, все перешли на сидячий образ жизни, не выходя из дома.

В мире около 2 млрд людей (примерно из 8 млрд населения Земли) имеют избыточную массу тела; клиническое ожирение – у 60 млн. Согласно представленным данным, в России избыточную массу тела и ожирение имеет до 50% населения, в США – до 60%. В Европе данный показатель несколько ниже – около 44%. К 2025 году от ожирения в мире будут страдать 50% женщин и 40% мужчин. Избыточная масса тела влияет на течение инфекционных болезней, острых респираторных инфекций, осложняет и утяжеляет течение гриппа. «Последние данные показывают, что при COVID-19 при индексе массы тела до 40 кг на метр (согласно классификации ВОЗ, это ожирение третьей степени) смертность в возрастной группе 30–45 лет возрастает в шесть раз, даже у людей более молодых она выше, чем у людей без ожирения. В целом летальные исходы больных с ожирением выше на 45%, они на 70% чаще попадают в реанимацию».

Советский и российский микробиолог, эпидемиолог и инфекционист, доктор медицинских наук, Виктор Васильевич Малеев

Российская фитнес-индустрия пытается пережить карантин: спорит с арендодателями, пробует платные онлайн-форматы и готовит новых самозанятых. Однако уже очевидно, что по окончании кризиса эту отрасль придется воссоздавать практически с нуля.

Практически весь рынок фитнеса и любительского спорта перешел в онлайн и стриминг, реализуя две основные модели развития. Маленькие игроки (вроде стречинг-студии SMstretching, клуба интервальных тренировок Trib3, сайкл-студии Zaryad и др.) пытаются на этом зарабатывать, продавая тренировки, марафоны или онлайн-курсы. Вторая модель больше ориентирована на маркетинг. Большинство сетевых клубов предлагают аудитории бесплатный контент, работая на бренд и сбор трафика, а на платный формат перевели персональные тренировки своих специалистов — так, например, сделал World Сlass, запустив отдельное приложение.

Фитнес на удалёнке

Но разве может приложение заменить индивидуальные или групповые занятия? Увы, такие тренировки неэффективны, на мой взгляд, так как нет уверенности, что ты делаешь упражнения правильно, основываясь только на видео-уроках. Мало того, что тебе это может не помочь в сбрасывании лишних килограмм, но ты можешь так же и навредить себе.

Второй момент, это недостаточная площадь. Не думаю, что каждый живёт в огромном доме, где место есть и для занятий с гантелями, и для растяжки на станке или же прыжках на мяче.

Фитнес на удалёнке

Еще один важный тренд российского фитнес-рынка в период пандемии — самореализация тренеров. Из-за закрытия клубов инструкторы лишились солидной доли (а в отдельных случаях и 100%) дохода от персональных занятий. В итоге многие начали вести клиентов самостоятельно: перенесли тренировки в онлайн и развивают личный бренд. Очевидно, после окончания пандемии не все вернутся к наемной работе, а останутся в онлайне и/или офлайне как самозанятые. Если, конечно, за время карантина получится проявить себя и сохранить клиентуру. В этом случае клубы рискуют потерять и аудиторию, и тренеров.

Осознавая эту опасность, некоторые клубы направляют онлайн-активность на поддержку своих тренеров. Например, в студии Rock The Cycle устроили марафон: у каждого инструктора есть своя команда, а тренировки проходят ежедневно на протяжении месяца. Под такую активность удалось собрать 120 клиентов. Средний чек невелик, владельцы на этом не заработают, зато такие инициативы частично компенсируют финансовые потери тренеров.

Фитнес на удалёнке

Однако в долгосрочной перспективе фитнес-индустрия может рассчитывать на положительный эффект от пандемии. Во-первых, больше людей задумаются о здоровом и активном образе жизни, ведь это укрепляет иммунитет и повышает способность организма противостоять вирусам, что сейчас очень актуально.

Во-вторых, фитнес может развиваться и в условиях экономических трудностей. Люди стали активно инвестировать в то, что не потеряло своей важности на фоне финансовых проблем — в здоровье.

В-третьих, digital-фитнес станет обыденным явлением. Для многих, кто на карантине протестирует этот формат как вынужденную альтернативу офлайн-занятиям или как новый вид досуга, онлайн-тренировки останутся частью будничной жизни. Для фитнес-клубов и студий это направление станет хорошей возможностью для расширения клиентской базы и монетизации. Если раньше успех фитнес-бизнеса на 100% зависел от заполняемости арендуемых площадей, то теперь онлайн-форматы помогут получить еще один стабильный источник дохода.

Начать дискуссию