{"id":13475,"url":"\/distributions\/13475\/click?bit=1&hash=d02bc673eeef140c065ecff57c60581e1072387cdb99484f3b963fcb612a6c69","title":"\u041a\u0430\u043a \u0438 \u0437\u0430\u0447\u0435\u043c \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u043e\u0431\u043b\u0438\u0433\u0430\u0446\u0438\u0438 \u0432 \u043a\u0440\u0438\u0437\u0438\u0441 ","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
Оксана Михеева

Цифровизация в аптечном бизнесе

Михеева Оксана. Генеральный директор консалтингового агентства "Стратегия и управление"

В последнее время очень многие аптечные сети стали вводить в штат должность Директора по цифровизации. Однако, до сих пор, нет точного определения функционала и зоны ответственности этого, отнюдь не рядового, сотрудника. Где-то директор по цифровизации, выполняет роль ИТ-директора, где-то автоматизирует рядовые процессы, где-то занимается полной перестройкой работы компании опираясь на обработку большого объема данных, а где-то занимается представительством компании на конференциях рассказывая о тенденциях рынка.

Рассмотрим подробно, что такое цифровизация в бизнесе и аптечном сегменте, в чем ее конкретное применение.

Цифровизация – это внедрение современных технологий в бизнес-процессы компании. Но, важно понимать, что это не простое обновление оборудования, программного обеспечения, а инновационная концепция управления, вносящая изменения во все сферы деятельности организации:

· Закупочная деятельность – полная автоматизация, отсутствие ручного управления, оперативный учет малейших изменений спроса, а также корректировка заказа в зависимости от полноты представленности ассортимента и его остатков на рынке поставщиков.

· Логистические процессы – управление транспортом (собственным или наемным) и складскими операциями (грузопереработкой, хранением и пр.).

· Ценообразование – автоматизированная система, обладающая гибкой подстройкой под конкурентов, а также учитывающая спрос и предложение на рынке в зависимости от выбранной стратегии ценообразования.

· Ассортиментное планирование – система формирующая ассортиментные матрицы, корректирующая их с учетом спроса, появления новинок на рынке, маркетинговых обязательств компании, законодательных ограничений и пр.

· Управление товарным запасом – система, позволяющая оперативно формировать предложения по распределению товарных остатков между подразделениями аптечной сети для нормализации структуры товарных запасов, минимизирующая уровень неликвидов и сверхзапасов.

· Инвентаризационная деятельность – автоматизация процесса, как пример, с помощью беспилотников (актуально для складов). Беспилотное устройство со считыванием штрих-кодов определяет и распознает наличие того или иного продукта, сравнивая его с информацией в базе данных. Инвентаризация с использованием такой технологии занимает на 30% меньше времени, чем при стандартной процедуре.

· Подбор персонала – автоматизация массового рекрутмента предполагающая диджитализацию всего процесса взаимодействия и отбора кандидата, а иногда даже и формирования оффера. Автоматизировать можно размещение вакансий, анализ резюме кандидата на job-сайтах и профили в социальных сетях, загрузку резюме из почты HR-специалиста в базу данных, процесс первоначального отбора кандидатов, процесс тестирования, видеоинтервью и оценку результатов и пр. Целесообразно отметить, что данный процесс подходит не для всех позиций, а только там, где нужно закрыть много линейных позиций за короткий промежуток времени.

· Диджитализация – предполагающая перенос контура общения и обслуживания покупателя из офф-лайн канала в он-лайн. Параллельный контур обслуживания покупателей, в котором нужно не только учесть все бизнес-процессы офф-лайн канала, но и расширить его новыми современными возможностями благодаря использованию искусственного интеллекта и обработки большого объема данных.

Таким образом, становится понятно, что директор по цифровизации является ключевой фигурой ТОП-менеджмента аптечной сети, и так же как и любой сотрудник компании работает на единый результат – покупателя/клиента удовлетворенного оболочкой услуги и продукта, который он приобрел, лояльный к нашей аптечной сети и желающий вернуться в нее для совершения повторной покупки при необходимости.

Вектор работы директора по цифровизации аптечной сети должен быть нацелен на удовлетворение потребностей как внутреннего, так и внешнего клиента, а соответственно он должен обладать широким кругозором и знаниями всех бизнес-процессов аптечной сети. Но кроме этого, директор по цифровизации должен интересоваться не только аптечным сегментом, но и мониторить тенденции всех рынков, на которые обращает внимание клиент аптеки (услуги, транспорт, ритейл и пр.) для переноса реализации клиентских предпочтений с других рынков в аптеки.

Стоит отметить, что мониторинг не только сопряженных, но и абсолютно не зависимых от выбранного направления рынков, является одним из основных элементов при разработке стратегии используя метод «Глубинной разработки стратегии посредством изучения слоев глубокого залегания информации» (автор Михеева О.В.). Именно благодаря этому методу можно найти фишки и «золотые жилы», формирующие новые уникальные опережающие рынок конкурентные преимущества компании.

Основные направления функционала директора по цифровизации или цифровой трансформации бизнеса (CDTO - Chief Digital Transformation Officer):

· Разработка и внедрение цифровой стратегии

· Внедрение цифровых инноваций

· Оценка рентабельности цифровых инноваций и принятие решение об их целесообразности

· Развитие цифровых талантов (вовлечение ключевых сотрудников в направление цифровизации бизнеса)

· Поиск и внедрение решений для новых источников доходов компании с применением цифровых технологий

Учитывая довольно большой круг функционала директора по цифровизации целесообразно определить ключевые технические навыки и компетенции, которыми должен обладать сотрудник на данной должности в аптечной сети:

· Знание технологий и навыков работы с большими данными

· Базовые знания всех функциональных областей аптечного бизнеса

· Знание трендов цифровых технологий

· Навыки планирования, прогнозирования и моделирования

· Навыки проектирования и внедрения ИТ-систем

Также осознавая, что компетенции директора по цифровизации находятся на стыке технологий, человеческих ресурсов и менеджмента, необходимо отметить обязательное владение следующими управленческими и soft-skills компетенциями:

· Управление проектами

· Внедрение изменений

· Навыки оптимизации и реструктуризации бизнес-процессов

· Лидерство

· Коммуникативные навыки

Учитывая относительно недавнее появление и активный интерес к данной специальности со стороны бизнеса возникает вопрос: «Где искать таких специалистов?». Существует несколько возможностей:

· Вырастить специалиста внутри компании. Как правило, учитывая близость данной специальности к ИТ-технологиям, часто директор по цифровизации вырастает из ИТ-директора значительно расширив свой кругозор и профессиональные навыки.

· Привлечь специалиста с узкого рынка работающего с цифровыми технологиями. Это могут быть специалисты из крупных didgital-агенств или цифровых стартапов.

· Привлечь нового сотрудника, получившего образование в данной области, или повысить компетенции своего управленческого кадрового состава посредством получения дополнительного образования. Как пример, существуют следующие образовательные программы: «Технологии цифровой экономики», магистратура (Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова); «Цифровая экономика», MBA (МГИМО Университет); «Цифровая трансформация», повышение квалификации (Высшая школа экономики) и др.

Тема цифровизации актуальна для любого формата и размера аптечного бизнеса. Однако стоит уточнить, что масштабное внедрение проектов по цифровой трансформации, а соответственно и должности директора по цифровизации будет актуально и рентабельно для аптечных сетей, относящихся к субъектам среднего бизнеса (сеть из 50-80 аптек с оборотом 2-3 млрд. руб. в год). Для компаний меньшего масштаба внедрение цифровых технологий следует осуществлять в более усеченном масштабе используя технологии, предлагающиеся маркетинговыми и аптечными ассоциациями, производителями аптечного программного обеспечения и пр., т.е. используя уже готовый продукт. Таким образом сеть небольшого масштаба внедряет хоть и меньшее количество цифровых продуктов, и возможно в какой-то части не идеально оптимизированных под потребности конкретной аптечной сети, однако экономит значительную часть финансовых средств на эти инновации.

В заключение следует отметить, что директор по цифровизации является не только ключевой фигурой ТОП-менеджмента аптечной сети, но и в приоритете реализующей системный подход для получения желаемого результата бизнеса:

· Конкурентоспособная компания

· Финансово-независимый и устойчивый бизнес

· Компания, формирующая резервы на развитие

· Прозрачно управляемая компания с оптимизированными затратами без потери качества и времени выполнения бизнес-процессов

· Современная компания на стыке технологий

По вопросам комплексного внедрения проектов по цифровизации обращайтесь https://omikheeva.ru/consulting

Михеева Оксана

Генеральный директор консалтингового агентства «Стратегия и управление»

МихееваОксана #Консалтинг #Аптека #АптечнаяСеть #Цифровизация #Бизнес #Логистика #Закупки #Ассортимент #Ценообразование #HR

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null