Схема взаимных обязательств между сотрудником и компанией

Михеева Оксана. Генеральный директор консалтингового агентства "Стратегия и управление"<br />
Михеева Оксана. Генеральный директор консалтингового агентства "Стратегия и управление"

Каждый сотрудник, принимая решение о выходе на новую работу, имеет в своей голове определенную идеальную картину: функционал, уровень оплаты труда, оборудованное рабочее место/кабинет, в каких-то случаях возможно предоставление мобильного телефона/планшета/машины и пр. И скорее всего также в голове имеется представление о предпочтительном стиле общения и дальнейшем развитии внутри компании. Причем для кого-то это развитие действительно необходимо, а кто-то будет бежать от него, так что пятки будут сверкать.

С другой стороны, у нас есть работодатель, у которого тоже есть определенная идеальная картина будущего работника. И вот здесь как раз уже больше конкретики, мы говорим:

- не только о функционале, но и о результате (качественный, количественный, своевременный);

- не только об уровне оплате труда, но и о структуре (оклад, мотивация, KPI), окупаемость сотрудника;

- о лояльности компании и проактивности мышления сотрудника, которые будут выражаться в конкретных предложениях, направленных на повышение эффективности и результативности работы как самого сотрудника, так и компании в целом; и конечно же в сохранении коммерческой тайны компании;

- о приверженности ценностям компании, трансляции этих ценностей в ежедневной работе, соответствии корпоративной культуре, сложившейся в организации и пр.

Это лишь несколько возможных примеров. На самом деле сколько существует сотрудников и работодателей, столько существует и количество возможных вариаций идеальных картин будущего взаимодействия.

Схема взаимных обязательств между сотрудником и компанией

Но даже на данном конкретном примере мы видим, что очень часто видение идеальной картины взаимодействия сотрудник-компания не совпадает.

Может случиться и другая ситуация. Взаимодействие сотрудник-компания продолжается на протяжении длительного времени и уже прошла «притирка» взаимоотношений, наладились связи. Ожидания и результаты совпадают с обеих сторон. Но происходит плановая трансформация бизнеса. Бизнес растет и развивается, требуется реорганизация или оптимизация отдельных процессов, начинается меняться организационная структура и корпоративная культура, а соответственно меняется и идеальная картина взаимодействия сотрудник-компания со стороны работодателя. Только вот видение идеальной картины со стороны сотрудника не меняется. Он привык к предыдущей системе взаимодействия, его все устраивает, и он не видит необходимости что-то менять.

Для прояснения ситуации и создания единой идеальной картины взаимодействия сотрудника компании рекомендуется создать и закрепить Схему взаимных обязательств.

Схема взаимных обязательств состоит и следующих элементов:

- «Колесо баланса»

- Обязательства, которые работодатель берет на себя

- Обязательства, которые берет на себя сотрудник

«Колесо баланса» представляет собой лепестковую диаграмму, на которой по 10-балльной шкале отображается идеальная картина со стороны работодателя, а также видение или реальная оценка со стороны сотрудника.

Схема взаимных обязательств между сотрудником и компанией

Визуализируя идеальную картину, мы видим, что для того, чтобы ожидания работодателя были выполнены, требуется провести определенный ряд корректировочных мероприятий, чтобы шаг за шагом добиться идеальной картины.

И вот здесь в работу вступают следующие элементы Схемы взаимных обязательств.

Работодатель озвучивает, что является его обязательствами. Например, уровень оклада, мотивация и KPI, своевременное выполнение финансовых договоренностей, повышение квалификации сотрудника за счет компании, поддержка в реализации изменений и пр.

Сотрудник в ответ формирует свои обязательства: что конкретно он будет делать и каких результатов достигать для того, чтобы приблизиться к идеальной картине по «Колесу баланса» взамен на выполняемые обязательства работодателем.

Таким образом, используя Схему взаимных обязательств мы приходим к соглашению между сотрудником и работодателем, которое достаточно четко определяет, как обязанности, так и результаты каждой из сторон. Используя эту схему для сотрудников руководящего состава, мы формируем нацеленность на результат, а также достаточно четко и подробно формируем цели, которые сотруднику необходимо достигнуть в процессе своей работы.

Возвращаться к актуализации данной схемы целесообразно с определенной периодичностью, например, раз в 3-6 месяцев для того, чтобы определить динамику приближения к идеальной картине или при необходимости сместить приоритеты, изменив или добавив дополнительные оси/части идеальной картины в «Колесо баланса».

По вопросам, связанным с разработкой и внедрением Схемы взаимных обязательств сотрудник-работодатель в вашей компании обращайтесь https://omikheeva.ru/consulting.

Михеева Оксана

Генеральный директор консалтингового агентства "Стратегия и управление"

9
Начать дискуссию