Интеллектуальная собственность стартапа. Часть 1
21 октября в рамках юридической клиники VC.ru консультанты О2 Consulting Иван Галкин и Алиса Ерёмина провели вебинар на тему «Интеллектуальная собственность стартапа».
Доступ к записи вебинара по ссылке:
В данной статье рассматривается первая часть вопросов, которые освещались на вебинаре – что нужно знать фаундерам об интеллектуальной собственности, чтобы грамотно выстроить стратегию ее защиты и сами способы защиты.
1. Доступно о том, что такое интеллектуальная собственность
Итак, сердце IT-стартапа – интеллектуальная собственность. Это может быть платформенное решение, мобильное приложение, софт, предоставляемый по лицензии или создаваемый по заказу. Чтобы выстроить стратегию защиты, нужно понять, какие объекты интеллектуальной собственности есть у стартапа.
Сам по себе перечень объектов интеллектуальной собственности (ИС) ограничен, поэтому не любой результат деятельности стартапа является интеллектуальной собственностью, которую можно защитить.
Для IT-стартапа важны, в первую очередь, следующие объекты интеллектуальной собственности:
· программы для ЭВМ – компьютерная программа в виде исходного или объектного кода;
· базы данных – компиляция самостоятельных материалов;
· произведения – тексты, изображения, элементы дизайна, контент;
· элементы бренда – название, логотипы, товарные знаки.
На эти и другие объекты интеллектуальной собственности у автора (правообладателя) в связи с их созданием и использованием возникают интеллектуальные права.
Важно знать, что в отношении объектов ИС предоставляются только интеллектуальные права, права собственности на объекты ИС не существует!
Авторам (правообладателям) объектов ИС могут быть предоставлены три вида интеллектуальных прав:
(i) исключительное право, носящее имущественный характер – право использовать и распоряжаться объектом ИС как в коммерческих, так и в некоммерческих целях,
(ii) личные неимущественные права – право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения – эти права тесно связаны с личностью автора, всегда остаются у него и не переходят к другим правообладателям при отчуждении прав на объекты ИС,
(iii) иные интеллектуальные права – право доступа к произведению, право на авторское вознаграждение, право следования, право на получение патента – могут носить как имущественный, так и неимущественный характер.
В фокусе внимания стартапа обычно находятся 2 интеллектуальных права:
· исключительное право – позволяет зарабатывать на предоставлении права использования объекта ИС третьим лицам, а также дает возможность запрещать другим использовать свои объекты ИС под страхом судебной защиты и взыскания компенсации,
· личные неимущественные права. Ими обладают авторы, то есть работники, подрядчики, которые создают объекты ИС для стартапа. При использовании созданных ими объектов ИС важно не нарушить личные неимущественные права авторов и не стать мишенью для будущих исков. Для этого необходимо своевременно получать согласия на, например, анонимное (то есть без указания имени автора) использование объекта ИС или внесение в объект ИС изменений (что постоянно требуется при написании и обновлении кода).
2. Защита объектов интеллектуальной собственности стартапа
Зачем знать, какой объект как защищается?
Во-первых, не любая защита предоставляется по умолчанию. Например, чтобы защитить свой логотип, необходимо зарегистрировать его как товарный знак (если вы предпочитаете именно такой способ защиты). Следовательно, если не осуществить регистрацию – охраняться как товарный знак такой логотип не будет.
Во-вторых, реализация того или иного способа защиты может отличаться на практике. Это означает, что требования, которые вы можете заявлять в суде, могут быть разными. Например, для авторского права – вы можете взыскать компенсацию в связи с незаконным использованием вашего объекта ИС, а в отношении товарного знака, помимо прочего, можете оспорить предоставление ему правовой охраны (иными словами, аннулировать его).
Традиционно, способы защиты объектов ИС зависят от самого вида объекта ИС.
1 способ - авторское право
Объектами авторского права являются произведения (посты, статьи, картинки, иконки и т.д.), компьютерные программы и базы данных, изображения и многое другое.
Особенности авторского права:
· охраняется форма, а не содержание. Например, охраняется конкретная версия программного кода, а не принцип работы программы в целом,
· творческий результат должен быть выражен в объективной форме – охраняется не идея, а само ПО в виде кода, картина – уже на холсте, а текст – на бумаге,
· объекты охраняются в силу факта их создания, какие-либо дополнительные действия, например, регистрация, не нужны.
Есть определенная сложность – как доказать, что право на определенный объект принадлежит мне, если регистрация авторских прав не осуществляется?
Традиционно подход такой – у кого объект ИС появился раньше, тот и автор (очень упрощенная концепция). Поэтому, чтобы доказать свое авторство, предпринимаются дополнительные шаги – произведения депонируются, регистрируются в реестрах (например, реестр программ для ЭВМ Роспатента), размещаются в публичном доступе с указанием даты и даже отправляются самому себе в конверте по почте.
2 способ – патентное право
Объектами патентного права являются изобретения, полезные модели, промышленные образцы.
Особенности патентного права:
· охраняется содержание, то есть так называемое «инженерное» творчество,
· к объекту ИС предъявляются требования – соответствие критериям патентоспособности. Например, для изобретения — это новизна (неизвестность такой технологии ранее), промышленная применимость (объект ИС должен носить прикладной характер) и изобретательский уровень (решение не является простой компиляцией общеизвестных технических сведений),
· объекты патентного права охраняются на территории РФ в силу их регистрации в Роспатенте, при этом правовая охрана предоставляется объекту с приоритетной даты заявки на получение патента.
3 способ – охрана средств индивидуализации
Средства индивидуализации, хотя не всегда являются результатом творческого вклада, защищаются наравне с объектами интеллектуальной собственности.
К средствам индивидуализации относятся:
• товарные знаки и знаки обслуживания — словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения и их комбинации, предназначенные для обозначения товаров и услуг,
• фирменное наименование — название, под которым ЮЛ осуществляет свою деятельность и которое используется для отличия от других ЮЛ (указывается в учредительных документах ЮЛ и в ЕГРЮЛ),
• коммерческое обозначение — средство индивидуализации предприятия, не подлежащее включению в учредительные документы ЮЛ в ЕГРЮЛ.
Чтобы получить правовую охрану:
· товарный знак должен обладать различительной способностью, не нарушать права третьих лиц и иные требования законодательства, а также быть зарегистрированным в Роспатенте,
· фирменное наименование должно быть включено в ЕГРЮЛ (то есть компания под таким наименованием должна быть зарегистрирована),
· коммерческое обозначение должно обладать достаточными различительными признаками и быть известным в пределах определенной территории.
Способы защиты отдельных объектов ИС
Ноу-хау, то есть ценные сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности, существуют и подлежат охране, пока сохраняется неизвестность таких сведений.
Поэтому защита обеспечивается введенным и соблюдаемым режимом коммерческой тайны или иными мерами, которые способны сохранить ноу-хау в тайне.
В следующей статье мы поговорим об ошибках, которые допускаются при передаче прав на объекты ИС, а также о специфике работы с open-source компонентами.
За 6 лет я успела поработать в трех крупных IT-компаниях, несколько раз меняла жилье и переехала из Мюнхена в Берлин. В статье я расскажу про немецкую бюрократию, налоги и почему даже айтишники с высокими зарплатами живут в коммуналках. А еще, как в Германии искать работу и жилье, сколько стоит здесь лечиться и жить, и как вы можете остаться без ви…
Открываем новые звезды на российском рынке CRM-систем вместе с ТеДо
Исполнительный директор AmCham Russia Роберт Эйджи в разговоре с РБК порассуждал о возвращении американского бизнеса и о его конкуренции с Китаем на российском рынке.
Глава YC предупредил, что разработчикам всё равно необходимы знания в программировании.
Привет! С вами команда сервиса журналистских запросов Pressfeed. Делимся рекомендациями, какие элементы должны быть в тексте, чтобы его опубликовали в СМИ или прочитали тысячи людей в блоге компании. Они будут полезны всем, кто занимается контент-маркетингом и пиаром.
Он может состоять примерно из 200 тысяч биткоинов, заявил спецпредставитель по ИИ и криптовалютам Дэвид Сакс.
Статья может быть полезной для начинающих руководителей стартапов. Помогает определиться с типом интеллектуальной собственности и понять, нужно ли это или нет
"В следующей статье мы поговорим об ошибках, которые допускаются при передаче прав на объекты ИС, а также о специфике работы с open-source компонентами".
А статья так и не вышла? Не нашла вторую часть у вас в профиле.