Из мидла в тимлида: путь от страхов и ошибок до руководителя со своими инструментами и приемами

Из мидла в тимлида: путь от страхов и ошибок до руководителя со своими инструментами и приемами

Привет! На связи Софья Бреева, Team Lead QA Утконос Онлайн. В ИТ работаю с 2018. Два года назад, когда я была Middle QA, я выбрала путь и начала расти в тимлида. За это время я прошла все стадии боли и принятия. Эту статью я подготовила для тех, кто находится на перепутье — развиваться как специалист или становиться тимлидом, для тех, кто только-только стал тимлидом и бегает с горящей головой, не понимая, что делать. А если вы уже давно тимлид — можете просто поностальгировать вместе со мной)

Я поделюсь своим личным опытом перехода. Расскажу, как понять, сможете ли вы быть тимлидом. Как справиться со страхами, и чем вам сможет помочь ментор. Как собирать команду, развивать и увольнять сотрудников и расти самому. Здесь будут все лайфхаки, которые я собрала в процессе работы, чтобы пройти эту трансформацию и не уволиться.

Поехали.

Тимлид и техлид: в чем разница

Когда вы джун, у вас прямой и понятный путь развития: делать задачи, которые дает руководитель команды, и достигать целей, которые поставил ментор. Таким образом кто-то быстрее, кто-то медленнее достигает уровня мидла. И с этого момента возникают мысли: что дальше? Например, QA-специалист может пойти в автоматизацию из ручного тестирования, перейти в разработку, аналитику или продакт-менеджмент, а может выбрать путь развития в качестве техлида или тимлида. Отсюда начинается интересное.

Многие сперва не понимают чем отличаются эти две роли.

Тимлид — менеджер, управляет сотрудниками, определяет кто и что делает. Он внедряет процессы, по которым команды будут работать, решает административные вопросы, обучает и планирует бюджеты. Скорее всего у него нет времени делать задачи и писать код.

Техлид — опытный специалист команды. Он может ответить и дать совет по любой технической задаче, 70% времени пишет код, определяет технический стек и развивает технические навыки своих специалистов. Как правило, он не планирует бюджеты на команду, не занимается наймом и не решает вопросы управления людьми.

Как понять, что вы тимлид?

  1. Мультизадачность. Для вас не проблема переключаться каждые 5-10 мин между проектами.
  2. Организатор. Вы легко договариваетесь с людьми и умеете настраивать процессы.
  3. Работа на результат. Вы — главный болельщик своей сборной :)
  4. Коммуникабельность. Вам легко найти общий язык с разными людьми.
  5. Способность жить в огне.

Вы — не тимлид, если:

  1. Нет мультизадачности. Переключение между проектами кажется вам сущим адом.
  2. Не коммуникабельны: не хотите разговаривать с людьми, боитесь сказать им «спасибо».
  3. Вам не важен результат. В 18:00 вы хотите закрывать крышку компа и идти домой.
  4. Любите все делать в одиночку: считаете, что любую работу можно сделать хорошо, только если сделать ее самому.
  5. Не любите организовывать людей.

Однажды ко мне подошел сотрудник и сказал: «Сонь, хочу быть тимлидом». Конечно, не вопрос — хочется, значит, надо делать. Пробовали мы три месяца: поставили цели, договорились, какие процессы в каких командах он будет строить. Через три месяца он сказал: «Знаешь, мне физически больно, я не могу держать столько информации в голове и переключаться с проекта на проект. Можно я буду обычным автотестером?».

Почему я стала расти в тимлида из мидла

Я всегда мечтала быть автоматизатором QA. Они ведь пишут автотесты и приносят ощутимую пользу проекту, которую можно измерить. Тимлид казался большой говорящей головой, которая ходит и рассказывает всем очевидные вещи. Но однажды мой ментор просто пришел ко мне и констатировал: «Ты — точно будущий тимлид. Вот тебе четыре горящие команды — иди настраивай». Мне кажется, после этих слов он купил попкорн и начал наблюдать.

Команд было несколько, и люди там были разные — пришлось с ними договариваться, хоть у меня и бывают проблемы с коммуникациями. Я отрисовала большой процесс. Совместно с каждой из команд мы согласовали его и начали по нему работать. Теперь мы были в огне вместе, только уже немного упорядоченно.

За мой выбор тимлидского пути нужно благодарить ментора. Если бы его не было, мне кажется, я бы на такое не решилась. На моих предыдущих работах меня часто кидали на административные должности, но я всегда сопротивлялась. Здесь же ему удалось разглядеть во мне таланты и способности к управлению людьми и помочь в процессе развития.

О роли ментора

Можно подумать, что ментор — это важный человек только для джуна. На самом деле, наставник нужен на любом уровне развития в профессии.

Ментор — это вдохновитель, лучший советчик, человек, на которого вы хотите быть похожим, тот, кто поможет преодолеть страхи и сомнения. А страхи у вас будут в любом случае, даже если вы обладаете всеми софт скиллами, которые я перечисляла выше.

Можно ли вырасти в тимлида без ментора? Я лично знаю таких людей, но это очень сложно и больно. Придется много ошибок допускать самостоятельно — никто ничего не подскажет.

Найти ментора проще простого, если вы работаете в офисе — просто подсядьте к человеку, на которого вы хотите быть похожими, и смотрите, что он делает: как он с людьми договаривается, как вопросы решает, какие инструменты использует. В любом случае предложите будущему ментору проводить встречи 1:1 на еженедельной основе. Особенно если вы работаете на удаленке. У меня обычно набирается целый список вопросов к таким созвонам: я выписываю проблемы, ошибки, свои успешные решения, а также, ситуации, в которых мне было неудобно. Мы все проговариваем и всегда находим решение.

Если найти ментора все-таки не удалось, возьмите хотя бы помощь психолога — очень расслабляет, когда можно с кем-то поделиться своими страхами.

Есть старая пословица: «Когда ученик будет готов, у него непременно появится учитель».

Стивен Кинг «Доктор Сон»

Как побороть страхи и сомнения

Когда вы станете тимлидом, у вас сразу будет большая нагрузка: до этого вы были одни, а теперь у вас большая команда, возможно, даже несколько. К вам ходят продакты, и каждому из них нужны свои задачи — как правило, все одновременно и еще вчера. На вас ляжет большая ответственность: вы решаете административные вопросы, должны думать про зарплаты, отпуска и больничные. У вас будет меньше свободного времени: если раньше вы занимались самообразованием, то сейчас, скорее всего, в 18:00 вы не можете закрыть крышку компа и пойти по своим делам.

У меня даже бывали проблемы со сном. Как-то в отпуске в другой стране мне приснилось, как я отчитываю разработчика. Говорю ему: «Серега, чего ты релиз выкатил в пятницу? Он все сломал. Почему ты с тестировщиками не посоветовался? И вообще в твоей команде тестировщик катит релиз». И стоит Серега, передо мной оправдывается. Сон мне приснился, потому что я постоянно крутила рабочие задачи в голове: думала о них, даже когда ложилась спать, когда была в тренажерном зале или в отпуске.

Ежедневник для разгрузки

Со временем я научилась не держать их в голове. Помог бумажный ежедневник: слева я пишу домашние задачи, а справа рабочие, и по мере выполнения их вычеркиваю. Если понимаю, что начинаю вечером рабочие задачи крутить в голове, то сразу записываю в ежедневник и говорю себе, что сегодня о них забываю и просто сделаю завтра.

Но бумажный ежедневник не панацея. Вместо ежедневника можно пользоваться другими инструментами. Например, мои коллеги используют Jira-доски — перетаскивают свои таски по мере выполнения. Некоторые любят пробковые доски со стикерами, а другие ведут электронные заметки. Главное — выбрать себе инструмент по душе, который позволит не думать о задачах день и ночь.

Хобби, чтобы переключиться с рабочих задач

Еще мне помогают однозадачные хобби, такие как сбор мозаики. На работе тимлид — существо многозадачное, он все должен знать и запоминать. А мозаика — вещь, которая не требует особого погружения, задача — собрать ее. Также меня отвлекают компьютерные игры. А вот чтение не помогает: в процессе легко свалиться в обдумывание задач. Обязательно нужно иметь приятное занятие для разгрузки психики.

Подход космонавтов для борьбы со страхом ответственности

Иногда приходит страх большой ответственности: у вас сложный проект, надо запустить его в срок. С этим переживанием мне помогла справиться книга Криса Хэдфилда «Руководство астронавта по жизни на Земле». Когда космонавты собираются в полет на МКС, то продумывают все до мелочей: что будет, если все будет хорошо, что будет, если все будет плохо, что они скажут СМИ, что скажут родным, что родные скажут общественности. Мой жизненный подход заключается в том же: в какой-то момент я приняла, что все может пойти не так. Что я буду в этом случае делать, что будет делать моя команда? Стараюсь заранее ответить на все вопросы, которые меня тревожат. Это помогает побороть страх большой ответственности.

Ну и в конце концов, покройте все проекты метриками.

Приоритеты, для того, чтобы не делать все подряд

Обязательно приоритезируйте задачи. К тимлиду приходит много продактов, они хотят все и сразу. Научитесь говорить им «нет».

«Нет, сначала мы сделаем это, потом это, прости. Сразу все сделать невозможно». И угодить всем невозможно. Примите этот факт.

Делегируйте для того, чтобы все успевать

Не забывайте, что у вас есть команда! Ваши сотрудники это ваши руки. Ваша задача — обучать и развивать их. Отдавайте задачи им — они делают работу не хуже вас.

Общайтесь

Иногда даже самая сложная задача может решиться за чашкой кофе — неважно в офисе или на встрече. Сперва с общением у меня были проблемы, и мне во многом помогла книга Дейла Карнеги «Секреты общения с людьми». Можно выбрать другую психологическую литературу, например, о типах личности. Вы поймете, что все люди разные, и найдете к ним подход.

И перестройте свое мышление: чем раньше вы поймете, что вы теперь не один, что вы теперь про процессы, тем быстрее вам станет легче.

О тех самых процессах

Что это за процессы такие, которые тимлид должен постоянно настраивать?

Мой ментор однажды рассказал мне такую историю: представь, что твоя команда лезет в горы. Ребята думают, что доберутся до вершины горы и тогда сдадут проект, но тимлид своим широким взглядом видит, что за той горой еще гора, а за ней — следующая. И на самом деле команда в срок проект не сделает. Тогда тимлид может найти обходную дорожку и рассказать команде, как лучше лезть в гору, чтобы сдать проект.

Это и есть процесс. Вы создаете его и предлагаете команде: «Давайте так работать, я вижу, что тут получится лучше. Пойдемте, обсудим это вместе».

Со стороны может показаться, что тимлид ничего не делает своими руками, постоянно ходит на созвоны, спрашивает, как дела на проекте. В общем, отвлекает и очевидной пользы не приносит.

На самом деле, он пишет инструкции, выстраивает коммуникации между командами и отделами, контролирует ситуацию и спрашивает только важное, чтобы трекать промежуточные результаты.

Трек результатов

Как я трекаю результаты:

  • Если задача краткосрочная — записываю ее в ежедневник и в определенный день спрашиваю или просматриваю статус
  • Если задача долгосрочная — ставлю самой себе встречу в календаре на 5-10 минут с названием и иногда описанием того, что хочу отследить. А если эта задача требует не только вашего внимания, но и других сотрудников, их можно добавить в эту трек-встречу.

Коллег зачастую удивляет, когда я прихожу к ним через месяц и спрашиваю про определенную задачу или договоренность, которую они обещали выполнить.

Из мидла в тимлида: путь от страхов и ошибок до руководителя со своими инструментами и приемами

При работе с календарем я пользуюсь цветными группами. Например, красные встречи — это то, что требует большого внимания, желтые — скрамы и дейли команд, и т.д.. Цветовые группы помогают определить, какая встреча в приоритете при пересечении.

Из мидла в тимлида: путь от страхов и ошибок до руководителя со своими инструментами и приемами

Но опять же это не единственные инструменты для трекинга. Некоторые мои коллеги настраивают себе напоминания в заметках или в Slack. Это тоже удобно.

Из мидла в тимлида: путь от страхов и ошибок до руководителя со своими инструментами и приемами

Мои стандартные задачи как тимлида:

1. Стандартизация подходов

- Тестирования

- Взаимодействия с тех. поддержкой

- Деплоя и работы с ветками

2. Решение административных вопросов

- Конфликты

- Отпуска \ больничные

- Обучение \ конференции \ курсы

- Повышение

3. Оценка рисков \ приоритезация

4. Выстраивание коммуникаций между командами \ отделами

5. Предоставление ресурсов

Если при стандартизации подходов и выстраивании процессов вам сложно понять, что вообще происходит и как это должно работать, советую книгу «Интеллект-карты» Тонни Бьюзена. С помощью техники интеллект-карт вы сможете визуализировать процесс и быстро находить проблемные места. А книга «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова может помочь вам описывать процессы и инструкции понятным языком, коммуницировать с коллегами в деловой переписке так, чтобы вас сразу понимали.

Если кто-то все еще считает, что тимлид ничего не делает, давайте попробуем убрать его из команды. Что первым начнет страдать? Стандартизация подходов: тестирование, взаимодействие с технической поддержкой, процесс деплоя и работы с ветками. Обычно эти проблемы больше некому разбирать. Не будут решаться административные вопросы: отпуска, больничные, повышения, курсы, конфликты. Никто не будет заниматься приоритезацией и оценкой рисков.

Некому будет договариваться с другими отделами и предоставлять ресурсы. Например, тимлид из другой команды может попросить у меня человека на горящий проект, потому что вырастить кого-то из своих или нанимать нет времени. Я могу отдать сотрудника в помощь, чтобы они закрыли задачи: договариваемся, сколько времени потребуется, а потом человек ко мне возвращается. Это классная история, потому что потом я могу тоже попросить специалистов, чтобы помогли мне в экстренной ситуации. Да и сотрудники при таких перестановках не плохо растут и раскрываются.

Управляем командой

Для многих самым сложным оказывается научиться управлять ресурсами, то есть людьми. Это целое искусство: ты постоянно учишься чему-то новому и применяешь на практике.

Найм

В самом начале у тимлида зачастую нет навыков собеседования. Чтобы его развить, нужно ходить на собеседования со своим ментором. Если ментора нет, можно походить на собеседования с коллегами из соседнего отдела. К примеру, я однажды ходила на собеседование разработки. Мне было интересно, что ребята спрашивают, какие социальные и технические кейсы дают.

Скорее всего в самом начале вам будет страшно задавать вопросы кандидату, или вы не будете знать, что спросить. Ничего страшного. Обратите внимание, что спрашивает ваш ментор или коллеги у кандидата. Попросите ментора разделить его вопросы между ним и вами и тоже начинайте спрашивать. Затем напишите список качеств в соискателях, которые вы ищете. На основе этого составьте свои вопросы и не бойтесь их задавать. В ходе такого подхода у меня даже появились собственные правила собеседования.

В процессе у меня появились собственные правила собеседования:

  • Включить камеру. Считаю этот пункт обязательным. Очень важно показать кандидату, что вы не злобный крокодил.
  • Шутить. Да, да, шутить, чтобы разрядить обстановку. Так кандидату проще справиться с волнением.
  • Продать проект кандидату.
  • Проверить специалиста на практическом задании.
  • Дать ситуативный кейс.
  • Рассказать про коллектив.
  • Никогда не врать! Это очень важно. Не стоит обнадеживать кандидата тем, чего нет. Давая ложные обещания, вы рискуете потерять кандидата на испытательном сроке.
  • Пригласить на собеседование коллег, чтобы проверить, смогут ли они вместе эффективно работать, договариваться и слышать друг друга.

Увольнения

Первое увольнение — это очень неприятно. Иногда максимально долго хочется этого избежать. Но научиться увольнять можно, только оказавшись в такой ситуации.

Залог хорошего увольнения:

  • Уметь отпускать, ведь каждый должен быть на своем месте.
  • Расставаться экологично. Хоть сфера ИТ и кажется большой, все мы рано или поздно можем оказаться на одной и той же работе.
  • Не чувствовать себя виноватым, когда человек уходит. Да, вы могли допустить ошибку, пока человек был на испытательном сроке — умейте принять это.

Развитие специалистов

У меня есть несколько подходов к развитию команды:

  1. 1:1 с сотрудником. Обычно я спрашиваю, как дела, что произошло, куда хочется расти. Раз в 3 месяца я даю сотруднику опросник. Вопросы всегда одинаковы. Это помогает понять температуру по больнице. Также мы проходимся по сложным вопросам или проблемам сотрудника и находим решение.
  2. Внутреннее обучение или гильдия. У нас в компании ребята читают лекции сами себе — это очень помогает развивать команду. Ведь если кто-то из коллег знает какой-то крутой инструмент или практику, то почему бы этим не поделиться?
  3. Дать человеку самому сделать ошибку. Иногда сотрудник учится лучше, совершая свои ошибки. Не спорьте и не доказывайте свою правоту. Оцените риски и дайте человеку ошибиться.

Как расти тимлиду

С командой разобрались. Напоследок было бы неплохо рассказать, как развиваться дальше самому тимлиду и как понять, что тимид эффективен.

Как проверить эффективность тимлида

Если вы тимлид, проверить качество своей работы просто:

  1. Уйдите в отпуск. Так вы поймете, насколько хорошо настроили процессы: если никто не звонит вам и не говорит, что все сломалось — вы молодец, гордитесь. А вот если вам звонят в первые дни отпуска и говорят, что без вас ничего не могут, стоит задуматься. Или еще хуже: вы пришли на работу и обнаружили, что без вас там стало даже лучше.
  2. Оцените, как выросли ваши сотрудники по уровню задач, который они теперь могут выполнять без вашей помощи: какими вы их наняли, какие они сейчас?
  3. Оцените свою эффективность. Перелистайте ежедневник (просматривайте заметки, Jira-доски). Когда мне кажется, что я не развиваюсь, то смотрю, какие задачи делала год назад, какие выполняю сейчас. Так можно отслеживать свой прогресс, количество и качество процессов и успокоить синдром самозванца.

Рост тимлида

На своем опыте я поняла, что здорово общаться не только со своим ментором, но и с продактами. Они подкидывают тимлиду классные задачи в бэклог. Еще не стесняюсь на 1:1 с сотрудником задавать вопрос: «Что бы ты сделал на моем месте по-другому?»

Делегирование — тоже процесс роста для тимлида. Передавая рутинные задачи, вы освобождаете себе время для более сложных и важных. Плюс таким способом вы можете вырастить из человека еще одного тимлида, если увидите в нем задатки. Просто предложите ему начать и свою поддержку.

Пожалуй, это все советы из моего опыта, которыми я бы хотела поделиться с читателями) Надеюсь, вам стало чуточку легче от того, что вы не одни проходите этот путь, и какие-то инструменты и рекомендации вам пригодятся в практике.

55