Про "Остров мёртвых" Арнольда Бёклина

Созданная швейцарским художником Арнольдом Бёклином, эта таинственная работа до сих пор хранит несколько секретов.

Арнольд Бёклин. Остров Мёртвых. Версия 1883 года. Старая национальная галерея, Берлин
Арнольд Бёклин. Остров Мёртвых. Версия 1883 года. Старая национальная галерея, Берлин

"Остров мёртвых" Бёклина в конце XIX - начале XX века был одной из самых известных картин во всей Европе. В своем романе "Отчаяние", написанном в 1934 году, русско-американский писатель Владимир Набоков отметил, что репродукцию картины можно было "найти в каждом берлинском доме", так как гравюры с этой работы широко тиражировались и пользовались спросом. Во многом это произошло благодаря усилиям арт-дилера художника Фрица Гурлитта, который на рубеже веков заказал огромные тиражи репродукций высокого качества.

Арнольд Бёклин, Автопортрет в студии (1893)
Арнольд Бёклин, Автопортрет в студии (1893)

Бёклин (1827-1901) — швейцарский художник-символист, на творчество которого оказали сильное влияние романтизм и творчество английских прерафаэлитов, а также мифология и античность. При жизни он добился значительного успеха и признания. Однако после его смерти его наследие пострадало — во многом из-за развивавшейся в то время тенденции к модернизму. Его фигуративные, повествовательные картины, полные мистики и фантазии, противоречили растущему предпочтению абстракции. Как отметил художественный критик Клемент Гринберг в эссе 1947 года, его творчество было "одним из самых совершенных выражений всего того, что сейчас нам не нравится во второй половине XIX века".

Больше интересных материалов— в нашем телеграме

Изначально "Остров мёртвых" был заказан одной из его покровительниц, Мари Берна, которая, увидев в мастерской Бёклина частично законченное полотно, предложила сделать из него мемориал в память о своем покойном муже. На картине изображен небольшой тенистый остров, усеянный кипарисами, с каменной морской стеной, входами и валами, встроенными в возвышающиеся скалы. С воды к острову приближается небольшая лодка с лодочником, а также гроб и фигура, окутанная белой пеленой, причем эта последняя деталь была добавлена по просьбе Берны. Лодка и фигура у ее руля вызывают сравнения с Хароном, паромщиком из греческой мифологии, который перевозил души умерших через реку Стикс в Аид. Это спокойная и строгая композиция, которая, кажется, задает столько же вопросов, сколько и дает ответов.

Островок Понтикониси, Корфу, Ионические острова, Греция
Островок Понтикониси, Корфу, Ионические острова, Греция

Возвышенность и жуть картины усиливаются тем, что она не является прямым изображением какого-либо реального места, хотя принято считать, что ее вдохновил островок Понтикониси близ Корфу, Греция. А сам Бёклин никогда не давал никаких объяснений этой работе или ее смыслу, кроме того, что это картина из мира грез. Даже в самом названии картины нет ни малейшего намека на Бёклина или его воображение, поскольку на самом деле она была названа "Остров мёртвых" дилером Гурлиттом, который взял это название из фразы, использованной в письме ее первоначальной заказчицы Берна.

Ниже представлены три интересных факта про эту картину!

Бёклин создал пять с половиной авторских версий "Острова мёртвых"

Арнольд Бёклин. Остров Мёртвых. Версия 1880 года, май. Художественный музей, Базель
Арнольд Бёклин. Остров Мёртвых. Версия 1880 года, май. Художественный музей, Базель
Арнольд Бёклин. Остров Мёртвых. Версия 1880 года, июнь. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Арнольд Бёклин. Остров Мёртвых. Версия 1880 года, июнь. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Арнольд Бёклин. Остров Мёртвых. Версия 1883 года. Старая национальная галерея, Берлин
Арнольд Бёклин. Остров Мёртвых. Версия 1883 года. Старая национальная галерея, Берлин
Арнольд Бёклин. Остров Мёртвых. Фото версии 1884 года. Утрачена
Арнольд Бёклин. Остров Мёртвых. Фото версии 1884 года. Утрачена
Арнольд Бёклин. Остров Мёртвых. Версия 1886 года. Музей изобразительных искусств, Лейпциг
Арнольд Бёклин. Остров Мёртвых. Версия 1886 года. Музей изобразительных искусств, Лейпциг
Арнольд и Карло Бёклин. Остров Мёртвых. Версия 1901 года. Эрмитаж
Арнольд и Карло Бёклин. Остров Мёртвых. Версия 1901 года. Эрмитаж

Как бы ни преследовала эта картина зрителей, она, похоже, в какой-то степени преследовала и Бёклина. Первая картина, которую он написал, та, которую его покровительница Берна увидела мельком, когда она была лишь частично завершена, была написана для мецената по имени Александр Гюнтер. Но в конечном итоге Бёклин оставил эту работу для себя. За меньшей версией, выполненной впоследствии на деревянной панели для Берны и хранящейся сейчас в коллекции Музея Метрополитен в Нью-Йорке, в 1883 году последовала другая версия, которая разительно отличается от своих предшественниц.

Хотя на ней также изображены островок и лодка с фигурами, цветовая палитра гораздо ярче и светлее, вместо того чтобы окутывать большую часть композиции тенью, она наполнена рассеянным светом. Склоны скал и небо освещены бледными оттенками розового и фиолетового, а архитектура внутри природного массива изменена - не в последнюю очередь за счет включения собственных инициалов художника над одним из входов. Выполненная по просьбе Гурлитта, она демонстрирует попытку создать ту же сцену, но без того же ощущения зловещности и завершенности.

Четвертая версия была создана в 1884 году — возможно, в знак признания успеха картины или ее востребованности на рынке, — но была уничтожена во время Второй мировой войны, и от нее осталась лишь черно-белая фотография. В 1886 году Музей изобразительных искусств в Лейпциге заказал пятую версию "Острова мёртвых", где она висит и по сей день, а шестая и последняя версия картины была завершена с помощью сына Беклина Карло в 1901 году, и в настоящее время находится в коллекции Государственного Эрмитажа. Любопытно, что на эрмитажной версии две подписи, из чего можно сделать вывод, что Карло был основным исполнителем.

“Остров…” — источник вдохновения и поклонения многих известных деятелей

Постер к фильму "Остров мёртвых" (1945). Слева направо: Борис Карлофф, Эллен Дрю, Марк Крамер на постере.
Постер к фильму "Остров мёртвых" (1945). Слева направо: Борис Карлофф, Эллен Дрю, Марк Крамер на постере.

Несмотря на относительную безвестность сегодня, нельзя недооценивать, насколько широко был известен и ценим "Остров мёртвых" в первой половине XX века, в том числе среди важных исторических фигур. Известно, что у основателя Коммунистической партии России Владимира Ленина, изобретателя психоанализа Зигмунда Фрейда и бывшего военного министра Франции Жоржа Клемансо на стенах их офисов или кабинетов висели гравюры этой картины. А третью версию картины 1883 года, выполненную по заказу Гурлитта, приобрел не кто иной, как Адольф Гитлер (в настоящее время она находится в коллекции Государственного музея Берлина).

Она также служила источником вдохновения для других художников и творческих личностей. В 1909 году Сергей Рахманинов написал симфоническую поэму "Остров мёртвых". Он увидел монохромную репродукцию одноименной картины Беклина во время участия в "Русском салоне" (предшественнике "Русских сезонов"), организованном искусствоведом Сергеем Дягилевым в Париже в 1907 году. Вдохновленный композицией, Рахманинов ждал несколько лет, прежде чем создать свой собственный "Остров мёртвых", чтобы увидеть изображение в цвете, что ему удалось сделать в Лейпциге, отмечая, что, возможно, не сочинил бы его вообще, если бы не сделал этого.

Х. Р. Гигер. Оммаж Беклину. 1977 г.
Х. Р. Гигер. Оммаж Беклину. 1977 г.

В 1945 году на экраны вышел фильм "Остров мёртвых" с Борисом Карлоффом из "Франкенштейна" (1931), сценарий которого был вдохновлен работами Бёклина, а картина была показана за заглавными титрами. В 1970-х годах, швейцарский художник Х. Р. Гигер, наиболее известный своими визуальными эффектами в фильме "Чужой" (1979), написал картину "Оммаж Беклину" (1977), основанную на оригинальной композиции, но с ярко выраженным гигеровским биомеханическим вкусом и эстетикой.

Бёклин создал антитезу — “Остров жизни”

Арнольд Бёклин, Остров жизни (1888). Коллекция Базельского художественного музея
Арнольд Бёклин, Остров жизни (1888). Коллекция Базельского художественного музея

В то время как "Остров мёртвых" захватил Европу в свое время, художник создал аналог этой картины, который остался еще менее известным. Картина под названием "Остров жизни" была создана в 1888 году, в тот же год, что и окончательная версия "Острова мёртвых", что, возможно, свидетельствует о каком-то художественном завершении или откровении. По словам художника, это "антипод" "Острова мёртвых": вместо того чтобы использовать приглушенную цветовую палитру и изображать мрачные сцены, "Остров жизни" полон света, цвета и активности. Разнообразные деревья, которые не встретишь вместе в природе, от пальм до цветущих вишен, расцветают по всей территории, сосредоточившись вокруг небольшого луга, полного красочно одетых отдыхающих. А на переднем плане по воде прогуливаются лебеди и фигуры (возможно, тритон и наяда?). В отличие от предшественника, Бёклин создал только одну версию этой композиции, и в настоящее время она хранится в Музее искусств Базеля, родного города художника, где также находится одна из версий "Острова мёртвых" 1880 года.

Титры

Текст написан Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.

Еще почитать:

Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤

Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗

Начать дискуссию