Тут вот что важно: не упустить последний этап, который относится к отделу продаж: «получена обратная связь от клиента». Если у вас приличный маркетинг и вы замеряете NPS, то сделку можно считать завершённой, когда клиент поставил 9-10 в NPS-анализе или проработана до полного счастья клиента более низкая оценка.
Маркетинг может только спросить, но отработать негатив, если он есть, должен (сюрприз!) отдел продаж.
Процент NPS, кстати, отличная метрика в систему мотивации руководителя отдел продаж, но об этом как-нибудь потом.
А вот бонус для тех, кто дочитал: короткое видео о том, почему не надо снимать видео с флип-чартом на берегу Финского залива https://www.facebook.com/npotemina/videos/vb.590248298/10156597024003299/?type=2&video_source=user_video_tab
Или где нужно снимать, чтобы было не скучно! :)
Комментарий недоступен
Ведение сделок в CRM - это не дополнительная метрика, а базовая гигиеническая процедура же:) А когда в отделе продаж десять человек и ещё три-пять в маркетинге, неизбежно появляются два отдельных руководителя, которые оба подчиняются, например, коммерческому директору. Вообще, наличие или отсутсвие срача - всегда результат двух сущностей: атмосфера в команде и отстроенные процессы. Когда есть процедура принятия в работу лида сейлзом, например, снимается вопрос о качестве лидов. То есть сейлз либо подтверждает, что с этим лидом можно работать, и тогда ответственность на нём, либо заворачивает лид обратно в маркетинг, обязательно аргументируя причину отказа. Такая надстройка реально отнимает секунды, но серьезно упрощает всем жизнь.