Визуализация результатов в отделе продаж

Вы сами напросились в статье про личный план руководителя отдела продаж. Получайте!

В закладки

Спойлер: я не продаю CRM, тренинги и прочий SMM. Я строю людям продажи.

Наталия Потёмина, консультант по b2b-продажам

Итак, поехали.

Где отображать данные

Дашборды

Я готова молиться на компании, где ИТ и продажи умеют нормально договариваться. Часто результатом такой гармонии становится функциональная CRM-система, которая даёт бесконечный простор для аналитики. Массивы данных бесполезны, если их не трогать или просто пролистывать. Если использовать для точечной генерации отчётов, они супер-продуктивны. Но есть же вещи, на которые вы смотрите каждый день. Отразите их в дашборде - индивидуальном для каждого сейлза и общем по отделу для руководителя. Дашборд сейлза – отличный помощник при проведении пайплайн ревью, кстати. В каком виде могут отображаться метрики расскажу чуть ниже, а примерный набор метрик для b2b есть в этой и этой статьях

Рассылка

Если какие-то метрики (или вообще никакие) не удалось отразить в дашборде, можно сделать так:

  • Разделите их на ежедневные и еженедельные на основании частотности отслеживания;
  • Сформируйте шаблон и запланируйте рассылку.

Тем, кто сможет договориться с CRM/телефонией, доступна опция настройки автоматических рассылок такой информации, но тут надо помнить, что хорошо собранные и оформленные вручную данные всегда лучше простых цифр. Если получать графики прямо из CRM не выходит, запарьтесь один раз, сделайте себе шаблон в экселе, в который вы будете копировать цифры из отчёта, чтобы дальше они сами магическим образом превращались в наглядную картинку. Важно помнить, что однотипные рассылки приедаются, и их через 2-3 месяца перестают читать. Играйте с форматами, каждый раз акцентируйте внимание на том, что действительно важно. Добавьте души, и их с большей вероятностью будут читать.

Доска

Пробковая или магнитно-маркерная, флипчарт или монитор - решать вам. Удобно, когда в отделе какие-то данные всегда актуальны и у всех на виду. Если заморачиваться не хочется, попробуйте начать с простого: нарисуйте лестницу с шагом в 1/10 плана среднего сейлза и прикрепите на начало лестницы магнитами или кнопками лучшие фоточки своих ребят. С каждым новым приходом они сами будут двигать свои фишечки вверх по лестнице. Этот простой приём на удивление хорошо работает и вовлекает даже энтерпрайз-сейлзов.

Дальше будет совсем личное мнение автора, с которым можно неистово несоглашаться (как, впрочем, и с любым другим моим текстом).

Есть руководители, склонные скандировать «Вася - лох» в случае, если Вася не делает план или где-то нафакапил. Я знаю человека, который писал на доске в отделе «%фамилия% - слабак». Я знаю человека, в отделе которого раз в месяц сейлз с самым слабым результатом сидел на планерке в подгузнике. Если вы не удовлетворены работой своего сотрудника, скажите ему об этом лично. Если эта неудовлетворенность достигла критической планки, увольте и объясните остальным, за что человек уволен. В любом случае, публичное унижение отвратительно, и это не та визуализация, которая вам нужна

Как отображать данные

Светофор – самый интуитивно понятный способ. Если у вас есть дашборд или вы просто делаете рассылку, удобно окрасить зелёным цветом метрики, которые соответствуют норме, жёлтым – те, которые требуют внимания, красным – требующие немедленного вторжения. По такому сводному отчёту можно за три секунды увидеть общую температуру и углубиться только в те данные, которые кровоточат в текущий момент, не тратя время на изучение большого массива. Можно выпендриться, и вместо красного-желтого-зелёного взять погодные явления гроза-облачно-солнечно или какую-то температурную шкалу от льда до пламени, но тут уж у кого на что фантазии хватит.

На нижней строке отображено, укладываемся ли мы с темпами в выполнении плана. Расчёт ведётся исходя из 20 рабочих дней в месяце, и как будто прошло уже 15. Если не понятно, как считать, напишите мне в фейсбук, я расскажу.

Графики – наглядно для отображения тенденций и прогресса. Можно показывать штуки, деньги, пользователей – что угодно, лишь бы была динамика за период.

Динамика объёма продаж: план-факт текущего года, факт предыдущего, тренд текущего

Спидометры – любимый многими метод отображения, который я почему-то недолюбливаю. Можно таким образом показать, например, средний уровень маржинальности.

Рейтинговые шкалы – хороши для отображения результатов сейлзов по ключевому показателю. Имеют смысл, если рассылаются в моменте или обновляются в онлайн-режиме. Если сформировать и вывесить на доску, а потом обновлять раз в неделю, служат как демотиватор.

Катя-Катя, ну как так-то?

Пирожки (круговые диаграммы) – подойдут для отображения долей: вклад каждого сотрудника в результаты отдела, маржинальность и оборот по продуктам, соотношение количества денег от новых клиентов к общему и т.д.

Списки – кажется, это сюда не вписывается, но я знаю, что это работает. Распечатайте и повесьте на пробковую/магнитную доску таблицу клиентов, которым раньше что-то продавали на сумму более %определите порог%, но за последние полгода (год, два) с ними не было контактов/продаж. Сложите их в стопочку в первую колонку, оставьте пустыми вторую колонку для фамилии менеджера и третью для даты совершённого контакта. Этих клиентов легко найти в CRM и сделать себя ответственным менеджером, но когда в списке из 200 компаний 60 забирает один сейлз, именно на стене это становится заметно не только руководителю, но и всем участникам команды. Не забудьте определить правила игры (например, чтобы вписать своё имя, надо поговорить с ЛПР и отправить ему письмо по итогам разговора, всё это должно быть в CRM) – и наслаждайтесь результатом.

Это Тёма, фотография десятилетней давности и моя первая попытка работы со списками. Горизонтальная простынь за его спиной исписана им и другими сейлзами:) Интересно, где сейчас Тёма?..

Что надо запомнить

  • Если вы хотите, чтобы сотрудники пользовались накопленными данными, упакуйте их в удобный формат.
  • Визуализиация экономит время и нервы.
  • Дружите с ИТ - они умеют делать удобно.
  • Не перемудрите. Чтобы проверить читаемость, покажите человеку из соседнего отдела и спросите, можно ли тут что-то понять.
  • Не переборщите. Дашборд не должен быть похож на китайский сайт!
  • Слушайте. Придумайте метрики (или подсмотрите вот здесь), покажите их сейлзам и спросите, что из этого они хотят видеть и что ещё нужно добавить.

Держите нос по ветру, хвост пистолетом, а голову свежей. До новых встреч в эфире:) А кстати, про что ещё поговорим?

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Наталия Потёмина", "author_type": "self", "tags": ["\u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435\u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0430\u043c\u0438","whoispotemina","np_salesmanagement"], "comments": 15, "likes": 2, "favorites": 22, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 79924, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 20 Aug 2019 15:23:32 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 79924, "author_id": 325748, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/79924\/get","add":"\/comments\/79924\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/79924"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199122, "last_count_and_date": null }
15 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
3

Вот где Тёма:
https://www.youtube.com/watch?v=7WKd0MVlW8k

Привет, Наташ! =)

Ответить
0

Тёмыч! Иди обниму!

Ответить
1

Никаких особенных вестей, но для кого-то у кого вообще нет никакого опыта в этом всем, хотя бы натолкнет на мысль, что стоит задуматься, как что-можно отображать.
Так что достаточно полезно, спасибо

Ответить
0

Владимир, о чём Вам было бы интересно почитать?

Ответить
0

Наталья, спасибо за ответ, хах
Я не думаю, что мой интерес сильно будет пересекаться с тем, про что будет интересно писать вам и читать большинству)
Может быть как визуализация в итоге помогает конечному ее потребителю?
Уверен, что все без конца слышат, что НАДО ВИЗУАЛИЗИРОВАТЬ И ОБРАБАТЫВАТЬ ДАННЫЕ ИНАЧЕ ЗАЧЕМ ВЫ СОБИРАЕТЕ ИХ!1111!!
Но на деле же с этим много проблем, да и не все в итоге понимают, зачем это нужно. КМК

Ответить
0

В отделе продаж это точно приносит пользу. Удобно же одной цифрой видеть, сколько денег у тебя в пайпе и на какую сумму сделки «провисли»? А индикатор выполнения плана? Ну куда без него? Когда кажется, что времени ещё вагон, попробуйте поделить всю жизнь от рождения лет до 90 на недели и зачирикать те, что уже прошли. Это та информация, которую мы знаем и так, но в графическом виде она очень отрезвляет.

Ответить
0

Ну, как-то все обычненько. Странно, что вы решили поделиться элементарными вещами.

Ответить
2

Всё, что мне приходит в голову написать, кажется мне скучноватым, банальным и очевидным. И есть только один способ понять, надо ли это кому-то: опубликовать. Для меня ответ на вопрос, нужен ли руководителю отдела продаж личный план, очевиден, но где-то есть сто человек, которые добавили в закладки. Значит, им полезно вроде бы.

Ответить
1

О чём Вам интересно прочитать? Предложите тему в области продаж, если владею - напишу подробно.

Ответить
0

Я уже как год из продажника в коллектора переквалифицировался. Так что... Если знаете, как безответственного, надменного и глупого клиента превратить в послушного щеночка - с удовольствием почитаю)

Ответить
0

Даже думать про это не хочу:) По моему опыту, сколько ни старайся сделать из говна конфетку, в лучшем случае получается конфетка из говна))

Ответить
0

Могу сказать по опыту, что можно по-отечески отчитать клиента, который не выполняет обязательства. Пока в 20% помогает.
Так что да, больше интерес есть к манипуляции чувствами людей)

Ответить
0

Это не моя сильная сторона, я больше про манипуляцию цифрами:)

Ответить
0

Если на счет цифр - то какая самая идеальная система мотивации? Чтобы учитывала не только количество/стоимость закрытых сделок, но и качество работы, соблюдение внутреннего распорядка... Ну Вы поняли)

Ответить
0

Вот тут в тексте и в первом комментарии касалась этой темы (ссылка). Ключевой принцип - балансируйте, надо и не перемудрить, и разбавить качественными метриками. У всех они свои - у кого-то звонки, у кого-то письма, где-то конверсия. Надо к вам поглубже залезть, чтобы что-то конкретное сказать. Без понимания вашей специфики могу только общими фразами ответить, а они вам не помогут. Приходите в личку, я первый раз всегда бесплатно разговариваю:)

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ] { "page_type": "default" }