Как точечное UX-исследование от OKAD Agency облегчило жизнь мигрантов: кейс Банка Юнистрим

Рассказываем, как OKAD Agency сквозь гололед и снежную бурю искало респондентов в оффлайне, побеждало языковой барьер и боролось с недоверием и закрытостью, чтобы выполнить одно из самых необычных исследований по улучшению опыта пользования в России.

Как точечное UX-исследование от OKAD Agency облегчило жизнь мигрантов: кейс Банка Юнистрим

Всегда приятно применить свои знания и опыт на практике, когда за это полагается достойное вознаграждение, но согласитесь, если кейс получается уникальным и улетает к тебе в портфолио — это вдвойне приятно.

Банк Юнистрим, сделавший фокус на платежной системе для денежных онлайн переводов по всему миру, обратился в OKAD Agency c рядовой задачей, но направленной на специфичную аудиторию. Не каждый день проводишь UX анализ и предлагаешь рекомендации для улучшения опыта мигрантов в использовании приложения :) Но мы со своей миссией справились и сейчас расскажем, какие проблемы застали нас врасплох, как мы их преодолевали и какой результат получили. Но сперва немного контекста.

Как точечное UX-исследование от OKAD Agency облегчило жизнь мигрантов: кейс Банка Юнистрим

Культура UX в России — что за зверь?

Когда речь заходит об опыте использования сайта или приложения, можно смело сказать, что в РФ давно научились делать хороший дизайн. Базовые паттерны поведения отработаны, все представляют, как нужно выстроить страницу, чтобы последовательность действий и ориентация по разделам была интуитивно-понятной. Свою роль в этом сыграли и компании-гиганты вроде Яндекса или Сбера, которые могут себе позволить свой UX-отдел с исследователями, редакторами и аналитиками.

Неважно, фокусируются ли они сейчас на маркетплейсе, музыкальном сервисе, доставке еды, такси и т.д. Собственные спецы закрывают все эти задачи. Но все-таки когда речь заходит о нишевых продуктах, намного эффективнее нанять маленькое агентство, и в этом направлении определенно можно расти и развиваться.

Как точечное UX-исследование от OKAD Agency облегчило жизнь мигрантов: кейс Банка Юнистрим

Снимаем розовые очки

Давайте представим, что одна компания много работала над идеей продукта, собрала команду разработки, команду дизайна, дошла до стадии релиза, но на выходе недополучила клиентов, недополучила прибыли. Как же это вышло, ведь компания знает свой продукт как самый лучший, самый удобный и жизненно необходимый? Всему виной замыленный взгляд, который во многом скрывает небольшие проблемные моменты, о которых ваша команда может даже не догадываться. Но есть свои особенности и со стороны пользователя.

Порой вообще не задумываешься о том, чтобы отправить обратную связь после контакта с тем или иным продуктом. Либо опыт использования заканчится неудачей, и вы уйдете к конкурентам, либо смиренно примите неудобства и все равно продолжите пользоваться. Точечное UX исследование, особенно, когда у заказчика уже есть готовый макет и своя команда по дизайну, очень помогает оперативно исправить мелкие недочеты парой строчек кода без существенного редизайна. И про это наша сегодняшняя история.

Как точечное UX-исследование от OKAD Agency облегчило жизнь мигрантов: кейс Банка Юнистрим

Кейс Юнистрим

Началось все довольно банально. До этого команда Юнистрим получила много негативных откликов и начала искать проблемы в работе самого банка: устройстве офиса, алгоритме оформления карт и т.д. Не достигнув нужного результата, команда обратилась к нам, чтобы улучшить опыт использования приложения банка.

Мы должны были проверить два сценария, какие ошибки допускают пользователи приложения в попытках отправить деньги за границу по номеру телефона и номеру карты. По завершении исследования мы вернулись с рекомендациями по улучшению пользовательского опыта и повышению ключевых продуктовых метрик.

Как точечное UX-исследование от OKAD Agency облегчило жизнь мигрантов: кейс Банка Юнистрим

Легких путей не ищем

Главным методом исследования стало качественное интервью, а значит нам предстояло найти респондентов на улице или в общественных местах. Да, социофобия их боялась:)

Все могло быть проще, но, увы, подходящих респондентов не найти в онлайне, и нам предстояло пойти во все тяжкие. Почему так? Нам нужны были респонденты из реальной жизни, которые не пользуются супер-современными смартфонами и не слишком сильно разбираются в технологиях и приложениях, а время в основном проводят в оффлайне — тяжелая многочасовая работа, решение бесконечных проблем из жизни мигранта и встречи с друзьями.

Чтобы предусмотреть все заранее, сначала мы подготовили скрипт исследования, список действий в экстремальных ситуациях, список подсказок, а также расписали задания для респондентов. Но никто не ожидал, что проблемы начнутся еще раньше…

Как точечное UX-исследование от OKAD Agency облегчило жизнь мигрантов: кейс Банка Юнистрим

Понять и простить

Первой и главной проблемой, с которой мы столкнулись, стали закрытость и недоверие. Надо понимать, что приложение Юнистрим — это банковское приложение. Никто не собирался вот так взять и предоставить свои личные данные для какого-то непонятного исследования.

«Когда я подходила к группе, там обязательно находился один человек, который испытывал недоверие. Пять человек поверит больше своему, а не мне. И они отказывались» — Вероника Калгушкина, наш UX-исследователь

Были и другие проблемы, вроде слабого знания русского языка, недостаточного образования, неподходящего для исследования гражданства и погодных условий. Именно поэтому поиск первого респондента затянулся, и срок работы вырос до 1,5 месяцев.

«Очень многие люди в целом не умеют пользоваться приложением, и они им не пользуются. У них есть друг, который все это делает, но это проблема другого уровня».

Многие респонденты не располагали достаточными знаниями русского языка, и эта проблема встала на пути исследования дверью с семи замками. Нам пришлось подбирать упрощенные языковые конструкции и выстраивать интервью, учитывая и этот фактор.

Как точечное UX-исследование от OKAD Agency облегчило жизнь мигрантов: кейс Банка Юнистрим

Старания вознаграждаются

Но решение все-таки нашлось! Мы упростили схему, сделали ее безопасной для респондентов, а команда Юнистрим здорово помогла, предоставив тестовую сборку приложения. Мы много и плодотворно общались, принимали во внимание просьбы друг друга и искали способы обходить возникающие проблемы. Общение проходило по звонкам и все вопросы оперативно решались в удобном формате.

С этого момента и начался активный этап исследования, который продлился 2 недели. Нам удалось опросить 15 мигрантов +2-х релокантов и результаты этих опросов дали свои результаты.

Как точечное UX-исследование от OKAD Agency облегчило жизнь мигрантов: кейс Банка Юнистрим

Первостепенными при переводах оказались их скорость и размер комиссии. Отправляя деньги на родину при срочной необходимости, респонденты часто застревали при заполнении форм и здесь и выползли первые ошибки. Их можно систематизировать по следующим признакам.

1. Перевод по номеру телефона

Данные отправителя:

  • Респонденты при попытке добавить документ нажимали на кнопку «Изменить данные»
  • Количество типов документов, которые предоставляются пользователям их пугает
  • Неочевидно, как работает выбор документа и просмотр документа

Добавление нового документа:

  • Неочевидно, что фотография документа обязательна

Валидация:

  • Валидация данных происходит в конце, из-за этого при неверно введенном номере или валюте ошибка появляется только в конце.

Добавление нового документа:

  • Форматы некоторых полей ввода неочевидны и слишком сложны для пользователей. Например, что в код подразделения формата 123-456 нужно добавить дефис, или что в конце имени нужно убрать пробел.

2. Международный перевод по номеру карты

Ввод данных получателя:

  • Люди не понимают, что нужно вводить именно получателя перевода
  • Люди не понимают, что это имя должно быть как на карте получателя и вводят кириллицей
  • Иногда люди путают имя и фамилию местами

Выбор способа перевода:

  • При повторном нажатии на способ перевода выбор переносится на «Наличными», а все данные введенные ранее сбрасываются
Как точечное UX-исследование от OKAD Agency облегчило жизнь мигрантов: кейс Банка Юнистрим

Рекомендации по решению проблем

Проанализировав все ошибки, в том числе и нетипичные действия, к примеру, странный поиск или странный выбор, мы подготовили список рекомендаций из нескольких способов решения по каждой проблеме.

Для удобства наша команда систематизировала их по разному уровню важности, а также количеству усилий, которое придется потратить на реализацию. Как мы уже упоминали в начале, это поможет Юнистрим сделать минорные изменения в приложении, а не тратить много времени на редизайн. Команда осталась очень довольна проделанной работой, да и нам такое сотрудничество запомнилось исключительно, как нечто теплое и близкое по духу.

Отзыв Юнистрим

Как точечное UX-исследование от OKAD Agency облегчило жизнь мигрантов: кейс Банка Юнистрим

Вместо финала

Мораль этого кейса довольно проста: каждая небольшая компания способна значительно улучшить опыт использования своего приложения и сэкономить бюджет на дизайн, заказав точечное UX-исследование.

Чаще всего рядовые пользователи знают о проблемах куда больше самих разработчиков, нужно лишь взять правильную обратную связь и, расставив приоритеты, представить полученные сведения в виде списка рекомендаций. Наша UX-команда всегда открыта к новому интересному сотрудничеству. Напишите нам на почту, и мы поможем сделать ваш продукт лучше.

Хотите так же? Пишите нам в сообщения и получите бесплатную консультацию и скидку на ревью вашего продукта. И обязательно подписывайтесь на наш Telegram-канал с кейсами и полезностями.

2020
17 комментариев

Можете подробнее раскрыть тему, как вы искали респондентов и отбирали релевантных?

6
Ответить

Мы искали респондентов где только могли. Первые попытки проходили на улицах города, чисто визуально пытались найти людей, которые выглядели как иностранцы из стран СНГ, знакомились, спрашивали про гражданство. При подходящем нам по заданию, объясняли кто мы и что нам нужно провести исследование, в чем оно заключается. Данный способ, к сожалению, не сработал, было очень много контактов «в пустую».

Далее пришла идея про центр мигрантов и аэропорт — места, где потенциально много нужной нам аудитории, а люди проводят время в очередях и им нечем заняться.

Позже осталось найти 1-2 человека каждой национальности и решили, что нужно подходить более точечно, так появились идеи про консульства нужных стран, восточные кафе, армянскую церковь и так далее

3
Ответить

Очень интересный кейс. Если бы вы проводили второе исследование, чтобы вы сделали по-другому, иначе? Как бы усовершенствовали процесс, проанализировав ошибки?

6
Ответить

Благодарю! Мы бы однозначно провели дополнительное мультиязычное исследование, чтобы увидеть разницу и выявить ошибки, которые происходят из-за сложности восприятия языка.

А еще теперь мы намного лучше знаем в каких местах люди легче идут на контакт, тем самым мы могли бы быстрее опросить необходимое число респондентов и, возможно, даже увеличить количество респондентов для более «разношерстной» выборки.

Но тут все упирается в ресурсы. Понятно, что чем обширнее исследование и чем больше количество респондентов, тем больше данных мы можем получить и использовать для дальнейшего улучшения пользовательского опыта. В идеале — проводить подобные ревью-исследования чаще (хотя бы раз в год) или с каждым крупным релизом, чтобы лучше понимать свою ЦА и делать максимально удобный интерфейс.

3
Ответить

а для чего все это нужно? заработать больше денег на приезжих?

5
Ответить

Это кстати один из самых частых вопросов был нам от респондентов во время исследования)

Благодаря исследованию мы улучшаем их опыт пользования приложением, делаем так, чтобы приезжим было проще, быстрее и удобнее переводить деньги, когда это необходимо. Чтобы они тратили минимальное время на то, чтобы разобраться в приложении.

А Юнистрим в это время получает большее количество пользователей приложения, а, следовательно, клиентов их банка. Так что выгода есть для всех. И вообще не зря российский финтех считается очень развитым. У нас действительно уделяется большое внимание пользовательскому опыту, все стараются делать максимально удобный продукт, чтобы не отставать от конкурентов.

4
Ответить

Интересно, а почему банк не провел такое исследование до того, как запускать приложение? Или похер на мигрантов и людей, кто знает русский недостаточно, а потом оказалось, что именно они больше всего деняг приносят?))

5
Ответить