Подрядчики по маркетингу всё время лажают? Как это исправить или гайд для собственников и директоров по маркетингу

Я — Дмитрий Шестаков, сооснователь маркетингового агентства Сайткрафт. Раньше я перебирал подрядчиков по маркетингу, перебирал…Они обещали, что число лидов вырастет, а продажи взлетят. Что в итоге? Ракета оказывалась из картона и никуда не летела. В статье хочу беспристрастно рассказать, почему так происходит и где тут ERROR 404.

Подрядчики по маркетингу всё время лажают? Как это исправить или гайд для собственников и директоров по маркетингу

Абсолютно нормальная практика — думать, что проблема находится только на стороне подрядчиков. А если они не справились, говорить: «Чемодан, вокзал. Ищем следующего».

Дмитрий Шестаков

И так продолжается до тех пор, пока не приходит осознание: нужно создать систему или алгоритм, когда у подрядчика не будет шанса на провал. И это уже в интересах собственника или директора по маркетингу.

Об этом мы и поговорим.

С чего начать поиск подрядчиков?

Давайте сразу на берегу разберём ошибки, чтобы понять, чего делать не стоит.

Ошибки в активном поиске

  • Маленькое количество заявок.

Да, многим лень расширить круг заявок от 2-3 даже до 7-10. И в этом главная ошибка. Кажется, что не хочется читать очередной бриф на 100500 вопросов. Но на деле это работает по-другому.

Чем меньше выборка — тем ниже качество подрядчиков.

  • Размытые цели.

Хотим Х лидов. Всё. На этом формулировка цели заканчивается. А как, зачем, почему и откуда — мало кого волнует. Под такую цель подойдут 99,9% подрядчиков.

А вот если сформулировать иначе, например, к августу 2024 года мы хотим получить продаж на сумму Х, при этом привлечь Y лидов, каждый из которых обойдётся нам приблизительно в N денег. Что касается сегмента, то в приоритете — C.

Это уже другое дело. Поверьте, те подрядчики, которые не уверены в достижении поставленной цели — отвалятся ещё на этапе прочтения вашей хотелки. Потому что здесь нужно не только сделать сайт и нагнать на него трафик.

Чтобы уйти от неквалифицированных подрядчиков и временных затрат на заполнение их брифов, нужно самостоятельно сформулировать цели, задачи, хотелки в своём брифе.

Дмитрий Шестаков

Давайте разберём, какая должна быть структура постановки задач исполнителю.

  1. Цель и роль маркетинга в ней.

Прежде чем оглашать подрядчику цель на месяц/квартал/год — обозначьте её для себя. В этом вам могут помочь следующие вопросы:

  • Какие цели по выручке / марже / чистой прибыли в разрезе продуктов / направлений?
  • Какой средний чек на ваши продукты / направления бизнеса?
  • Какое количество клиентов необходимо привлечь согласно вашему среднему чеку с разбивкой по месяцам / кварталу / году?
  • Какая средняя чистая прибыль с одного клиента?
  • Какая конверсия у вашего отдела продаж? Это нужно понимать, чтобы рассчитать примерное количество квалифицированных лидов, которые должны зайти в ваш отдел продаж
  • Какое количество лидов должно приходить по месяцам / кварталам / годам?

Помимо этого, сформулируйте ответы и на следующие вопросы:

  • Какая у вас допустимая цена привлечения одного клиента?

При расчёте этого показателя нужно опираться на чистую прибыль со всего времени работы клиента с вами. Здесь речь идёт о показателе LTV, но о нём мы расскажем в следующей статье (спойлер: она выйдет на следующей неделе).

Часто бывает, что компании зарабатывают только со второй или с третьей сделки. Поэтому если вы будете ориентироваться только на заработок с первой сделки, то, скорее всего, вы сильно порежете крылья вашему маркетингу.

  • Какая допустимая стоимость привлечения одного квалифицированного лида?

Если вы знаете конверсию отдела продаж, то попробуйте умножить её на допустимую стоимость привлечения клиента. Так вы поймёте, сколько стоит 1 лид, и готовы ли вы столько за него отдать.

Многие боятся заплатить за клиента даже 2000 р даже если у него есть 5000 р на 1 лид. Так вы сами себе перекрываете воздух и в качестве нанятых подрядчиков, и в маркетинговых инструментах, и на ставках в рекламных аукционах. Оно вам надо…?

2. Продукт.

Насколько хорошо вы знаете свой продукт? Попробуйте сами для себя ответить на следующие вопросы:

  • Какую задачу клиента решает продукт?
  • Из каких составных частей состоит продукт?
  • Как выглядит продукт?
  • Какой результат от использования?
  • Какие технические характеристики у продукта, и на что они влияют?
  • Какими скрытыми возможностями обладает продукт?
  • Какие у продукта есть сертификаты, награды, экспертные заключениями?
  • Какие есть ограничения у продукта?
  • Как именно он решал задачи клиента?

Не забудьте о примерах использования вашего продукта, а также о его конкурентоспособности.

Получилось?

P.S. В идеале у вас должны быть подробно расписаны 7-10 смыслов — «Почему покупают у вас?».

Наивно полагать, что подрядчик вникнет в ваш продукт за час общения. А если подрядчиков будет штук 10, то вы просто устанете объяснять одно и то же.

Дмитрий Шестаков

Поэтому нужно сформулировать всё заранее. Позже сами себя поблагодарите.

3. Целевая аудитория (ЦА).

Наверняка при формировании маркетинговой стратегии вы анализировали свою ЦА. Теперь расскажите о ней подрядчику.

Вы можете предоставить:

  • записи телефонных разговоров;
  • кастдевы;
  • этапы принятия решений и т. д.

Это поможет подрядчику понять, что действительно интересует вашего клиента и на чём нужно сделать акцент в маркетинге.

Исследование целевой аудитории — ключевой этап в маркетинге. Многие его пропускают или ограничиваются 3-4 строчками и общими формулировками: «там ведь и так всё понятно». А потом возникает ситуация — «Ой! А наша реклама не заходит никому или мы привлекаем аудиторию, да только не ту».

Дмитрий Шестаков

4. Продажи.

Покажите потенциальным подрядчикам данные по текущим продажам в разрезе регионов/стран и географию дальнейшей экспансии рынка. Чем больше данных — тем лучше.

5. Конкуренты.

Информацию можно вытащить из той же маркетинговой стратегии (либо если вы основательно решили заняться этим вопросом, то проанализируйте рынок ещё раз).

  • Кто является вашим прямым топовым конкурентом, которых знает весь рынок?
  • Кто является молодым или «зелёным» конкурентов в вашей нише?

Я бы рекомендовал не сбрасывать со счетов вторых. Их активность заметна здесь и сейчас в отличие от мастодонтов. ТОПы выросли давно и сейчас пребывают в состоянии сытых котов. А новички дерутся за место под солнцем.

6. Опыт.

Я уверен, что у вас уже есть опыт в маркетинге. Если да, то вам стоит понять, что получилось ранее, а что не очень?

Мы встречали разные картины. Чаще это был негативный опыт: вложили денег в какой-то рекламный инструмент, а результата не было. Или отдача была, но ожидания были завышены.

Запомните: среди негативного опыта можно найти, то, за что можно зацепиться. Например, некоторые посадочные страницы, которые хоть как-то конвертили; определённые ключевые запросы; рекламные креативы; площадки, которые давали интересных клиентов. Это всё можно и нужно найти, чтобы продолжить масштабироваться.

Вы даже можете помочь подрядчикам:

  • дайте доступы к данным, которые у вас были, например, отчёты агентств/фрилансеров/штатников.
  • скиньте аудиты.

Заглянув в прошлое, можно заглянуть в будущее. Время, деньги и силы, которые вы уже вложили, не потрачены впустую. Это опыт, за который вы заплатили. Не допускайте, чтобы будущие подрядчики покупали этот опыт второй раз за ваши же деньги.

Дмитрий Шестаков

7. Доступы.

Мы уже говорили о том, что вы можете предоставить доступы к отчётам, аудитам, инфографике и т. д. Но чтобы понять целую картину, хорошо было бы проанализировать и сервисы, например:

  • рекламные кабинеты в Яндекс.Директ, ВК, ТГ и т. д;
  • счетчики посещаемости в Яндекс.Метрика и GoogleAnalytics;
  • вебмастер Яндекс и Google;
  • коллтрекинг;
  • CRM-систему;
  • сквозную аналитику.

Да, здесь нужно быть осторожным. У вас может возникнуть мысль:

Подрядчики по маркетингу всё время лажают? Как это исправить или гайд для собственников и директоров по маркетингу

Поэтому нужно соблюдать правила безопасности:

  • Связывайтесь только с теми, в ком изначально уверены. У агентства / специалиста, которые долго существуют на рынке — нет желания портить себе карму и вам жизнь.
  • Перед тем как что-то передавать — подпишите соглашение о неразглашении коммерческой тайны, в котором чётко будет прописана ответственность при утечке данных.
  • Выдавайте гостевые доступы, без права на редактирование.
  • После окончания работ с подрядчиков — отзовите доступы обратно.

Возможности при подготовке структурированного брифа для подрядчика

Мы разобрали каждый из пунктов подробнее выше, а теперь давайте немного подытожим:

  • В процессе формирования брифа вы структурируете информацию о вашем бизнесе не только для подрядчика, но и для себя. Это помогает держать фокус на том, что для вас важно и для чего вы развиваете своё дело.
  • Вы участвуете в производстве крутого результата. Чем больше данных у потенциального подрядчика — тем правильнее будут их гипотезы — тем точнее прогнозы.
  • Вы расширяете число подрядчиков. При этом ваш бриф настолько подробно расписан, что глядя на него — остаются только самые стойкие, которые способны выдать необходимый результат. Одним словом, дилетанты отвалятся сразу.

На что обратить внимание на этапе презентации коммерческих предложений подрядчиками?

Итак, вы прописали бриф, ответили на все необходимые вопросы, обозначили цели и задачи… Но выдыхать рано. Наступил этап отбора кандидатов.

Чтобы облегчить вам работу, мы создали чек-лист, который поможет обратить внимание на важные моменты.

Чек-лист для отбора кандидатов

1. От 7 до 10 кандидатов.

Не уходите в крайность. Выбор без выбора — не ваша ситуация. К тому же чем подробнее вы составите бриф — тем больше шанса, что в ваши руки попадут до 10 качественных кандидатов, которые готовы работать на результат.

2. Наличие экспертизы.

У этого пункта есть несколько мнений:

  • Опыт — это хорошо. Потому что у человека могут быть какие-то заготовки, кейсы и т. д. То есть вы можете отследить его экспертизу на реальных примерах.
  • Опыт — это плохо. Кажется, что у человека должен быть свежий взгляд, трезвый ум, без шаблонов и предрассудков.

Здесь решать только вам, с кем вы хотите и готовы работать.

3. Знакомство.

Общий созвон для знакомства со всей командой, которая будет с вами работать - хороший знак. Так вы сможете отследить, кто и за что отвечает, да и внутреннее чутьё никто не отменял: ваш комфорт — превыше всего.

4. Маркетинговое исследование.

Без исследований никуда, даже в малобюджетном проекте. Это сильно повышает точность гипотез и планирования.

P.S. Учтите, что если вы выдали подрядчику всю информацию исходя из брифа, то необходимость в исследованиях может отпасть.

5. План работ.

Спросите у своего потенциального подрядчика, как он видит сотрудничество с вами в разные этапы: квартал, полгода, год и т. д. В первом квартале вы можете запросить детализированный план, а в остальных случаях — перечень гипотез.

После первого квартала план может видоизмениться в соответствии с вашими пожеланиями, целями и приоритетами.

6. Прогнозы результатов.

Прогнозы в digital — вещь сомнительная. И всё же подрядчику нужно понимать, на какие KPI ему нужно выйти. Если ни вы, ни подрядчик не понимает, что он должен делать и чего достичь, то кто это должен понять?

7. Отчётность.

В идеале уже на первых порах хорошо бы состыковать вид и формат отчётности. Она может выглядеть следующим образом:

  • в одной части таблицы — ваша выручка, количество новых клиентов, средний чек, конверсия отдела продаж, стоимость привлечения клиента.
  • в другой части таблицы — показатели подрядчика, которые на это повлияли: потраченный бюджет, стоимость и количество переходов, стоимость лида, конверсия сайта или любого другого лидогенератора.

Асинхронность ни к чему хорошему не приведёт.

8. Периодичность.

Это касается не только работ, но и встреч. Вас никто не заставляет углубляться в микроменеджмент, и все же регулярные созвоны никто не отменял. Вам необходимо быть в курсе ситуации как минимум, чтобы как можно скорее узнать о трудностях, как максимум — следить за развитием событий и не допускать стагнации.

9. Первые результаты.

Их сроки могут разниться в зависимости от выбранных инструментов и стратегии продвижения. Например, если это SEO, то результатов раньше чем через 3 месяца ждать не стоит. С контекстом дела обстоят иначе - результаты могут быть уже в первый месяц.

И всё же не просите результаты по прошествии одной недели. Дайте подрядчикам время на гипотезы, а рекламной кампании время на разгон.

Подрядчики по маркетингу всё время лажают? Как это исправить или гайд для собственников и директоров по маркетингу

Если вы будете следовать этим принципам, то некомпетентные подрядчики отсекутся уже на этапе отбора, а в вашу воронку попадут средние и сильные кандидаты.

Как выстроить работу с подрядчиками так, чтобы она была без стресса и в кайф?

Вопрос на миллион. Но на него есть ответ, даже несколько.

  • Согласуйте план.

Определитесь, что именно должен сделать подрядчик; в каком виде это будет представлен результат; когда будут промежуточные встречи по результатам?

  • Обозначьте зону ответственности.

Что делаете вы, а что делает подрядчик? Не вмешивайтесь в работу, но при этом контролируйте направление.

  • Обговорите формат отчётности.

Здесь нужно понять, какие показатели должны быть в отчёте у подрядчика и как эта отчётность будет соединена с отчётностью заказчика. Удостоверьтесь, что ваше видение и видение подрядчика совпадают.

Например, мы запустили 3 рекламные кампании. Одна из них начала приносить интересные лиды, которые закрылись в хорошие сделки. А две другие рекламные кампании могли приносить лиды в 2-3 раза дешевле, но в сделки не закрываются или приходят совсем мелкие сделки.

Если отчётности нет — то подрядчик, у которого KPI «настроено» на количество и дешевизну лидов, выключит первую рекламную кампанию. Он будет нацелен на масштабирование двух других. Бизнес от этого пострадает. В заявках окажется куча нецелевых лидов.

  • Определите ответственное за коммуникацию лицо.

Вам нет необходимости общаться со всей командой. Обговорите с подрядчиком человека, который будет с вами взаимодействовать.

  • Выделите тревожную кнопку.

Это такая штука, на которую вы или подрядчик «нажимаете» в экстренном случае: что-то сломалось, результата нет, что-то идёт не так и т. д.

Работа с подрядчиком — это история про умелое управление. Оно способно даже среднего подрядчика вытащить на крутые результаты. Отсутствие управления даст скромные результаты даже с очень хорошим подрядчиком.

Дмитрий Шестаков

В управлении подрядчиком я рекомендую применять те же принципы, что и с сотрудниками.

На чём держится успех и провал любого проекта?

На китах, но не трёх:

  • Детализированное видение собственного бизнеса.
  • Грамотно составленный бриф.
  • Качественный менеджмент.
  • Доверие.
  • Партнёрство.

Наивно полагать: «Ну всё, я нашёл компанию. Они мне сейчас все сделают, а я на Бали буду сёрфить и загорать с пинаколадой». К сожалению, это так не работает.

Просто знание без применения на практике ничего не стоит. Поэтому я специально собрал в одну папку все шаблоны и чек-листы, которые вам могут потребоваться при найме подрядчика по маркетингу. Скачать все шаблоны и чек-листы по найму подрядчиков.

Не знаете, как подступиться к организации отдела маркетинга у себя? Залетайте ко мне на консультацию — мы обязательно найдём решение. Записаться на консультацию.

1313
15 комментариев

Работа с подрядчиком — это история про умелое управление. Оно способно даже среднего подрядчика вытащить на крутые результаты. Отсутствие управления даст скромные результаты даже с очень хорошим подрядчиком.

Вот это самое базовое правило.

Если приходить к подрядчику за "волшебной" таблеткой, то это волшебство с 90% вероятностью так и останется в сказке.

Чтобы получать результат - нужно управлять.

Причем управлять на основе цифр.

Если проработали с подрядчиком 3 месяца и получили стоимость продажи на 100% больше от запланированного и обьем продаж в 3 раза меньше, то нужно проанализировать данные вместе с подрядчиком. Составить перечень гипотез и затем исправлять цифры.

Например, увеличить конверсию лендинга, подкачать отдел продаж, снизить ставки и т.п.

Многие компании пускают продвижение на самотек и после неудачных результатов все бросают и идут к новому подрядчику и все по кругу. А именно опыт, даже неудачный — это база для дальнейших улучшений.

(!!!) Предприниматели, запомните: реклама — это итерационная история, перед тем, как найти то, что будет работать потребуется потратить деньги, проинвестировать, даже себе в убыток, чтобы найти то, что работает. Но потом эта инвестиция многократно окупится.

Поэтому при выборе агентства отдавайте приоритет тем, у кого сначала не получилось, а потом получилось — это значит, что агентство думает, улучшает результаты, ищет именно ту связку, которая будет у вас работать

3
Ответить

Да, история про управление — мощная вещь.

И как раз то, что вы написали — это про то, что подрядчик должен быть компетентным и гибким. Дилетанты не будут заниматься гипотезами, тестами и т.д. Они сделают, не получится и они отвалятся. А уже адекватные, я бы даже сказал, партнеры будут думать над тем, а как же сделать лучше, как увеличить трафик, привлечь больше клиентов, вырастить чек и т. д.

1
Ответить

Прочитала статью с интересом. Я нахожусь именно на стороне подрядчиков, и хочу сказать, что, если клиенты будут давать нам настолько подробные вводные данные и адекватную обратную связь, как вы пишете - это ж просто сказка будет! В реальности от большинства клиентов не то что данных о выручке не дождешься, но и о их родном продукте информацию "клещами" приходится вытягивать. А бывает, что значимую информацию вообще сознательно скрывают, и это вскрывается в самый неожиданный момент. Хотя, казалось бы, в одной команде должны работать...

2
Ответить

Ангелина, спасибо за развернутый комментарий! Полностью с вами согласен. Интересно почитать мнение с точки зрения подрядчика!

Да, у нас есть клиенты, которые даже желаемую стоимость лида скрывают. Сложно работать так, конечно, но не отчаиваемся, и стараемся в массы продвигать грамотный подход, чтобы и заказчику было комфортно и подрядчику.

1
Ответить

Похоже на пятничный юморной пост)))
Если заказчик оперирует всей перечисленную информацию, то компетенций его отдела маркетинга хватит для правильного выбора и корректной работы с подрядчиком.
Давайте будем честны, проблема с компетенцией заказчика не менее частая причина провалов консультантов.
И тема такой статьи - куда более интересная на мой взгляд ;)

2
Ответить

Если честно, то я ваш комментарий не понял.

Ответить

Подрядчики - всегда больная тема, как мне кажется, а их подбор - это вообще выключайте свет и кидайте гранату

1
Ответить