Товарные знаки для тех, кто ведёт бизнес в интернете: защищаем домен, управляем отзывами и контролируем конкурентов

Казалось бы, регистрация брендов в Роспатенте — это история про заводы и предприятия: вот наша одежда, еда или электроника, вот наша торговая марка. Но на деле каждый третий товарный знак сегодня принадлежит компании, которая продает свои товары и услуги через интернет. Давайте разберемся, для чего эти компании регистрируют товарные знаки.

Я юрист по интеллектуальной собственности, патентный поверенный РФ №2151. В прошлой статье «Семь настоящих причин зарегистрировать товарный знак в России» мы поговорили о том, для чего предприниматели и небольшие компании регистрируют товарные знаки. Там мы разобрали, как с помощью регистрации своего бренда в Роспатенте можно обезопасить свои вложения в рекламу, выйти на новые каналы продаж и защититься от конкурентов и патентных троллей.

Статья собрала почти 15 тысяч просмотров и разлетелась в 700 закладок, а среди сотни комментариев мы разобрали много популярных вопросов, большая часть которых касалась бизнеса в интернете, доменов и рекламы. Поэтому в этот раз мы пройдемся по интернет-бизнесу: я расскажу, для чего интернет-магазины, веб-студии и другие компании, которые продают свои товары и услуги через интернет, регистрируют свои названия и логотипы в Роспатенте.

Если у вас нет ни бизнеса, ни времени читать всю статью — сохраните в закладки. Она точно пригодится вам, когда вы запустите ваш первый коммерческий проект в интернете. А тем, кто уже продает свои товары и услуги в интернете, надеюсь, статья поможет если не заработать, то хотя бы не потерять несколько сотен тысяч рублей на споры и суды с правообладателями.

Защитить свой домен от других владельцев товарных знаков

ООО «Мистер Джинс» зарегистровали домен «masterjeans.ru» и запустили интернет-магазин джинсовой одежды. Несколько лет компания вкладывала в рекламу и поисковое продвижение. Сайт поднимался в поисковой выдаче, шел трафик, шли и продажи.

Но тут появляется другая компания — владелец товарного знака «Masterjeans». Эта компания подает в суд: требует аннулировать домен и выплатить миллион рублей компенсации за нарушение товарного знака по ст. 1515 ГК РФ. Кто прав?

Казалось бы, решение простое: если компания зарегистрировала домен раньше, чем появился товарный знак, то домен остается ей, а если позже — то пускай отдает домен и платит компенсацию. Но если бы все было так просто, суды по товарным знакам и доменам не затягивались бы на несколько лет, а юристы не писали бы про них диссертации.

Проблема в том, что товарный знак — это интеллектуальная собственность, а у доменов такого статуса по закону нет. Домены — это всего лишь «техническое средство адресации», как сказал Суд по интеллектуальным правам в одном из своих постановлений. Поэтому суды в спорах защищают товарный знак, а не домен. И судам, к сожалению, абсолютно наплевать, сколько денег вложено в продвижение домена и сколько еще придется потратить на переезд домена и ребрендинг.

Дело «Masterjeans» прошло четыре инстанции и закончилось тем, что с владельца домена взыскали 100 тысяч рублей компенсации, 100 тысяч рублей расходов на юристов истца и еще 52 100 рублей на нотариусов и госпошлины. Кроме того, суд запретил использовать домен masterjeans.ru — сейчас этот домен уже не работает. Если бы компания вовремя зарегистрировала свой товарный знак на себя, всей этой истории просто бы не случилось.

Суды в подобных спорах интересуют такие вопросы:

  1. Насколько сильно похожи домен и знак?

  2. Действует ли товарный знак на те виды деятельности, что ведет владелец домена?
  3. Конкурируют ли между собой владельцы домена и знака?
  4. Была ли регистрация домена совершена недобросовестно?
  5. Что было зарегистрировано раньше?

Если на первые два вопроса будет дан положительный ответ, то суд вынесет решение в пользу товарного знака. Ответы на остальные вопросы повлияют только на масштаб негативных последствий для владельца домена: домен могут запретить использовать вообще, а могут только запретить вести через него определенный бизнес; компенсацию могут взыскать полностью или частично.

Вот навскидку еще десяток подобных дел:

  1. Дело №А56-82652/2019 — суд запретил использовать домен, с владельца домена взыскали 300 000 рублей компенсации
  2. Дело №А29-2710/2019 — суд запретил использовать домен, компенсацию не требовали
  3. Дело № 307-ЭС17-4496 — суд запретил использовать домен и взыскал 300 000 рублей компенсации
  4. Дело №А40-279659/2018 — суд запретил использовать домен, зарегистрированный на 10 лет раньше товарного знака, взыскал только госпошлину
  5. Дело №А40-119557/2018 — суд запретил использовать домен, зарегистрированный на 15 лет раньше товарного знака, взыскал госпошлину и расходы на юристов истца
  6. Дело № 305-ЭС15-4698 — суд запретил использовать домен, взыскал госпошлину и расходы на юристов истца
  7. Дело №А40-151017/2016 — суд запретил использовать домен, взыскал 10 000 рублей компенсации и судебные расходы
  8. Дело № 305-ЭС17-8656 — суд запретил использовать домен, взыскал 10 000 рублей компенсации и судебные расходы
  9. Дело №А56-21705/2016 — суд запретил использовать домен и взыскал 100 000 рублей компенсации
  10. Дело №А40-33136/2019 — суд запретил использовать домен, компенсацию не просили

Такие суды как правило не заканчиваются в одной инстанции, а проходят минимум две-три. Получается, что разбирательство в судах занимает год-два, а на юристов, пошлину и компенсации уходит 200-300 тысяч рублей.

Миллионные компенсации по таким делам я особо не встречал, обычно компенсации взыскивают в пределах нескольких сотен тысяч рублей. А вот домены как правило запрещают использовать полностью и не ограничиваются отдельными видами деятельности.

Иногда владельцам доменов удается отбиться от таких исков, например, если окажется, что сам товарный знак был зарегистрирован незаконно. Но это будет предметом отдельного спора, поэтому владельцу домена придется идти с отдельными заявлениями в Палату по патентным спорам, Федеральную антимонопольную службу или другой суд. Там нужно будет разбираться:

  1. Законно ли Роспатент вынес решение о регистрации этого знака?
  2. Использует ли владелец свой товарный знак в бизнесе, или он зарегистрировал его только для того, чтобы мешать работать всем остальным?
  3. А не зарегистрировала ли компания товарный знак специально, чтобы навредить владельцу домена?
  4. А не стало ли название домена коммерческим обозначением компании?

Этот спор будет идти параллельно с первым, и далеко не факт, что первый спор приостановят на то время, пока будет идти разбирательство в той же Палате по патентным спорам. Получается, что проще и дешевле зарегистрировать товарный знак и не допустить подобного спора, чем потом ходить по судам.

Убрать из интернета плагиаторов и подделки

Несколько лет я работаю с компанией «Jelly Shots». Их бизнес — кейтеринг алкогольных желе. Они приходят на мероприятие, расставляют красивый столик и угощают гостей своими «джеликами». Прибыль компании приносит не только сам кейтеринг, но и сеть франшиз. Клиенты узнают о компании как правило в интернете.

В какой-то момент в сети без спроса появляется еще один «Jelly Shots», который полностью копирует их бизнес, да еще и вместе с названием. Оригинальной компании, естественно, это не нравится: они вкладывали деньги и время в свою компанию явно не для того, чтобы кто-то вот так нагло пришел и воспользовался их репутацией.

​Плагиаторы перерисовали на коленке логотип и убрали букву «s» из второго слова. Но от этого нарушение не перестало быть нарушением.
​Плагиаторы перерисовали на коленке логотип и убрали букву «s» из второго слова. Но от этого нарушение не перестало быть нарушением.

Достаем свидетельство на товарный знак «Jelly Shots» и Гражданский Кодекс. По ст. 1484 ГК РФ само предложение товаров под товарным знаком уже считается использованием знака. Это значит, что нам не нужно устраивать никаких контрольных закупок, само предложение товара в интернете под нашим знаком — это уже нарушение. Пишем жалобу в «ВК», и буквально через пару дней видим заглушку на месте сообщества.

​Служба поддержки «ВКонтакте» согласилась с нашими доводами и заблокировало группу
​Служба поддержки «ВКонтакте» согласилась с нашими доводами и заблокировало группу

Когда в интернете появляется другая компания с таким же названием, потеря трафика и спад продаж — это только часть проблем. Со временем появляются и другие. Например, если компания-плагиатор плохо работает, то о ней начинают писать плохие отзывы в интернете, и неподготовленный покупатель может решить, что все эти отзывы пишут об одной и той же компании.

Если у вас есть товарный знак, а другая компания в соцсетях решила им воспользоваться, пишите жалобы в поддержку и администраторам сообществ. ВК, Инстаграм, Фейсбук и Ютуб достаточно оперативно реагируют на такие жалобы и защищают владельцев знаков от плагиаторов.

Иногда путаница между компаниями с одинаковыми названиями доводит до смешного. Например, у моих доверителей из Нижневартовска была такая история: их компания «МедАльянс» заказала поставку товаров, водитель поставщика посмотрел адрес «МедАльянса» в 2ГИСе и привез фуру в другую компанию с таким же названием «МедАльянс». Там фуру разгрузили местные сотрудники, фура уехала.

Понятное дело, что потом все-таки разобрались, куда пропал товар и всё вернули заказчику. Но чтобы такое не повторилось, мы попросили второй «МедАльянс» изменить название и сослались на наш товарный знак. Они согласились.

Чтобы выдавливать конкурентов из контекстной рекламы

Допустим, вы запустили новый проект: сайт, с помощью которого за минуту можно узнать цену на починку машины во всех автосервисах города и записаться на самый выгодный приём. Придумали классное название, запустили рекламу — бизнес пошел в гору.

Но вот спустя несколько лет появляется аналогичный сервис. Мало того, что они делают тоже самое, так они еще и начинают крутить рекламу по вашему названию. Люди пишут в Яндексе название вашего сервиса, а первой ссылкой им появляется не ваш сайт, а вылазит сайт конкурента, куда они в итоге и попадают. У вас падает трафик и продажи, цена клика начинает расти.

Но конкурент не знает, что ваше название зарегистрировано в Роспатенте.

Вы достаете из кобуры свидетельство на товарный знак и взводите курок. Недобросовестная конкуренция не пройдет. Выстрел — и Федеральная антимонопольная служба проводит проверку и штрафует нарушителя на сумму от 100 до 500 тысяч рублей по ст. 14.33 КоАП РФ. Второй выстрел — и суд взыскивает в вашу пользу компенсацию в несколько сотен тысяч рублей за нарушение товарного знака по ст. 1515 ГК РФ. Вы сдуваете дымок с свидетельства на товарный знак и возвращаетесь к привычной работе.

То, что я рассказал выше — не выдумка, а краткий пересказ свежего судебного дела в Москве. С нарушителя уже взыскали 200 000 рублей, но правообладатель посчитал, что этого мало и Суд по интеллектуальным правам его поддержал. Дело еще не закончилось и остался открытым только один вопрос: увеличит ли следующий суд компенсацию.

Раньше недобросовестной конкуренцией признавали только использование чужих названий в текстах и заголовках объявлений контекстной рекламы. На ключевые слова суды особо внимания не обращали. Но в прошлом году вышел Пленум Верховного Суда, где в п.172 суд сказал, что использование чужих товарных знаков в качестве ключевых слов может быть признано недобросовестной конкуренцией.

Тогда я написал про это публикацию «Как попасть на 500 тысяч рублей за незаконную рекламу по названиям конкурентов в интернете». Статья набрала почти 50 000 просмотров и вызвала бурную дискуссию: чуть ли не каждая третья компания крутит рекламу «по конкурентам» и не все были готовы поверить в то, что теперь это стало незаконно.

Сейчас некоторые предприниматели, которые крутят рекламную кампанию по ключевым словам с названиями конкурентов, получают такие запросы от Федеральной антимонопольной службы:

Прошедший год расставил все по своим местам. ФАС подтвердила, что использование чужих товарных знаков в качестве ключевых слов является нарушением, и выпустила разъяснения. Дела по таким нарушениям идут в ФАС и судах, практика постепенно растет. Поэтому если в вашей сфере конкуренция в контекстной рекламе высока, а клики стоят дорого — проверьте, не крутится ли кто по вашему названию. Возможно вам удастся отбить часть трафика.

Удалить клеветнические отзывы о компании в интернете

Даже о самой лучшей компании в мире рано или поздно напишут плохой отзыв в интернете. Причем скорее всего его напишут не недовольные клиенты, а конкуренты или сами отзовики. На мой взгляд, отзывы в интернете уже давно перестали быть честным источником информации, сейчас большая часть отзывов — это реклама, конкурентская заказуха и откровенный рэкет.

Работают инфовымогатели достаточно незатейливо. О компании появляется придуманный плохой отзыв в интернете, а когда директор компании просит удалить клевету, отзовик требует деньги.

​Справедливости ради отмечу, что деньги в основном требуют какие-то непонятные мелкие отзовики. Тем не менее, они хорошо индексируются и всплывают на первой странице поиска, заставляя компании отвечать на неприятные вопросы клиентов
​Справедливости ради отмечу, что деньги в основном требуют какие-то непонятные мелкие отзовики. Тем не менее, они хорошо индексируются и всплывают на первой странице поиска, заставляя компании отвечать на неприятные вопросы клиентов

Конечно, если подать в суд на отзовик, то скорее всего суд заставит удалить отзыв. В прошлом году после решения Верховного суда завершилось знаковое для практики дело: сайт-отзовик заставили удалить фейковые отзывы и заплатить компенсацию. Верховный суд наконец-то подтвердил, что доказывать истинность информации должен ее распространитель, то есть сам отзовик, а не истец. Но дело заняло два года. Все эти два года компания тратила деньги на юристов, а отзывы висели на отзовиках и осложняли жизнь компании.

Компаниям проще, когда такие истории решаются без суда: отзовик получает претензию и просто сам удаляет отзыв. Для этого отзовику нужно написать такую претензию, чтобы у него отпало всякое желание влазить в конфликт. Чем больше ссылок на законы и суды будет в претензии, чем больше сумму убытков заявит истец, тем больше вероятности, что заявитель просто сотрет отзыв и решит не ввязываться.

Вот тут то и понадобится товарный знак. Дело в том, что если у компании нет товарного знака, она может говорить только об убытках, причиненных ей негативным отзывом. Эти убытки нужно посчитать и доказать: например, в том деле компания ссылалась на то, что с ней заключили договор на оказание услуг, а потом не заплатили и расторгли его со ссылкой на плохие отзывы.

Когда у компании есть зарегистрированный товарный знак, можно просить взыскать не только убытки, но и компенсацию. Штука в том, что компенсацию не нужно рассчитывать и доказывать, а можно просто потребовать любую сумму в пределах от 10 тысяч до 5 миллионов рублей по ст. 1515 ГК РФ. Претензия со ссылкой на Реестр товарных знаков Роспатента и требованием миллиона рублей компенсации выглядит внушительнее, чем просто претензия.

Та же история касается и негативных отзывов в соцсетях. Если о компании сняли порочащий ролик и выложили его на YouTube, можно заблокировать видео на основании нарушения права на товарный знак, подав жалобу через специальную форму самого YouTube. Тоже самое происходит в Инстаграме и Вконтакте: если какие-то фейковые страницы пишут гадости о вашей компании, можно обратиться к администрации сообществ или администрации самой соцсети, сославшись на товарный знак.

Внимательные юристы по интеллектуальной собственности могут сказать мне сейчас, мол, как же так, Алексей, ведь негативный отзыв о компании не является прямым использованием ее товарного знака по смыслу ст. 1515 ГК РФ. Так и есть. Но не все модераторы соцсетей, групп в соцсетях и сайтов-отзовиков разбираются в интеллектуальной собственности также хорошо, как мы с вами. Модераторам проще согласиться с владельцем товарного знака и удалить спорный контент, чем поддерживать свободу слова троллей и клеветников.

Если модерация не отреагировала на жалобу или отклонила ее, просто подавайте повторно. Новая жалоба попадет к другому модератору, который может принять другое решение. По некоторым видео на YouTube модерация одобряла мои запросы только с четвертого-пятого раза.

Для чего компании, которые ведут бизнес в интернете, регистрируют товарные знаки в Роспатенте:

  1. Можно запретить использовать имя своей компании или товара всем остальным. С нарушителей можно взыскать компенсацию до 5 млн рублей, но на деле больше 1 млн рублей взыскивают редко.
  2. Если у компании нет товарного знака, может оказаться, что он уже давно есть у другой фирмы. Владелец знака в любой момент может подать на нарушителя в суд, полицию, ФАС и Роспотребнадзор. Когда знак компании зарегистрирован, такая история ей точно не грозит.
  3. Если компания использует домен и продает свои товары и услуги через интернет — стоит зарегистрировать домен в качестве товарного знака, чтобы это не сделал кто-то другой.
  4. Когда у компании есть товарный знак, ей проще управлять репутацией в интернете. Модерация соцсетей удаляет плагиаторов и страницы с поддельными товарами, а большинство отзовиков соглашаются удалить клеветнические отзывы.
  5. С товарным знаком можно выставить товар на маркетплейсы — Вайлдберрис, Ламоду и другие. Без товарного знака или хотя бы поданной заявки маркетплейс может отказаться от партнерства.

Несмотря на все плюсы, которые даёт регистрация товарного знака, я не считаю, что каждому предпринимателю свой товарный знак прямо-таки необходим. Например, если вы только-только запустили свой первый проект и еще непонятно, взлетит он вообще или нет, заниматься регистрацией товарного знака еще рано.

В прошлой публикации я рассказывал, в каких случаях вполне можно обойтись и без товарного знака. Но если вы работаете на конкурентном рынке, растите собственный бренд и регулярно вкладываетесь в рекламу — я бы предложил посмотреть в сторону регистрации.

Как всегда — общие вопросы пишите в комментарии, частные вопросы по именно вашей ситуации (споры, проверка знака по базам Роспатента) — пишите мне в личку или в телеграм @bchlf или ВКонтакте.

Если товарные знаки вам пока что не актуальны, но понравилась сама публикация — заходите ко мне в Telegram-канал «Бизнес-юрист». Там я разбираю самые частые юридические ошибки предпринимателей и рассказываю, как их избежать, при этом стараюсь сделать каждый материал максимально понятным и полезным.

Мои прошлые публикации на vc.ru:

6565
105 комментариев

Спасибо за статью, интересно и видно, что у автора много практики за плечами.
Вообще конечно, я не понимаю, разве это справедливо: ты зарегистрировал сайт, а потом через пять лет кто-то приходит и пытается тебе запретить его использовать. Это конечно не камень в огород автора, это скорее вопрос к нашим самым справедливым судам в мире.

7
Ответить

Во первых далеко не всегда суды встают на сторону владельца ТЗ, если он зарегистрирован позднее домена а деятельность сайта на этом домене не пересекается с направлениями МКТУ (например сайт новостной а спустя несколько лет зарегистрирован ТЗ по шмоткам), по которым зарегистрирован ТЗ или знак обслуживания. У меня есть несколько номеров дел домен против ТЗ, где подобные дела прошли несколько инстанций вплоть до СИП и владельцу ТЗ было отказано во всех требованиях - но они у меня не на этом компьютере (с которого пишу) поэтому поверьте на слово. Или можете сами даже поискать в интернете по запросу "споры товарный знако против домена" и подобным - найдете немало разборов дел.
В вторых сарказм по отношению к российским судам в данном случае не уместен - опять же во первых потому что российское законодательство в области ТЗ соответствует (было приведено в свое время) к международным нормам и во вторых - за границей ничуть не легче ситуация.

5
Ответить

Вам спасибо, что читаете :)

Да, я согласен, что такой подход к защите доменов мало кому может показаться справедливым. Суды, получается, исходят из того, что если компания использует название домена как средство индивидуализации на рынке, то они должны были сами регистрировать его как товарный знак вовремя. Но мне кажется, что учитывая достаточно сложное даже с точки зрения юриста законодательство в этой области, суды могли бы относиться более лояльно к владельцам доменов. Тем более мировая практика такая есть, взять ту же политику доменных споров ICANN. Там, конечно, полно своих оговорок, но тем не менее.

Другое дело, что практики по доменам не так много, и очень многое зависит от конкретного суда и юриста, который ведет дело. Ведь даже если иск правообладателя удовлетворят, есть очень большая разница между решением где домен запрещают использовать вовсе и взыскивают компенсацию и решением, где просто запрещают использовать домен в части определенных товаров и услуг. 

К счастью, бывает и положительная практика: некоторым компаниям удается доказать, что сам знак был зарегистрирован незаконно, другие компании расходятся по видам деятельности с правообладателем. Но в любом случае это все суды, причем не один, а несколько инстанций.

Ответить

Как коллега-юрист по интеллектуальной собственности скажу, что разбор очень хороший. Несколько моментов. Первый - споров по доменам было уже приличное количество с момента вступления в силу ч4 ГК РФ. Второй - я лично сталкивался со случаями, когда правообладатели предпочитали не идти в суд, но выкупать домены т.к. это было дешевле и гораздо быстрее, особенно с учётом ситуации с доменом Denso (отдельная и очень долгая история, когда нашей команде пришлось обращаться даже в ICANN т.к. после решения Президиума ВАС домен быстро «увели» через другое юрлицо к другому регистратору). И последнее - очень жаль, что в 2020 году приходится объяснять такие базовые вещи нашим предпринимателям, поскольку большинство задумывается о защите ИС в последний момент (в моей практике это процентов 90 IT-компаний).

3
Ответить

А почему сразу не решать через WIPO Arbitration and Mediation Center? Так же проще и решения действительны и для России.

1
Ответить

Давно подписан на вас, как всегда интересная статья, спасибо, что пишете))

3
Ответить

Для вящего понимания нужно добавить: могут существовать одинаковые "словесные" ТЗ или знаки обслуживания  , но с разными владельцами, потому что зарегистрированы по разным классам МКТУ (за исключением т.н. "общеизвестных" которых очень мало по сравнению с остальной массой).
Поэтому если вам понравился чей-то ТЗ и он не отнесен к "общеизвестным" -   смотрите по каким классам он зарегистрирован и регистрируете его по другим классам, если конечно эти классы вам подходят, а таких ситуаций не мало ибо классы МКТУ очень размыты и в понимании современной структуры консьмеризма во многом перекрываются.
Соответственно в этом случае на законных основаниях будут два домена, содержащие ТЗ или знак обслуживания (понятно что в разных доменных зонах).

2
Ответить