Статья собрала почти 15 тысяч просмотров и разлетелась в 700 закладок, а среди сотни комментариев мы разобрали много популярных вопросов, большая часть которых касалась бизнеса в интернете, доменов и рекламы. Поэтому в этот раз мы пройдемся по интернет-бизнесу: я расскажу, для чего интернет-магазины, веб-студии и другие компании, которые продают свои товары и услуги через интернет, регистрируют свои названия и логотипы в Роспатенте.
Спасибо за статью, интересно и видно, что у автора много практики за плечами.
Вообще конечно, я не понимаю, разве это справедливо: ты зарегистрировал сайт, а потом через пять лет кто-то приходит и пытается тебе запретить его использовать. Это конечно не камень в огород автора, это скорее вопрос к нашим самым справедливым судам в мире.
Во первых далеко не всегда суды встают на сторону владельца ТЗ, если он зарегистрирован позднее домена а деятельность сайта на этом домене не пересекается с направлениями МКТУ (например сайт новостной а спустя несколько лет зарегистрирован ТЗ по шмоткам), по которым зарегистрирован ТЗ или знак обслуживания. У меня есть несколько номеров дел домен против ТЗ, где подобные дела прошли несколько инстанций вплоть до СИП и владельцу ТЗ было отказано во всех требованиях - но они у меня не на этом компьютере (с которого пишу) поэтому поверьте на слово. Или можете сами даже поискать в интернете по запросу "споры товарный знако против домена" и подобным - найдете немало разборов дел.
В вторых сарказм по отношению к российским судам в данном случае не уместен - опять же во первых потому что российское законодательство в области ТЗ соответствует (было приведено в свое время) к международным нормам и во вторых - за границей ничуть не легче ситуация.
Вам спасибо, что читаете :)
Да, я согласен, что такой подход к защите доменов мало кому может показаться справедливым. Суды, получается, исходят из того, что если компания использует название домена как средство индивидуализации на рынке, то они должны были сами регистрировать его как товарный знак вовремя. Но мне кажется, что учитывая достаточно сложное даже с точки зрения юриста законодательство в этой области, суды могли бы относиться более лояльно к владельцам доменов. Тем более мировая практика такая есть, взять ту же политику доменных споров ICANN. Там, конечно, полно своих оговорок, но тем не менее.
Другое дело, что практики по доменам не так много, и очень многое зависит от конкретного суда и юриста, который ведет дело. Ведь даже если иск правообладателя удовлетворят, есть очень большая разница между решением где домен запрещают использовать вовсе и взыскивают компенсацию и решением, где просто запрещают использовать домен в части определенных товаров и услуг.
К счастью, бывает и положительная практика: некоторым компаниям удается доказать, что сам знак был зарегистрирован незаконно, другие компании расходятся по видам деятельности с правообладателем. Но в любом случае это все суды, причем не один, а несколько инстанций.
Как коллега-юрист по интеллектуальной собственности скажу, что разбор очень хороший. Несколько моментов. Первый - споров по доменам было уже приличное количество с момента вступления в силу ч4 ГК РФ. Второй - я лично сталкивался со случаями, когда правообладатели предпочитали не идти в суд, но выкупать домены т.к. это было дешевле и гораздо быстрее, особенно с учётом ситуации с доменом Denso (отдельная и очень долгая история, когда нашей команде пришлось обращаться даже в ICANN т.к. после решения Президиума ВАС домен быстро «увели» через другое юрлицо к другому регистратору). И последнее - очень жаль, что в 2020 году приходится объяснять такие базовые вещи нашим предпринимателям, поскольку большинство задумывается о защите ИС в последний момент (в моей практике это процентов 90 IT-компаний).
А почему сразу не решать через WIPO Arbitration and Mediation Center? Так же проще и решения действительны и для России.
Давно подписан на вас, как всегда интересная статья, спасибо, что пишете))
Для вящего понимания нужно добавить: могут существовать одинаковые "словесные" ТЗ или знаки обслуживания , но с разными владельцами, потому что зарегистрированы по разным классам МКТУ (за исключением т.н. "общеизвестных" которых очень мало по сравнению с остальной массой).
Поэтому если вам понравился чей-то ТЗ и он не отнесен к "общеизвестным" - смотрите по каким классам он зарегистрирован и регистрируете его по другим классам, если конечно эти классы вам подходят, а таких ситуаций не мало ибо классы МКТУ очень размыты и в понимании современной структуры консьмеризма во многом перекрываются.
Соответственно в этом случае на законных основаниях будут два домена, содержащие ТЗ или знак обслуживания (понятно что в разных доменных зонах).