Построение отдела продаж — 10 самых актуальных вопросов, краткие ответы и ссылки на дополнительные материалы

• Как нанять результативных менеджеров по продажам?
• Как замотивировать и проконтролировать?
• Как вывести на план продаж?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво ответить на самые актуальные вопросы построения отдела продаж

Кадр из фильма <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kinopoisk.ru%2Ffilm%2F462682%2F&postId=1263430" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Волк с Уолл-стрит»</a>
Кадр из фильма «Волк с Уолл-стрит»

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — ровно 30 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) Подпишитесь на тг-канал «Вдумчиво о продажах» и закажите книгу «8 граней личности», которая помогает продавать, нанимать и управлять сотрудниками.

1. Как правильно организовать холодные звонки?

Есть менеджеры, которые прекрасно делают холодные звонки, но я почти не встречал тех, кто мечтал бы этим заниматься. Поэтому лучше, делать холодные звонки акционно.

Для этого, заранее договорившись, все менеджеры садятся и делают холодные звонки в течение, например, двух часов. Есть важное правило: нельзя переключаться на другие задачи.

Это мероприятие может быть регулярным, например, еженедельным. За два часа с хорошим настроением менеджеры всем отделом сделают себе хороший задел на целую неделю.

Подробнее о холодных звонках я писал в статье «Все, что я думаю про холодные звонки после 29 лет работы в продажах».

2. Как составить схему материальной мотивации?

Половинная зарплата не дает половинных продаж — только нулевые или околонулевые. Это связано с тем, что клиенты разговаривают и тем более покупают только у тех менеджеров, с которыми есть соответствие по социально-культурному уровню, профессионализму и т.д.

Между уровнем менеджера и его зарплатой есть прямая корреляция. Поэтому, чтобы определить размер зарплаты менеджера, нужно посмотреть на целевую аудиторию своего продукта. В итоге можно будет убедиться в том, что сильному (соответствующему) менеджеру сделать большой план продаж легче, чем слабому — маленький.

Большие планы продаж, большие зарплаты и сильные менеджеры — это правильный путь развития. Маленькие планы, неконкурентные зарплаты и продавцы, которых больше никуда не взяли — это тупиковый путь.

3. Как распознать на собеседовании результативного менеджера по продажам

Подбор — самый важный и самый сложный вопрос.

Интуитивно найденные инструменты оценки персонала на входе значительно слабее, чем те, которыми пользуются более профессиональные конкуренты. Поэтому первое, что нужно сделать — получить достаточное количество кандидатов и применить работающую методику оценки.

4. Как определить ключевые показатели для менеджеров по продажам

Ключевые показатели призваны фокусировать исполнителя. Поэтому в хорошо продуманной системе применяется буквально два, максимум три показателя.

Во-первых, это показатель эффективности. Чаще всего его называют планом продаж. Во-вторых, — показатель интенсивности. Это количество звонков и встреч, если они есть. В-третьих, — промежуточные показатели. Они учитывают действия клиентов, приближающие к сделке.

Ключевых показателей может быть значительно больше и это может быть оправдано, если они используются не для расчета зарплаты, а для поиска точек роста.

5. Как проконтролировать менеджеров по продажам

Откровенно говоря, я не видел еще ни одного руководителя отдела продаж, который бы читал CRM от корки до корки дольше двух недель. Но если эту задачу поручить исполнительному удаленному сотруднику, то контроль будет надежным и отчеты регулярными.

В нашей практике такой сотрудник называется асессором и о его работе можно рассказывать часами. Кое что я изложил в статье: «Как одна хрупкая скромная девушка может удвоить результаты всего отдела продаж».

6. Как составить воронку продаж

Воронка продаж — это главный аналитический инструмент менеджера по продажам. Во-первых, он позволяет в середине месяца понять выходит менеджер на план или нет; во-вторых, где нужно приложить усилия, если не выходит; в-третьих, воронка очень хорошо фокусирует менеджера.

Часто воронку продаж путают с маркетинговой. Отличие в том, что маркетинговая воронка смотрит в прошлое, т.е. позволяет проанализировать итоги рекламной кампании, чтобы потом внести изменения. Воронка продаж нужна, чтобы предвидеть объем будущих продаж. Первая — ретроспективная, вторая — проспективная.

7. Как организовать цикл адаптации менеджера по продажам

Взрослые люди впрок не учатся. Для того, чтобы знания усваивались сотрудник должен сначала столкнуться с задачей, для решения которой он пойдет получать знания и навыки. Однако новичок еще ни с чем не столкнулся, а значит ему придется учиться впрок.

Решение этой проблемы заложено природой. Когда человек попадает в новый коллектив, ему важно занять определенную позицию в социальной иерархии. Для этого он готов потреблять любую информацию.

Однако окно возможностей очень короткое. В зависимости от адаптивности новичка оно составляет от двух до пяти дней. Поэтому непосредственно обучение должно быть коротким, а доучиваться менеджер будет параллельно с продажами.

8. Как составить «убойную» аргументацию (скрипты)

Менеджер по продажам — это средство доставки. Если продукт несет в себе заряд, то все получат нужный эффект. А если нет, то никакие скрипты не спасут. Однако большинство предпринимателей склонны недооценивать свой продукт. Если задаться правильными вопросами, то можно получить вполне работающую аргументацию.

9. Какие этапы создания отдела продаж

Чтобы ответить на этот вопрос нужно определиться из каких «кирпичей» его строить. Это могут быть регламенты, CRM, скрипты и т.д., а могут быть менеджеры по продажам. Я в своей работе использую второй подход, а регламенты и CRM идут дополнением.

Таким образом, чтобы отдел продаж заработал, нужно провести менеджеров через пять этапов:

  1. Подбор
  2. Адаптация
  3. Вывод на показатели интенсивности
  4. Наполнение воронки продаж
  5. Вывод на показатели эффективности (план продаж)

Подробнее о способах создания отдела продаж я писал в статье: «4 способа создания отдела продаж — подробный анализ, плюсы и минусы каждого»

10. Как менеджеры могут обманывать компанию и что с этим делать

Почти все предприниматели уверенны, что эта проблема в их компании отсутствует. Я не берусь утверждать обратное, но рекомендую обратить внимание на возможные симптомы.

Самый частый из них — когда уровень квалификации менеджера значительно выше его продаж. В общей сложности я собрал девять распространенных серых схем и изложил их в статье: «9 схем, с помощью которых менеджеры по продажам крадут деньги в b2b — об этом должен знать каждый предприниматель».

Давайте общаться

  • Подпишитесь на тг-канал Вдумчиво о продажах, где я публикую анонсы всех своих материалов.
  • Пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
  • И конечно познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», чтобы гениально продавать, гениально управлять и гениально подбирать сотрудников.
5252
22
84 комментария

Как правильно организовать холодные звонки? - настроить лидген!

4

Жиза))) я тоже когда этот пункт увидела - не поняла)))) а потом как поняла)))

2

А вы таки что-то знаете

1

Как распознать на собеседовании результативного менеджера по продажам - завести сотрудника с хрустальным шаром :))))

3

и не забывать ему подавать кофе)

2

Мне кажется, все-таки есть болеее прикладные методики

1