Тимбилдинг нужен не всем: это модная фишка или реальная польза для компании?

Работают в одном кабинете, но не слышат друг друга. Распространенная проблема: есть коллектив, но нет команды — в таких условиях бизнес не развивается. Некоторые компании пытаются строить свою дрим-тим с помощью тимбилдинга. В статье рассказываем, кому он действительно поможет, а кому не нужен. И делимся советами, как всё организовать.

Мы — StickPeek, производим мерч со съемными стикерами. Создаем корпоративную одежду и для крупных компаний российских брендов — Ozon, Все инструменты, Beyosa, Генотек, Учи.ру, Туту.ру, и для небольших стартапов, например Qvant.

К нам обращаются компании, которые заказывают мерч для поощрения и мотивации сотрудников, адаптации новичков, повышения эффективности команды. Продуманный и качественный мерч задает нужный тон и вовлекает сотрудников на различных корпоративных мероприятиях. Тимбилдинги — это отличный способ объединить территориально разрозненную команду, сплотить коллектив, создать атмосферу единства и причастности к общему делу.

Содержание

Недавно делали мерч для тимбилдинг-агентства NIGHT STREET — лидера российского рынка командных квестов и игровых командообразующих программ.

За 15 лет работы компания провела сотни успешных мероприятий, используя собственные механики и режиссерский подход. Мы попросили поделиться опытом и рассказать, как правильно использовать такой инструмент как тимбилдинг, чтобы сплотить команду и достичь целей компании, а кому подобные мероприятия принесут только разочарования.

Группа или команда?

Часто под тимбилдингом понимают бесконечные корпоративы, забеги в мешках и прочую «развлекуху» с коллегами. На деле все сложнее. Тимбилдинг — это многоуровневый процесс, который включает мероприятия определенного формата, направленные на сплочение команды. Если в компании есть сотрудники, то далеко не всегда из можно назвать единой командой. Если руководитель путает одно с другим, бизнесу расти тяжело.

В группе люди могут быть объединены общими целями, но при этом не зависеть друг от друга и нести индивидуальную ответственность. Пример — одноклассники. У них одна цель — получать знания, но они не отвечают за результаты других учеников (по большому счету, им нет до них никакого дела).

В команде же люди объединены общими целями и ответственностью за результат, а их навыки дополняют друг друга. Это, например, любая спортивная команда, где каждый игрок понимает свою роль, задачу и работает на результат всей команды.

Тимбилдинг как раз и помогает сделать из группы отдельных людей единую команду.

Тимбилдинг нужен не всем: это модная фишка или реальная польза для компании?

Зачем и кому нужен тимбилдинг 

Тимбилдинг помогает найти сотрудникам общий язык, поэтому особенно важен, когда коллектив недавно сформировали или в организации меняется структура.

Пример наших клиентов — IT-компании «Тринити». Они решили заново оформить внутренние ценности и культурный код, а также перестроить структуру. Чтобы сотрудникам было легче принять изменения, организовали классное мероприятие к юбилею. Продумали активности таким образом, чтобы сблизить работников из разных офисов, заказали у нас крутой мерч. Всё это сработало на сплочение команды.

Тимбилдинг нужен не всем: это модная фишка или реальная польза для компании?

Тимбилдинг также поможет, если падает эффективность сотрудников. Это может быть следствием снижения вовлеченности и мотивации, постоянных конфликтов и напряженности в коллективе. Благодаря тимбилдингу можно достичь нескольких важных целей.

  • Донести до персонала глобальные цели компании. Понимая, куда движется бизнес, сотрудники будут более мотивированы и вовлечены в рабочий процесс.
  • Снизить психологическое напряжение. Стресс — нормальная составляющая любой работы, если, конечно, речь не о постоянном напряжении. Тимбилдинг помогает сотрудникам справляться со стрессом и получать позитивные эмоции и впечатления.
  • Выстроить эффективную коммуникацию. Это когда члены команды понимают друг друга, могут совместно работать над задачами, а при возникновении конфликтов — решать их самостоятельно без ущерба бизнесу.

Одним словом, тимбилдинг может стимулировать развитие компании, и это круто!

Но не спешите срочно организовать что-нибудь командообразующее. Тимбилдинг нужен не всем!

Например, это не актуально для сотрудников, которые работают с четким списком задач и не взаимодействуют с другими коллегами (мерчендайзеры, курьеры и т. д.). При высокой текучке кадров тратить ресурсы на тимбилдинг тоже нецелесообразно. Высокая сменяемость особенно часто встречается в сфере обслуживания и ритейле — здесь сотрудников мотивируют в первую очередь деньги.

Если нет достойной оплаты труда, то тимбилдинг тут точно не поможет
Если нет достойной оплаты труда, то тимбилдинг тут точно не поможет

Впрочем, для других областей это тоже актуально. Тимбилдинг хорошо работает там, где закрыты базовые материальные потребности сотрудников.

Виды тимбилдинга

Формат тимбилдинга определяется, в первую очередь, целями компании. Например, если сотрудники часто конфликтуют, стоит сделать акцент на выстраивании дружеских отношений.

К участию в мероприятии важно привлекать весь персонал. Если половина «прогуляет», эффекта от такого командообразования ноль. Также важно учитывать специфику деятельности компании и особенности коллектива: возраст, увлечения, общие настроения.

Вот примеры форматов тимбилдинга.

Творческий. Сюда относятся мастер-классы (например кулинарные: вместе приготовить пиццу, а потом съесть), музыкальные конкурсы (караоке подойдет), совместная постановка спектакля — всё, что дает возможность классно провести время в неформальной обстановке, узнать друг друга с новой стороны и создать эмоциональные связи.

Спортивный. Классный способ сбросить напряжение и зарядиться позитивными эмоциями. Если устраиваются соревнования, важно, чтобы они были командными. Пейнтбол, прохождение полосы препятствий, спортивное ориентирование, мероприятия в стиле Форт-Боярд — всё это работает на сплочение.

Интеллектуальный. Это квизы, настольные игры, квесты или игры вроде «Что? Где? Когда?». Плюс такого формата в том, что он подходит всем сотрудникам и помогает развить взаимодействие в команде.

Экстремальный. Командные гонки, игры «на выживание» и другие мероприятия, где можно проверить себя и пощекотать нервы. Популярностью пользуются квесты, особенно так называемые «комнаты побега». Участников помещают в закрытое помещение, из которого нужно выбраться в течение определенного времени. Чтобы успеть решить все загадки и открыть замок, сотрудникам приходится взаимодействовать, доверять друг другу и делегировать задачи.

Стратегическая сессия. Этот формат предполагает, что сотрудники обсуждают бизнес-процессы и изменения, которые могут повысить эффективность работы. На стратегической сессии вырабатываются цели на долгосрочную перспективу. В компании «РОСТЕРМ» подобное мероприятие решили провести… в Антарктиде. Нестандартная обстановка способствовала поиску нестандартных решений и, конечно, подарило сотрудникам незабываемые эмоции и опыт.

Брендированные красные шапочки и свитшоты со сменными стикерами пригодились в условиях холода, а сменные стикеры выдавали на всем протяжении путешествия за «достижения» — перелет через Атлантику, проход пролива Дрейка и пр.

Психологические тренинги. Сотрудники учатся вести переговоры, давать обратную связь, отрабатывают разнообразные сценарии взаимодействия. Навыки, полученные на таких тренингах, могут пригодиться и на работе, и за пределами офиса.

Социальный. Это тимбилдинг в благотворительных целях. Сюда относятся волонтёрство, посещение приютов и домов престарелых, оказание помощи. Можно вместе с коллегами устроить субботник в соседнем парке, посадить деревья и пр.

Как организовать мероприятие для тимбилдинга

1. Сформулируйте цель. Решите, что на данном этапе важнее: проработать корпоративную культуру, напомнить о ценностях компании, познакомить сотрудников друг с другом, подружить отделы или просто развлечь и расслабить коллектив. От цели зависит формат мероприятия.

2. Определите бюджет. Это поможет подобрать подходящий формат (исходя, в том числе из цели компании) и масштаб мероприятия. Будете вы арендовать площадку на один вечер или устроите трехдневный выезд за город — в любом случае надо составить подробную смету и потом тщательно контролировать расходы.

3. Выберите организатора. Когда бюджет ограничен, можно обойтись своими силами. Желательно, чтобы у кого-то из сотрудников был опыт организации тимбилдинга. Если финансовые возможности позволяют, лучше привлечь профессионалов со стороны. При выборе агентства важно обращать внимание на кейсы, разнообразие форматов, гибкость — готовность адаптировать программы под задачи клиента. У опытных организаторов обычно есть свой качественный реквизит и проверенная команда профессиональных актеров-аниматоров.

Клиенты могут прийти с подробным запросом или просто: «нужен тимбилдинг». В последнем случае мы вместе ищем глубинные цели и формулируем задачу.

Обязательно брифуем клиента и исходя из полученных данных предлагаем программу. Это может быть и готовое решение, и адаптированное под конкретного заказчика: пишем индивидуальный сценарий, подбираем реквизит, костюмы и пр.

Можем создать продукт на любую тематику. Иногда клиенты так вдохновляются, что всё мероприятие делают в стилистике тимбилдинга

Ксения Третьякова, креативный директор тимбилдинг-агентства NIGHT STREET

4. Подберите тематику и локацию. Важно учесть следующие моменты.

  • Нужно по максимуму вовлечь персонал в мероприятие. Для этого — подобрать формат и время проведения, которые подходят большинству сотрудников. Узнать их предпочтения поможет опрос.

  • Место проведения тоже играет большую роль. Если до локации неудобно добираться, стоит организовать трансфер. Когда мероприятие запланировано на природе, нужен план Б на случай непогоды.

  • В тимбилдинге важны детали. На сплочение коллектива работают не только активности, но и реквизит, продуманные подарки. Агентство NIGHT STREET каждый год дарит клиентам мерч. Ребята подбирают функциональные варианты, которые не будут пылиться на полке, а реально пригодятся. При этом стараются добавить юмор и позитив — по опыту видят, что такое всегда хорошо заходит.
    В StickPeek они заказали худи со стикерами для клиентов и для сотрудников. Использовали популярные мемы, фразы, характерные для их сферы деятельности, собственные шутки. В итоге носят мерч и в офисе, и на мероприятиях.

5. После мероприятия проанализируйте эффективность. Результаты тимбилдинга надо оценивать исходя из поставленных задач. Какие-то трансформации заметны сразу, другие можно увидеть лишь спустя время. Иногда тимбилдинг работает вместе с другими инструментами. Так что единых метрик здесь нет, и в цифрах эффективность измерить сложно.

Часто тимбилдинг заказывают просто, чтобы был. Или хотят, чтобы сотрудники поиграли и отдохнули. Это тоже здорово, потому что игровой формат действительно нужен людям. Он помогает расслабиться, отвлечься от работы, посмотреть на себя и коллег с другой стороны

Ксения Третьякова, креативный директор тимбилдинг-агентства NIGHT STREET

6. Соберите обратную связь от участников, лучше анонимно. А дальше — наблюдать, что изменилось в коллективе. Иногда в рамках тимбилдинга создается чат, где все обсуждают ивент, делятся фотографиями, впечатлениями. Бывает, что чат «бурлит» и после — сотрудники продолжают неформально общаться. И это отличный результат, особенно если была цель — наладить общение и сплотить коллектив. А вот когда люди по-прежнему конфликтуют, не могут эффективно взаимодействовать, значит что-то пошло не так. Как минимум стоит подумать над другим форматом тимбилдинга.

Учитите, что даже у профессиональных организаторов с большим опытом не все бывает гладко. В ивент-индустрии редко обходится без накладок. Поэтому если беретесь за организацию сами, будьте готовы к неожиданностям.

Бывает, уже непосредственно на мероприятии приходится срочно разруливать какие-то проблемы.

Например, на площадке зоны поменяли местами, а нас не предупредили.

Как-то накосячил подрядчик и привез неработающий механизм для конкурса. Наш сотрудник смог сам всё починить и перенастроить. Мы на месте докрашивали объект, адаптировали сценарий, и клиент в итоге ничего не заметил, всё прошло, как по маслу

Ксения Третьякова, креативный директор тимбилдинг-агентства NIGHT STREET

Плюсы и минусы тимбилдинга

Главное достоинство тимбилдинга — его игровой формат. Он позволяет проявить себя в нестандартных ситуациях, помогает лучше узнать коллег, формирует чувство сопричастности к команде и компании в целом. Еще один важный плюс — возможность сбросить психологическое напряжение и зарядиться позитивом. Кроме того, такие мероприятия развивают мягкие навыки (soft skills): коммуникацию, креативность, критическое мышление и пр.

После эффективного тимбилдинга члены команды начинают лучше понимать друг друга, а в теплой и дружеской атмосфере работать становится приятнее и продуктивнее. Повышаются мотивация, вовлеченность, доверие, а значит растет эффективность работы и вместе с этим развивается бизнес.

Тем не менее, есть у тимбилдинга и минусы. Самый очевидный — это, конечно, необходимость задействовать ресурсы компании: деньги и время. Последнее требуется и для подготовки, и для проведения мероприятия. Мало кто из сотрудников хочет тратить на тимбилдинг выходные. А когда мероприятие проходит в будни, рабочие процессы тормозятся. Также нужно быть готовым, что тимбилдинг может вызвать или обострить имеющиеся конфликты. К счастью, это, скорее исключение. При грамотной организации и проведении, конфликты наоборот ослабевают или вовсе исчезают.

Идеи для тимбилдинга

Форматов и идей для тимбилдинга масса. На чем остановиться, зависит, в первую очередь, от целей и материальных возможностей компании.

Самое необычное место, где мы проводили тимбилдинг, — это, наверное, лайнер. Это был проект для “Евросети”. Стартовали из Сингапура, и около недели сотрудники тусили на лайнере. Были разные активности, которые разрабатывались специально для компании. Тимбилдинг с большой буквы.

Ксения Третьякова, креативный директор тимбилдинг-агентства NIGHT STREET

Вот еще несколько крутых форматов, которые есть у агентства NIGHT STREET — в последнее время эти идеи пользуются особенной популярностью.

Разрушители легенд

Команды соревнуются, кто быстрее и оригинальнее подтвердит или опровергнет популярные мифы. В процессе веселятся и отрываются по полной. Например, приклеивают друг друга скотчем к стене, играют в бейсбол яйцами, обмазанными зубной пастой (помните рекламу?). Или пытаются всем отделом влезть в маленькую «Оку». Сплошной фан плюс возможность сбросить напряжение и сблизиться с коллегами.

Тимбилдинг нужен не всем: это модная фишка или реальная польза для компании?

Детективный квест

Сотрудники проводят расследование и ищут похищенный объект. В квесте используется профессиональный реквизит: карты, улики. Есть даже бомба, которую предстоит обезвредить, и лазерная сигнализация, которую надо обойти. В процессе участники встречают полицейских, бандитов, свидетелей — их играют профессиональные актеры. Одним словом, полное погружение в игру. Такой квест легко вписывается в любую тематику и оставляет массу позитивных эмоций.

Трансформация

Этот формат подойдет, когда нужно сплотить сотрудников. Участники делятся на команды по 10 человек, нужно выполнить 15 заданий. Для этого придется слушать и слышать другу друга, доверять и помогать коллегам, находить совместные решения. Оригинальные декорации, реквизит и музыка создают особый вайб, благодаря которому все словно погружаются в другую реальность. Это помогает расслабиться и действовать более открыто и естественно.

Тимбилдинг нужен не всем: это модная фишка или реальная польза для компании?

В онлайн-формате тимбилдинг тоже бывает классным. Можно провести игру-разогрев перед основной офлайн-встречей. В течение нескольких дней сотрудники угадывают дресс-код, место проведения мероприятия, выполняют другие забавные задания и настраиваются на нужную волну.

Есть антистресс-марафоны, которые разрабатывают вместе с психологами. Например, интерактивный квест-фильм «Эпизоды». Участники смотрят отрывки из фильмов, где показаны стрессовые ситуации: опоздания из-за пробок, горящие деллайны, конфликты с начальством и пр. И в течение нескольких дней выполняют задания. Хороший способ сбросить напряжение и проработать какие-то проблемы.

Тимбилдинг нужен не всем: это модная фишка или реальная польза для компании?

Креативить и искать новые идеи можно бесконечно. Главное — не увлекаться и помнить, что даже самые навороченные механики должны, прежде всего, работать на цели компании.

Не стоит считать, что тимбилдинг — это обязательно что-то на богатом. Даже с небольшим бюджетом можно подобрать мероприятия, которые помогут сплотить команду.

Бывают и неочевидные, но эффективные решения. В Ozon Tech, например, запустили вариант игрового тимбилдинга с помощью мерча. Ребята заказали худи со сменными стикерами, которые рандомно распределяются среди сотрудников. Люди начинают обмениваться стикерами, и это становится поводом для знакомства разных отделов. А еще все обсуждают идеи для новых стикеров — то есть мерч в данном случае стал драйвером общения внутри команды.

Удаленный формат работы не помеха тимбилдингу — подойдут онлайн-квизы, марафоны с заданиями, квесты и игры, книжные и киноклубы. Хотя очные мероприятия, конечно, эффективнее. Живое общение, мимика, рукопожатия — всё это играет важную роль в командообразовании.

Коротко о главном

  • Задача тимбилдинга — создать сильную команду, в которой люди понимают цели компании, дополняют друг друга, открыто выражают идеи и эффективно взаимодействуют.
  • Для эффективности тимбилдинга важна регулярность. Особенно в тех компаниях, где работа выстроена на взаимодействии разных отделов. Форматы нужно выбирать исходя из целей бизнеса, лучше их чередовать. Работать тимбилдинг будет только когда закрыты базовые материальные потребности персонала.
  • Не стоит проводить тимбилдинг для галочки. Некоторым компаниям такие мероприятия вообще не нужны — например, там, где сотрудники выполняют индивидуальные задачи, не взаимодействуя с коллегами.
  • Важно собирать обратную связь и отслеживать, как прокачанные во время тимбилдинга навыки реализуются в процессе работы.
3939
77
11
90 комментариев

Тимбилдинг - дело хорошее, но ни что так не снижает психологическое напряжение работника, как прибавка к зарплате.

3
2
Ответить

Прибавка к зарплате снижает психологическое напряжение?))
Мне известны примеры обратного явления...))

2
Ответить

не без этого, конечно. всегда было интересно - а есть верхний предел этой прибавки? или постоянно будет хотеться еще?

1
Ответить

Согласна))))

Ответить
Комментарий удалён модератором
2
Ответить

Даже не уявляю наш коллектив в участии спортивных соревнований, возраст от 22 до после 50...

1
Ответить