Стратегическая сессия развития команды компании - эффективная технология, услуга для бизнеса, для руководителей - цель на год, задача, программа, план проведения, сценарий, участники, форматы, методы, пример стратегического планирования

Стратегическая сессия это, если по простому - это план перехода из точки “А”, в точку “Б”. И в зависимости от удаленности этой точки “Б” стратегия может быть разработана на год, три, пять лет или столетие!

Стратегическая сессия является одним из самых эффективных способов выработки взвешенных и обдуманных, а иногда и оригинальных решений. Организация стратегической сессии — важнейший момент при ведении предпринимательской деятельности. Без ясной стратегии персонал работает работу (таскает камни), а не достигает стратегических целей (строит храм).

Артем Свиридов
Консультант

Давайте подробно рассмотрим, что такое стратегическая сессия, её цели, задачи и этапы проведения.

Все ведущие компании мира регулярно проводят стратегические сессии, так как равной альтернативы просто не существует.

Наши постоянные клиенты заявляют, что пробовали игнорировать ежегодные стратегические сессии, однако это приводило к снижению результатов из-за отсутствия четких векторов у ТОП-менеджеров без ясной цели и пути ее достижения.

Можно идти ровным строем, с вытянутыми носочками и барабанами, но к обрыву! Тогда как правильно выбранное направление, даже при оперативных ошибках приводит к нужному результату.

Что такое стратегическая сессия?

Стратегическая сессия — это форма групповой работы, направленная на совместную разработку стратегически значимых решений для организации, с участием ключевых руководителей компании. Она проводится для решения конкретных стратегических задач компании. Итогом данного мероприятия станет протокол с выводами и планами по реорганизации фирмы масштабом от года и более.

Стратегическая сессия развития команды компании - эффективная технология, услуга для бизнеса, для руководителей - цель на год, задача, программа, план проведения, сценарий, участники, форматы, методы, пример стратегического планирования

Условно темами для обсуждения на стратегической сессии могут быть 3 уровня: идеологический, стратегический и оперативный.

Если Миссия и принципы определены ранее, то они могут не меняться десятилетия, тогда как ежегодно корректируется стратегический и оперативный уровень.

Миссия и принципы помогают сплотить команду и сделать фирму целостной. Объединить персонал вокруг общего стремления изменить мир к лучшему. Стратегический уровень отвечает на вопрос куда мы идем, а тактический и оперативный, - что и как мы делаем.

Цель и задачи стратегической сессии

  • Определение текущего положения компании на рынке и внутри фирмы.
  • Формирование видения будущего компании и её стратегических целей.
  • Разработка плана действий для достижения поставленных целей.

Кроме того, в продолжении сессии мы всегда декомпозируем задачи на конкретные показатели, которых следует достичь каждому подразделению компании, чтобы вовлечь их в реализацию стратегии.

Эти показатели мы всегда разрабатываем по 4 направлениям: финансовому, клиентскому, персоналу и процессам, и обучению.

Получается примерно такая таблица

Стратегическая сессия развития команды компании - эффективная технология, услуга для бизнеса, для руководителей - цель на год, задача, программа, план проведения, сценарий, участники, форматы, методы, пример стратегического планирования
Стратегическая сессия развития команды компании - эффективная технология, услуга для бизнеса, для руководителей - цель на год, задача, программа, план проведения, сценарий, участники, форматы, методы, пример стратегического планирования
Стратегическая сессия развития команды компании - эффективная технология, услуга для бизнеса, для руководителей - цель на год, задача, программа, план проведения, сценарий, участники, форматы, методы, пример стратегического планирования
Стратегическая сессия развития команды компании - эффективная технология, услуга для бизнеса, для руководителей - цель на год, задача, программа, план проведения, сценарий, участники, форматы, методы, пример стратегического планирования

После ее заполнения всем подразделениям становится ясно, что и как им делать для достижения стратегических целей компании. Это вовлекает всю команду в реализацию стратегии.

Признаки того, что пора провести стратегическую сессию

  • Компания сталкивается с замедлением роста или стагнацией.
  • Возникли новые внешние угрозы или возможности на рынке.
  • Внутренние процессы компании нуждаются в оптимизации.

Даже если все идет по намеченному плану, необходимо сверить часы, скорректировать курс и обозначить реперные точки. Однако, в быстро меняющемся мире это бывает редко! У всего есть срок, у продукта, у структуры, у модели продаж и системы мотивации.

Оставаться в старой парадигме значит дать шанс конкурентам,стать для них лестницей к росту, не учесть важные изменения.

В среднем компании растут на 20-30% в год, если это не стартап, через 2-3 года наступает год значительной реорганизации, если этот год пропустить, то в следующем компанию ждет провал.

Если же ваш рынок динамичный и конкуренты вносят новые предложения на рынок чаще, а вы упускаете момент, то провалы будут чаще. То, что клиент робко просит сегодня, через год станет стандартом отрасли, а значит обсудить и наметить изменения нужно заранее!

Подготовка к стратегической сессии

Алгоритм подготовки к стратегической сессии:

  • Определение целей и задач сессии. Это могут быть описанные выше идеологические, стратегические или оперативные задачи.
  • Сбор и анализ необходимой аналитики. Желательно сделать конкурентный анализ, собрать информацию о емкости рынка, вашей доле в разных товарных группах, трендах рынка и т.д.
  • Выбор участников и модератора. Стратегическая сессия это не 50 участников, стратегию определяют ТОПы, это 3-7 человек в компании, совет директоров. Они долго работают вместе и взгляд замыливается. Личные отношения мешают объективности, поэтому всегда приглашают стороннего модератора, который вносит конструктивное начало, не дает растекаться мыслями по древу и держит курс в правильном направлении. Из нашей практики почти никому не удавалось провести стратегическую сессию самостоятельно эффективно.
  • Подготовка материалов и инфраструктуры. Кроме аналитики важно на 1-2-3 дня передать все дела и освободиться от рутины. Желательно выехать на природу или в другую локацию от работы подальше, отключить телефоны и другие прерыватели, чтобы сфокусироваться на предстоящем деле целиком

Минимальный объем аналитических данных:

  • Отчеты о текущем состоянии компании. Кроме внешней аналитики необходимо подготовить и внутреннюю. Объем продаж, маржинальность, размер и рентабельность собственного капитала, структуру расходов и т.д.
  • Анализ внутренних бизнес-процессов. Штатное расписание, “натянутое на организационную структуру, список основных бизнес процессов и главных ошибок поможет определить зоны ближайшего роста и проработать КФУ - критические факторы успеха.

Можно ли провести стратегическую сессию без аналитики?
Возможно, но результаты будут менее точными и обоснованными.

План и этапы стратегической сессии

  • Введение: знакомство участников и определение задач сессии.Если начать объяснять задачи сессии на самой сессии, то она затянется и будет мало эффективной. Мы рекомендуем заранее (неделя-месяц) сообщить участникам о дате проведения и основных задачах стратегической сессии, чтобы они могли освободить эти даты, собрать аналитическую информацию по своему подразделению и подготовить свои предложения.
  • Анализ текущего состояния компании (точка А). Где мы сейчас находимся? На каком рынке и в какой конкурентной среде? Кто наш ключевой клиент.

Любой бизнес это труба, клиентопоток, превращающий заявки клиентов в прибыль. В этой трубе встречаются “засоры”, узкие места, где пропускная способность ниже, чем в остальной трубе. Эти места нужно знать заранее.

  • Формирование видения будущего (точка Б). Куда мы хотим прийти по финансовым и клиентским показателям через определенный срок? Кроме того, если компания планирует рост, то в некоторых местах “трубы” могут и будут образовываться узкие места. их нужно видеть заранее и ставить задачи ответственным лицам по организации работ по “расширению трубы”.
  • Разработка стратегических планов и определение критических факторов успеха. Необходимо промотать назад ход времени в обратном направлении от желаемой точки “Б” к сегодняшнему моменту и понять, в какой момент какие перемены произойдут в компании, каких людей нанять, как обучить, какие процессы добавить и так далее.
  • Описание и развитие оргструктуры компании. Структура это ДНК бизнеса, его модель. В ней скрыто много денег! Мы всегда на сессиях разрабатываем функциональную модель бизнеса, где определены все подразделения и их ЦКП - ценный конечный продукт.
    Что именно производит каждое подразделение и его участник? Например ЦКП главного инженера завода, - это бесперебойность выпуска продукции, а когда ЦКП всех сотрудников компании определено, то можно его рассчитать, внедрить статистики и понять, сколько ЦКП производит каждый член вашей команды?
  • Определение основных бизнес-процессов. Основными называют процессы, которые дают компании доход, а клиентам ценности. их как правило не много, 1-10. А вот чтобы их произвести, необходима сотня вспомогательных процессов.
    Составления полного списка процессов и ответственных за их “выход” может стать задачей для развернутой стратегической сессии. Вы обнаружите, что некоторые важные процессы брошены, у них нет ответственного лица, который отвечает за их результат и спрашивать не с кого.
  • Заключение: подведение итогов и планирование дальнейших действий. В конце сессии необходимо определить ШТАБ изменений. Это некий проектный офис, который будет собираться два раза в месяц и обсуждать ход реализации стратегии. если вы его не создадите, то все решения, принятые на стратегической сессии вскоре будут забыты.
    На этих собраниях вы определите очередность внедрения перемен, назначите менеджеров этих проектов, дадите им полномочия и будет отслеживать динамику, чтобы все шло согласно плана.

Участники стратегической сессии

Участниками стратегической сессии должны быть ключевые руководители компании, включая департаменты финансов, маркетинга, HR, логистики, закупок и т. д.

Также может быть приглашен внешний модератор для более эффективного проведения

Заказывать стратегическую сессию или проводить самим?

Самостоятельное проведение стратегической сессии возможно, если в компании уже есть опыт проведения подобных мероприятий и есть сотрудник, способный эффективно модерировать процесс. В противном случае рекомендуется привлечение внешнего эксперта для более качественного результата.

В чем соль? Управлять компанией и реорганизовывать компанию это разные виды спорта! Вы можете быть успешным менеджером работающим 10 лет на одном месте и знающим все детали, но то, что вас ждет в будущем для вас новое. Для модерации стратегической сессии нужна большая насмотренность, это минимум от 50 построенных бизнес-систем. а такого человека по найму вы не найдете, ибо никому не нравится сотрудник, который меняет места работы каждые полгода.

Артем Свиридов

У нас к проведению стратегической сессии допускается только эксперт, который участвовал минимум в 50 проектах и был аккредитован по всем технологиям и инструментам менеджмента.

Как выбрать ведущего стратегической сессии?

Критерии выбора ведущего:

Опыт проведения стратегических сессий. Как было сказано выше, это от 50 сессий и более, желательно из компаний вашего рынка, хотя не обязательно. Причем этот опыт должен быть подтвержден актами выполненных работ, отзывами и другими вещдоками, иначе на вас просто будут учиться, заявляя, что обладают необходимыми знаниями и опытом. Знание бизнес-процессов и стратегического планирования.

Смешно сказать, но даже определение “бизнес-процесса” и других базовых понятий большинству специалистов, решающих провести стратегическую сессию, неведомо.

Не стесняйтесь их попросить дать пару определений. например воронка продаж это не этапы продаж, а цифры, причем визуализированные, поэтому определение воронки продаж звучит как, “визуализация конверсии перехода с этапа на этап”. Кто-то скажет, что теория без практики слепа, и я соглашусь, однако и практика без теории глуха, поэтому важно и то и другое! Навыки фасилитации и управления групповой динамикой.

Еще один момент, о котором я говорил выше, это искусство фасилитации, (управление групповой динамикой) это высший пилотаж менеджмента, настроить взрослых, статусных, самодостаточных людей для обсуждения целей ЮРИДИЧЕСКОГО лица, а не своих личных интересов! Это должен делать именно независимый профессионал.

Задачи ведущего:

Определение повестки дня и подведение итогов.Управление динамикой группы и вовлечение всех участников.Согласование различных точек зрения и помощь в принятии решений.Ведение протокола и подготовка резюме сессии.

Когда и где проводить стратегическую сессию?

  • Оптимальные условия для проведения стратегической сессии:
    Минимум 1 раз в год, а в условиях турбулентного рынка — ежеквартально.Предварительное уведомление участников за 1-2 месяца до мероприятия.Выбор и бронирование места проведения, предпочтительно на природе или в удаленном от рабочего места месте.Выбор понравившегося вам модератора, с которым у вас произошла “химия” и вам приятно с ним работать.

Возможные ошибки при проведении стратегической сессии

  • Игнорирование предварительной подготовки и аналитики. Составьте список того, что планируете разобрать, или обсудите его с профессиональным ведущим стратегической сессии.
  • Недостаточное вовлечение всех участников в процесс обсуждения.
    Для того, чтобы все действовали согласно плана необходимо включить режим “супер разума”, когда два или более умов действуют в полной гармонии для достижения общей цели. Три полутора килограммовых серых вещества объединяются в один 4,5 килограммовый суперразум. Циолковский считал, что эффект от каждого нового участника следует умножать на 7. 1+1=7. 2+1=49 и так далее. Однако управлять таким мощным разумом может только профессионал.
  • Сосредоточение на краткосрочных задачах вместо стратегических целей.
    Если возникают оперативные проблемы и нерешенные старые задачи, их стоит припарковать для оперативных сессий на потом, так как их разрешение здесь и сейчас может “съесть” все время сессии. Сделать это самостоятельно участникам сессии практически нереально, в результат в отведенные 2-3 дня удается разобрать лишь половину вопросов.
  • Неправильное определение приоритетов и ключевых факторов успеха.
    Опять же, каждый участник в большей степени заинтересован в решении своих личных моральных, психологических, материальных и других задач и перетягивает одеяло на себя. Заметивший это внутренний модератор часто вступает в конфликт и ход стратегической сессии превращается в разборку и деструктив.

Как провести стратегическую сессию и получить максимальный результат?

Советы и лучшие практики для достижения максимальной эффективности:

  1. Четко определите цели и задачи сессии.
  2. Используйте квалифицированного модератора или фасилитатора.
  3. Обеспечьте наличие всей необходимой аналитики и данных.
  4. Создайте комфортные условия для работы участников.
  5. Поощряйте открытое и честное обсуждение.
  6. Фиксируйте все идеи и решения в письменном виде.

Эти советы могут показаться банальными, однако ими пренебрегают даже специалисты периодически ведущие стратегические сессии.

Маленький секрет заключается в установлении временного равенства участников, когда авторитет высшего руководителя не мешает смело высказывать свои идеи другим участникам. Для этого мы всегда, через определенный ритуал по системе “Уолта Диснея” отключаем критика и реалиста, стараясь оставлять только мечтателя, когда проводим сбор идей и инициатив во время мозговых штурмов. и лишь собрав все идеи можно вернуть критика и удалить самые утопичные.

Кроме того, необходим человек-стенографист, который фиксирует ход сессии и решения принятые на ней, он же потом составляет протокол.

Итоги стратегической сессии

Мало один-два-три дня сотрясать воздух и обсуждать стратегию. Мало принять правильные решения. Необходимо их зафиксировать в протоколе и назначить ответственных за реализацию тех или иных микро-проектов, назначить срок начала и завершения, дать ответственным полномочия и ресурсы.

Для этого необходимо выделить до полудня сессии и определить состав будущего ШТАБА Внедрения.

Как подвести итоги стратегической сессии:

  • Сформулируйте основные выводы и решения.
  • Определите конкретные задачи и ответственных за их выполнение.
  • Подготовьте отчет по итогам сессии. Определите очередность воплощения в жизнь принятых решений и дайте назначенным ответственным лицам время на декомпозицию их задач и расчета необходимых ресурсов.

Формат отчета и дальнейшие шаги:

  • Отчет должен включать все принятые решения и планы действий.
  • Распространите отчет среди всех участников и заинтересованных сторон.
  • Определите график выполнения задач и контрольные точки.

В дальнейшем на периодическом собрании ШТАБА вы примите или подкорректируете план реализации задач от ответственных лиц, выделите им запрашиваемые ресурсы и будут отслеживать ход реализации этих задач.

Что делать после стратегической сессии

Действия, которые необходимо предпринять после завершения стратегической сессии:

  • Проведите анализ полученных результатов и корректировку планов при необходимости.
  • Начните реализацию запланированных задач и проектов.
  • Организуйте регулярные встречи для мониторинга прогресса и внесения корректировок. В проектный офис должны входить менеджер (руководитель проектного офиса, как правило это роль директора по развитию) координатор (это человек, который будет хранителем реестра проектов, кто будет фиксировать ход реализации, новые идеи, вести и рассылать протоколы и уведомления

Рекомендации на ближайшие дни после сессии:

  • Проведите дополнительные обсуждения с ключевыми участниками для уточнения деталей. Те оперативные моменты, которые вы “припарковали” и не стали рассматривать на стратегической сессии должны быть разрешены. Для этого необходимо назначить совещания с присутствием участников и некоего третейского судьи, который поможет им договориться на выгодном компании решении.
  • Обновите планы и графики выполнения задач. Регулярно хранитель списка проектов присваивает им статус. Ряд изменений могут ждать своего часа и иметь статус “идея”. каким-то задачам может быть назначен ответственный исполнитель и присвоен статус “в разработке” пока он декомпозирует проект на задачи, задачи на операции и подсчитывает сроки и ресурсы.
  • Подготовьте материалы для информирования всех сотрудников о принятых решениях. Очень важно иметь процедуру оповещения о принятых решениях. ведь проект важнее процесса. точить пилу важнее, чем пилить. Это значит, что все, кого затронет тот или иной проект изменений должны быть надлежащим образом уведомлены о назначенном менеджере проекта и необходимости выполнять его поручения.

ВАЖНО! Для малых компаний с ограниченным штатом вышеуказанные роли могут показаться невыполнимые, мол у нас нет бюджета для создания проектного офиса. Так вот это просто название некоего органа компании, куда входят его сотрудники, только им присваивается особый временный статус, наделяющий их временными полномочиями.

Например, у нас менеджером ШТАБА в одной строительной компании был назначен инженер по технике безопасности. Его должность в компании не являлась ключевой, однако его принципиальность, объективность и неподкупность делали его идеальным кандидатом на эту позицию, ведь у него была возможность отслеживать работу даже за генеральным директором в рамках реализуемых проектов и непредвзято сообщать штабу от отклонениях.

В другой крупнооптовой компании с ролью менеджера проектного офиса прекрасно справилась женщина начальник склада. Авторитетный несгибаемый прагматик, которая восприняла возложенные на неё полномочия как личный вызов и все работы были выполнены наилучшим образом.

Нужна ли внешняя помощь после стратегической сессии?

Когда нужна внешняя помощь консультантов:

  • Если в компании отсутствуют специалисты с необходимыми навыками и опытом.
  • Если требуется независимая оценка и взгляд со стороны.
  • Если необходимо внедрить сложные изменения или инновации.

Когда можно обойтись без внешней помощи:

  • Если компания уже имеет опыт успешного проведения стратегических сессий. Таких нет.)) Лучше написать имеет опыт внедрения изменений в компании.
  • Если все необходимые компетенции и ресурсы есть внутри компании.
  • Если команда готова самостоятельно реализовать все запланированные изменения.

Секрет успеха прост! Нужно знать, что делать, и как это сделать, а потом взять и сделать!

Если что делать становиться ясно из протокола стратегической сессии, то как это сделать наилучшим образом может быть известно лишь узким специалистам. Консультация в любом случае не помешает.

Но вот самым сложным оказывается взять и сделать. Ведь большинство сотрудников вовлечены в текущие процессы и на проекты у них просто не остается свободного времени. Для этого, обычно приглашают внешнего проектного управляющего, который следит, подсказывает, находит подрядчиков и всячески помогает сделать все работы по стратегии в срок.

Выводы

  • Важность регулярного проведения стратегических сессий даже не обсуждается. В быстро меняющемся мире порой приходится в момент поворачивать на 90 и более градусов, сделать это слаженно и без обсуждения можно лишь в компании из одного человека.
  • Закажите короткую 30 минутную консультацию, которая вас ни к чему не обязывает, чтобы понять движется ли ваша компания в нужную сторону нужными темпами?

Будьте готовы к открытому диалогу. Ведь ни одна крупная компания не обошлась без профессиональных консультантов по разным вопросам, так как быть специалистом во всем, просто нереально.

Если бы вы могли изменить лишь одну вещь в вашей компании по щелчку пальца, чтобы вы изменили?

Ответ на вопрос, почему вы до сих пор это не изменили звучит как “не было времени или технологий” Уверен, что технологии есть, ведь кто-то до вас уже решал схожие задачи, достаточно обратиться к тому, кто аккумулирует бизнес-решения уже более четверти века!

66
4 комментария

Узнал очень много интересного)

Ответить

Отличное раскрытие темы🙂

Ответить

Информативная и полезная тема

Ответить

Очень интересно и написано понятным языком. Легко читается.

Ответить