Выводы:
1. Авторское право защищает код программы, но не защищает ее смысл.
2. Если программа уникальна и нужно защитить саму суть программы, то тут поможет только патентование.
3. Патенты на непосредственно программы в России не выдают. Патентуют способы, логику, заложенную в программу, системы и аппаратно-программные комплексы.
4. Запатентовать любую программу не получится. Патенты выдают только на такие решения, которые обладают мировой новизной, изобретательским уровнем и промышленно применимы. Звучит очень сложно, но на деле этим критериям соответствуют разработки не только корпораций, но и обычных компаний.
5. Патент дает монопольное право на техническое решение. Это помогает компании на конкурентном рынке. Патент можно «продать», использовать в рекламе, в отчетности и для капитализации компании. Без патента или хотя бы регистрации кода продать программу компаниям или государству будет практически невозможно.
6. За нарушение патента можно взыскать компенсацию через суд, но при этом в России пока что практически нет судебной практики по софтверным патентам. По некоторым патентам доказывание нарушений может оказаться и вовсе невозможным.
7. Начать знакомство с патентами в своей отрасли можно с самостоятельного патентного поиска. Большинство баз открыты и бесплатны. Такой поиск поможет познакомиться с самыми передовыми разработками и оценить рынок в целом.
Спасибо автору за работу, статья конечно вышла монументальная. Много раз слышал про все эти патенты, но только сейчас стало более-менее понятно, как все устроено.
К самой системе и ее справедливости есть, конечно, отдельные вопросы, но автору в любом случае респект, полезно.
Комментарий недоступен
Артем, вам спасибо за подробный комментарий! Согласен с вами во всем.
Про практику судебных споров — мне кажется, что у нас может измениться ситуация, если в делах о защите патентов начнут применять не только инструменты гражданской практики, но и уголовного преследования. То есть сейчас, например, в гражданском споре, правообладатель ограничен в сборе доказательств: он или должен принести доказательства, которые смог собрать сам, или надеяться, что нарушитель по доброй воле принесет сам какие-то материалы. Обыски и прочие подобные действия — это уже из уголовного разбирательства, а не гражданского.
Учитывая, что в отдельных случаях нарушение патентных прав может являться преступлением по ст. 147 УК РФ, логично предположить, что рано или поздно правообладатели пойдут за защитой своих интересов в полицию. Эту практику нечасто, но уже используют по более привычным патентам, вопрос только когда эта история дойдет до патентов на софт.
Сразу скажу, что я сам не в восторге от идеи использовать уголовное право в таких случаях. Учитывая особенности нашей системы, учитывая то, что патентная практика только формируется, мне кажется еще рано применять такие жесткие инструменты. Но в любом случае, нужно учитывать, что технически это возможно уже сейчас.
Про комплексную защиту IT-решений я писал в другой статье: https://journal.tinkoff.ru/programm-files/ . В этой статье у нас фокус именно на патентах, а в той как раз уже шире, про защиту IT-решений в принципе: про депонирование исходного кода, про защиту интерфейса через промобразцы, про регистрацию товарных знаков для софта и все такое. Конечно, я согласен с вами, одними патентами защита IT-решений никак не должна ограничиваться.
Спасибо!
Комментарий недоступен
Авторское право не охраняет идеи. Само по себе слово «хоббит» авторское право не охраняет. Слово «хоббит» можно зарегистрировать в качестве товарного знака. Товарные знаки — это средства индивидуализации. Право на средство индивидуализации и авторское право — это совершенно разные сферы интеллектуальной собственности.
В том случае, который вы привели, скорее всего речь идет именно о зарегистрированном товарном знаке, а не об авторских правах. Регистрация выдуманных названий, имен персонажей, названий произведений в качестве товарных знаков — это распространенная мировая практика.
Приведенный вами пример, использование альтернативы, как раз именно это и подтверждает: ведь если бы защищалась сама идея понятия, то использование этой идеи под другим названием тоже было бы нарушением. Однако в вашем примере нарушения нет, потому что другое слово, хоть и выражает оно ту же идею, то же понятие. Получается, что защищается не сама идея, а конкретное слово, безотносительно его значения. Собственно, так и работают товарные знаки.
Идеи не охраняет ни авторское право, ни патентное, ни право на средства индивидуализации, ни какое либо другое.
Очень интересная и простая в понимании статья. Огромное спасибо автору за столь подробную вводну в мир патентов и авторских прав на софт. Подписался на канал.
У вас, начиная со второго пункта выводов, как раз причины того, что на ПО не дают патенты. По вашей логике можно создать мессенджер и запатентовать. Всё таки в ПО более важны алгоритмы, которые легко скрыть, нежели само ПО.