реклама
разместить

«Тут съемка запрещена, камеру выключай!» Или кого, где и когда можно снимать?

«Тут съемка запрещена, камеру выключай!» Или кого, где и когда можно снимать?

В современном мире фото- и видеосъемка стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Благодаря блогерской индустрии на просторах интернета существует огромное количество роликов, в которых участники процесса повторяют ставшие классикой фразы: «А кто вам дал разрешение меня снимать?; Тут закрытая территория, съемка недопустима; Срочно уберите камеру, я при камере комментарии не даю». Несмотря на то, что в интернете огромное количество статьей на эту тему, в основном содержание таких статей – цитирование положения законодательства без дачи к ним поясняющих комментариев. В данной статье юристы UPR Partners разберут, когда можно снимать граждан без их согласия, в том числе опубликовывать потом фото и видео в открытых источника, когда лучше не стоит рисковать, и какая вообще предусмотрена ответственность за такие риски.

I. В ЧЕМ ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ «КОГО, ГДЕ И КОГДА МОЖНО СНИМАТЬ»?

Как и полагается аналитической юридической справке, начинаем с базы и будем двигаться от общего к частному. Отбросим права и свободы, зафиксированные в международных актах (не всех из них ратифицированы в РФ), и сосредоточимся на отечественном правотворчестве. Законодательством Российской Федерации закреплены фундаментальные принципы о праве частной собственности и о праве свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29, 35 Конституции РФ). Фото-видеосъемка, а также опубликование результата в сети Интернет как раз подразумевает под собой производство и распространение информации. Соответственно, иметь в руках гаджет, делать фото или видео и впоследствии опубликовывать результат в сети Интернет Вам, конечно, никто не запрещает.

Но помимо вышеуказанных принципов также закреплено, что каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции РФ). И вот тут как раз и возникает так называемая коллизия (противоречие) норм права, краеугольный камень сторонников «Я имеют право снимать всё, что захочу и где захочу» и любителей «Быстро убери камеру, я не даю согласия». К счастью, разрешить данный конфликт нам помогают нормы отдельных законодательных актов. Давайте же сосредоточимся на них.

II. НУЖНО ЛИ ПОЛУЧАТЬ СОГЛАСИЕ ГРАЖДАН НА ИХ СЪЕМКУ?

Не вдаваясь в подробности регламентации мест, где в принципе запрещена фото- и видеосъемка (разберем это в будущих статьях), сконцентрируем наше внимание именно на съемке граждан. Понятийно выделим: (1) процесс самой съемки граждан и (2) процесс опубликования фото-видео граждан в открытых источниках. Нужно ли получать согласие в обоих случаях?

Ответ не заставит себя долго искать. Положениями ст. 137 УК РФ регламентированы оба вышеуказанных случая. Согласно данной статье незаконное собирание (съёмка) или распространение сведений (опубликование фото-видео в открытых источниках) гражданина, составляющих его личную или семейную тайну, и без его согласия влечет уголовную ответственность, вплоть до ареста или лишения свободы на срок до двух лет.

Не смотря на то, данная статья предусматривает суровое наказание, законодателя почему-то не заинтересовал вопрос, что именно подразумевается под понятиями «личная или семейная тайна». Определения в законодательстве отсутствует, и, возможно, неспроста, так как описать все ситуации просто не представляется возможным.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера; в понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если носит непротивоправный характер. Лишь сам гражданин вправе определить, какие именно сведения, имеющие отношения к его частной жизни должны оставаться в тайне, а по сему сбор, хранение, использование и распространение такой информации не доверенной никому, не допускается без согласия самого гражданина (Определение Конституционного Суда РФ от 28.06.2012 № 1253-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Супруна М. Н. на нарушение его конституционных прав статьёй 137 УК РФ).

P.S. Данный судебный кейс интересен и с точки зрения действий самого гражданина Супруна М. Н., который умудрился сформировать целую электронную базу граждан СССР, являющихся этническими немцами, репатриированных с территории Германии по окончании Второй мировой войны и выселенных в административном порядке в 1945-1956 гг. на территорию Архангельской области.

ВЫВОД: личная и семейная тайна (информация о личной и семейной тайне) гражданина в первую очередь определяется самим гражданином и касается только его. Каждый человек самостоятельно решает что является его тайной личного или семейного характера. Такая информация может собираться и распространяться другими лицами только с согласия самого гражданина. Путём несложных умозаключений приходим к выводу, что фотография или видеозапись с запечатлённым на ней гражданином является информацией о его личной и семейной тайне. Поэтому для съемки и последующего опубликования такого фото или видео в открытых источниках Вам всё-таки потребуется сначала получить согласие гражданина.

III. НАЗОВИТЕ УЖЕ МНЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛ!

Перечень ситуаций, когда Вам не требуется получать согласие гражданина на съемку и последующее обнародование (использование) изображения в открытых источниках, зафиксирован в статьях 152.1 ГК РФ. Вам НЕ ТРЕБУЕТСЯ получать согласие гражданина на съемку в случаях:

  • использование изображения в государственных, общественных и иных публичных интересах. В целях защиты правопорядка и государственной безопасности (например, в связи с розыском граждан, в том числе пропавших без вести либо являющихся участниками или очевидцами правонарушения);
  • использование изображения, полученного при съемке в публичных местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (концертах, спортивных соревнованиях и подобных мероприятия). Главное, чтобы попавший в кадр гражданин не был единственным субъектом съемки;
  • использование изображения гражданина, позировавшего за плату.

Таким образом, действующим законодательством регламентированы случаи, когда для съёмки и последующего обнародования снимка не требуется согласия гражданина. В остальных случаях возможны негативные юридические последствия, включая уголовную ответственность. Поэтому не стоит забывать, что ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

другие интересные статьи можете найти на нашем сайте!

22
реклама
разместить
1 комментарий

Отличное пояснение, спасибо! Особенно интересно, что нигде никак не обозначено что значит личная и семейная тайна, видимо когда надо — так и решит суд

1
Как работник боролся с камерами в офисе, получил за это выговор и оспорил его в суде

Работодатели часто устанавливают видеонаблюдение в офисе, но это вызывает недовольство сотрудников. Один такой случай не только привел к дисциплинарному взысканию, но и стал предметом судебного разбирательства, затронувшего вопросы безопасности, конфиденциальности и правомерности действий работодателя.

Как работник боролся с камерами в офисе, получил за это выговор и оспорил его в суде
11
Нейрофотосессия для тех, кто стесняется камеры: как создать идеальные AI-фотографии без стресса

Знаете, я помню это чувство, когда на тебя направлена камера, а тот, кто находится за ней, говорит тебе «Улыбнись, сейчас вылетит птичка», и ты натужно выдавливаешь из себя улыбку, судорожно дергаешь руками, потому что не знаешь, куда их деть, и пытаешься принять какую-то позу, чтобы выглядеть стройнее. Неприятно, согласны?

Нейрофотосессия для тех, кто стесняется камеры: как создать идеальные AI-фотографии без стресса
Дизайн за 5 минут. Дайджест марта 2025

Всем привет! Заканчиваем март традиционным дайджестом из мира дизайна. С вами снова Андрей Герасимов, продуктовый дизайнер Garage Eight, и семь новостей, которые зацепили мое внимание:

1. 3D-объекты в веб-сервисе Signs от Hello Monday
2. Редизайн настроек Android 16
3. Статья об удобных формах от Nielsen Norman
4. Дизайн промостраницы «Лахта-центра»…

Дизайн за 5 минут. Дайджест марта 2025
33
11
Как правильно размещать отзывы клиентов на сайте, чтобы не получить за это штраф и выплачивать компенсацию?

Я- Кристина, юрист онлайн-бизнеса и сегодня я хочу рассказать, что нужно сделать всем владельцам сайтов, чтобы не получить штрафы и претензии за размещение отзывов клиентов.

Важно использовать правильную стратегию размещения документов на сайте, в том числе и отзывов клиентов.

Должен ли автор регистрировать свое произведение?

Сегодня почти все мы создаем что-то творческое. Кто-то пишет музыку, кто-то сочиняет стихотворения, красиво фотографирует или просто снимает рилсы.

11
Репосты с незарегистрированных в Роскомнадзоре пабликов и каналов соцсетях: какие риски при 10 000+ подписчиках?
Репосты с незарегистрированных в Роскомнадзоре пабликов и каналов соцсетях: какие риски при 10 000+ подписчиках?

Новые изменения в законодательстве вызывают много вопросов, а именно соблюдение часть 9.1 статьи 10.6 закона 149-ФЗ, которая запрещает распространение любой информации с персональных страниц (паблики и каналы), не зарегистрированных в Роскомнадзоре по теме 10 000+. Насколько это реально контролировать Роскомнадзору и как нам избежать штрафов?

22
Зачем проводить аудит отдела продаж и как не слить результаты проделанной работы
На основе кадра из к/ф <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kinopoisk.ru%2Ffilm%2F397667%2F&postId=1897446" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">"Остров проклятых"</a> 

Любой движ стоит начинать с ответов на фундаментальные вопросы "зачем" и "почему". Забавный факт: обычно мы часто путаем смысл этих вопросов и на вопрос «Зачем» отвечаем «Потому что»)) Между тем, зачем – это о цели, почему – о причине. Применительно к аудиту отдела продаж: зачем проводить аудит и почему именно аудит поможет достичь эти цели.

🤬 Нецензурная брань в контенте: молчать нельзя ругаться?

Помните фразу из «Королевства кривых зеркал»: «Казнить нельзя помиловать». В этом посте захотелось провести аналогию, затронув вопрос, что делать, если в процессе написания статьи, поста или комментария на злободневную тему эмоции «переливают через край» и хочется замолвить крепкое словцо?

22
11
Принуждение работника к регистрации на портале «Госуслуги» и других цифровых сервисах: права, обязанности и практика
Принуждение работника к регистрации на портале «Госуслуги» и других цифровых сервисах: права, обязанности и практика
11
реклама
разместить
11 правил, чтобы не попасть на деньги, если ты ведешь соц сети.

За что штрафуют в соц сетях?

Маркировка рекламы в интернете 2025: гайд для экспертов и компаний

Публикации в медиа — мощный инструмент для продвижения экспертов и брендов. Но как рассказывать о продуктах и услугах, не нарушая закон о рекламе? Разбираемся с экспертом по праву, анализируем реальные примеры и даем практические советы по маркировке. В конце статьи — чек-лист для проверки публикаций. Сохраните в закладки — пригодится!

Маркировка рекламы в интернете 2025: гайд для экспертов и компаний
1818
22
22
11
Как правильно указывать авторов при использовании чужого контента?
Как правильно указывать авторов при использовании чужого контента?
11