Что такое soft skills для инженера, зачем и как компании их проверяют на собеседованиях

Что такое soft skills для инженера, зачем и как компании их проверяют на собеседованиях

Недавно один из моих знакомых инженеров устраивался на работу в Facebook. Он успешно прошел несколько кругов собеседований, его позвали на собеседование в офис, и уже там на этапе leadership and drive что-то пошло не так. Как признавался знакомый позднее, отвечать на вопросы в виде «как вы сработались со сложным коллегой» или «как вы добивались целей в токсичной обстановке» он был не очень готов. Именно подобные вопросы позволяют оценить так называемые гибкие навыки (soft skills) инженеров.

История собеседования в Facebook меня сильно заинтересовала. В тексте раскрываем тему soft skills, их проверки и тренировки поподробнее. Бонусом прикладываю список полезных ресурсов и статей. Поехали!

Что такое soft skills

Обычно в него вкладывается такой смысл: «Это все то, что напрямую не связано с кодом – умение общаться в коллективе и т.п.» Отчасти это верно, но такое понятие слишком обобщено.

Вот хорошее описание того, что на самом деле такое soft skills: мягкие навыки требуют межличностной адаптируемости к различным людям, проблемам и ситуациям. К примеру, лидерство и коммуникация – это межличностные навыки, которые помогают инженерам быть успешнее, потому что они дополняют их hard skills типа знания конкретного языка программирования.

Согласно исследованию, проведенному LinkedIn, работодатели больше всего ценят следующие мягкие навыки:

  • креативность – работодатели ищут тех, кто сможет находить нестандартные пути решения рабочих задач.
  • способность к убеждению – работодатели ценят тех, кто не просто предлагает решения и идеи, но и может объяснить их.
  • умение взаимодействовать – руководство компаний понимает, что одиночки не так эффективны в долгосрочной перспективе, чем качественно работающая команда.
  • навыки адаптации к изменениям – пару последних лет в полной мере продемонстрировали необходимость такого умения.
  • эмоциональный интеллект – подразумевает наличие способности воспринимать, оценивать и реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.

Мягкие навыки проверяют в ходе так называемых поведенческих интервью (behavioral interview). Существует более десятка аспектов, которые в ходе них могут анализировать рекрутеры, среди них:

  • Склонность к активным действиям, способности к самомотивации.
  • Способность адаптироваться к меняющимся условиям.
  • Коммуникационные навыки.
  • Умение разрешать конфликты.
  • Креативность и способность генерировать идеи.
  • Процесс принятия решений.
  • Умение ставить цели.
  • Навыки по донесению позиции, убеждению в своей правоте.
  • Планирование, расстановка приоритетов, тайм-менеджмент.
  • Решение проблем.
  • Работа в команде.
  • Работа под давлением.

Как все это устроено

Компании анализируют мягкие навыки по-разному.

К примеру, Amazon в том числе использует для этого свои знаменитые Leadership Principles, и некоторые из них к кандидату «примеряют» уже на телефонном собеседовании.

Некоторые, начинают проверку уже на этапе отклика на вакансию. К примеру, мы разработали бота, который позволяет кандидатам получать вакансии релевантные их опыту, прямо в Telegram. Компании же иногда размещают вакансию не только в боте, но и на других площадках, но в итоге отдают предпочтение тем, кто пришел через g-mate – это достаточно новый способ поиска работы, те кандидаты, что им пользуются показывают себя как людей, которые не боятся экспериментов и открыты к новым технологиям.

В крупных ИТ-компаниях, особенно в США, обычно поведенческие собеседования становятся частью так называемого onsite loop – серии разговоров в офисе компании для кандидата, прошедшего телефонные скрининги.

На таких интервью мягкие навыки проверяются с помощью вопросов вида:

  • Расскажите мне о ситуации, в которой вы..
  • Поделитесь примером того, как вы…
  • Представьте, что вы оказались в ситуации, где вам нужно…
  • Вспомните, как вы действовали в ситуации, когда…

Такие открытые вопросы позволяют рекрутеру получить описание конкретной ситуации, действия, задачи, с которыми сталкивался кандидат. При этом хорошей практикой среди рекрутеров считается задавать дополнительные вопросы по ходу рассказа.

Например, способности к коммуникации можно проверить с помощью вопроса: «Расскажите о ситуации, когда вам нужно было рассказать о какой-то сложной технической проблеме человеку, который далек от ИТ и не владеет сленгом? Как вы убедились, что собеседник вас понял?»

А о способности работать в команде многое скажет ответ на такой вопрос: «Случалось ли в вашей практике, что кто-то из членов команды не работал достаточно эффективно? Что вы делали в этой ситуации: обсудили ее с коллегой, руководителем, как прошла беседа, и каковы были результаты?»

Понятно, что для многих, если не большинства инженеров, такие вопросы не всегда кажутся комфортными и даже осмысленными. Но для компании ответы на них важны, потому что позволяют понять, насколько комфортно будет работать самому кандидату, и насколько быстро он притрется к команде. Это в конечном счете влияет на то, как быстро новый сотрудник выйдет на максимальную продуктивность и выйдет ли вообще.

В некоторых, довольно редких случаях, проверка soft skills может носить и экстремальный характер.

К примеру в этом треде на Quora один из отвечающих рассказал о своем опыте проведения поведенческих интервью инженеров. Перед этим этапом он давал непростое тестовое задание, а затем в ходе разговора с теми, кто его успешно выполнил, говорил что-то вроде «все отлично, только оно не компилируется» – и затем смотрел на реакцию. Если кандидат начинал сразу возмущаться и говорить, что такого не может быть – это считалось минусом. Те, кто смущался, но не пытался уточнить, что именно пошло не так, казались интервьюеру недостаточно инициативными, а больше всего нравились те, кто пытался разобраться в выдуманной им проблеме.

Как подготовиться к проверке soft skills на собеседовании

Если вы хотите подготовиться к поведенческому интервью, то необходимо проделать несколько шагов:

  • Собрать побольше информации о вопросах, которые могут задать – в интернете есть множество подборок с вопросами по behavioral interview (несколько таких — в списке в конце статьи). Внимательно их прочитайте, подумайте, случались ли описываемые в вопросах ситуации в вашей карьере, как вы реагировали на них.
  • С этими знаниями, еще раз изучите описание вакансии – подумайте, какие вопросы по мягким навыкам вам могут задать, исходя из позиции, на которую вы претендуете. Уделите особое внимание подготовке ответов на эти вопросы.
  • При подготовке ответов используйте технику STAR – во многих американских компаниях, например в Amazon, очень ее любят. Работает это так – в начале идет описание ситуации и задачи (ST = Situation, Task), затем описываются действия (A = Actions), все завершается результатами (R = Results) – ее альтернативой является фреймворк SCORE.
  • Особенное внимание стоит уделить результатам – поднять цифры, что и как улучшилось в проекте по итогам вашей работы.
  • Попрактикуйтесь в ответах – ответы на вопросы по soft skills больше похожи на презентацию, так что придется потренироваться. Начать можно с проговаривания ответов перед зеркалом, затем лучше пригласить коллегу или кого-то из родственников, а если попросить некого – воспользоваться сервисом типа Pramp, где инженеры практикуются в прохождении интервью.
  • Будьте кратким – тот факт, что на таком интервью не нужно писать код, а просто рассказать что-то, еще не значит, что рассказы должны быть очень длинными. Старайтесь сделать так, чтоб ответ на любой вопрос из вашего списка не превышал 2-3 минуты. Засекайте с секундомером, это полезно.

Заключение: ссылки и инструменты для подготовки к поведенческим интервью

В завершение, подборка полезных ссылок, которые помогут лучше понять устройство поведенческих интервью и лучше к ним подготовиться:

Что еще почитать по теме

44
10 комментариев

думаю, что если способности Илона Маска проверили бы по Softskills его не взяли бы на работе. Может, я ошибаюсь?

1

С чего бы это? Маск создал несколько успешных компаний, нанял отличных людей в команду, наладил производство, создал личный бренд и т.д. По моему лучшего сотрудника не найти) До этого был Дядюшка Джобс, сейчас это Маск) Если имеются ввиду навыки коммуникации, харизма и т.д, то это не особо имеет значение, поскольку люди разные. Есть интроверты, есть и экстраверты, у каждого свои достоинства и недостатки.

Компании с упором на софтскиллы идут в лес по-умолчанию.
Что и правда пригодится в любой компании - это умение пускать пыль в глаза.
Пускайте пыль в глаза компании до тех пор, пока у вас нет ее опционов (или другой мотивации реально вспоминать о чьих-то интересах, кроме своих), в ином случае знайте, что вас держат за дурака.

1

Пусть я и понимаю, что среди людей надо вести себя тоже как человек, но такие понятия, как работа под давлением или активная жизненная позиция (тошнит как только слышу или вижу эти слова) ассоциируются у меня только с образом жизни пресмыкающегося зависимого постоянно от других людей патологического экстраверта оптимиста. Всегда смягчай интонацию, всегда улыбайся, всегда прикрывай прямолинейность ложью. Бесит аж до дрожи. Ненавижу людей. Ненавижу работать с ними.

1

С порога на собес по софтскиллам: "я надеюсь в вашей сраной гомнодельне женщины, нигры и пидры не работают, а то я их так ненавижу, аж кюшать абэд нимагу?"