Как составить семантическое ядро: все способы. Часть 2

Первая часть вот здесь. Во второй части статьи рассмотрим, как собрать СЯ для сайта услуг, как спроектировать семантику и кластеризовать её; а также как узнать пул запросов вашего конкурента.

Содержание:

Как собрать семантическое ядро для сайта услуг?

С СЯ для интернет-магазина мы разобрались в предыдущей части. Ещё хороший гайд есть у SERPStat, но под нишу медицинского ИМ. Теперь рассмотрим, как собрать семантическое ядро для сайта услуг.

Услуги представляют собой огромный сегмент рынка. Более того – на практике каждый процент трафика для таких сайтов важнее, чем для e-commerce ресурсов.

Проектирование структуры

Чтобы подобрать ключи, нужно учитывать уже существующий перечень услуг. В качестве примера возьмем компанию, занимающуюся строительством деревянных домов. Алгоритм следующий:

  1. Запрашивается информация у клиента по направлениям работы.
  2. Выполняется анализ представленных услуг.
  3. Проанализировать конкурентов через любой доступный сервис. Выявить синонимы поможет правая колонка Вордстата.

Проанализировав конкурентов, составим первичную структуру:

пример первичной структуры
пример первичной структуры

В перечне не отображены стандартные страницы "О компании", "Наши специалисты", "Контакты" и т.д. Дело в том, что сейчас нам интересны только посадочные, генерирующие трафик – именно для них мы собираем и распределяем семантику. Перечисленные выше страницы к таковым не относятся, но на сайте они в любом случае будут присутствовать.

Приоритизация и детализация

У нас есть перечень предлагаемых компанией услуг, есть запросы, характерные для выбранной ниши. Теперь можем выстраивать приоритеты. С чем работаем?

Выделяем основные и второстепенные страницы; определяем, для каких направлений сбор запросов первостепенен, для каких – может подождать. Затем выстраиваем порядок оптимизации страниц, разделов.

Так мы оказываем себе неоценимую услугу – составляем конкретную стратегию, структурируем процесс, благодаря чему становимся более последовательными и эффективными.

Будьте внимательны! Важно собрать максимально полное семантическое ядро, это важно и для интернет-магазина, и для ресурса, представляющего услуги. Именно от этого зависит количество вероятных точек входа по аналогии с тегами в каталоге товаров.

Пример распределения по подкатегориям (плашки сверху) на сайте <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fre-forma.ru%2F&postId=387168" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">re-forma.ru</a>
Пример распределения по подкатегориям (плашки сверху) на сайте re-forma.ru

Во-первых, это более четкая релевантность для поиска, во-вторых, это удобство для пользователей. Анализируйте конкурентов, подсматривайте идеи, перерабатывайте информацию и генерируйте новое. Впрочем, в заимствовании структуры ничего незаконного нет :)

Вернемся к примеру, который рассматривали ранее – с компанией, занимающейся строительством домов. "Присваиваем" конкретной группе запросов свою страницу исходя из того, какова частотность запросов по той или иной услуге – то есть определяем посадочные.

Учитывайте маржинальность – так вы добьетесь более широкого охвата по запросам, точно попадая в нужный нам сегмент бизнеса.

Например, каталог проектов, цены на строительство (в этот раздел вкладываем отдельные страницы по каркасным домам, баням и проч.), типы фундамента (в этот раздел вкладываем отдельные страницы по свайному, столбчатому, ленточному и другим), вопросы и ответы.

В этом плане работать с семантическим ядром для интернет магазинов проще. Вы можете создавать посадочные страницы в виде страниц тегов, опций фильтрации. С сайтами услуг маневров меньше, ведь большое число страниц может перегрузить ресурс, сделать его запутанным для пользователей, не говоря о том, что каждую страницу нужно хорошо проработать в плане наполнения.

Итак, выделяя отдельные группы запросов в виде отдельных посадочных, повышаем релевантность для поиска, не говоря уже об удобстве для посетителей. Ограничение страниц приводит к потере немалых возможностей по привлечению дополнительного трафика.

Кластеризация семантического ядра. Способы кластеризации

Рассмотрим методы кластеризации ключевых запросов, а именно, – ручной и автоматический.

Кластер представляет собой отдельную группу запросов, которая соответствует исключительно одной страницу, на которой и будет продвигаться эта группа запросов. Кластеризовать – значит "разбить" семантическое ядро, разделить полученные запросы в семантике по кластерам.

Почему это важно? Корректное распределение фраз на страницам – один из главных факторов успеха продвижения в целом.

Существует ручная и автоматическая кластеризация, а также смешанный метод. Способ выбирают в зависимости от объема СЯ.

Ручной метод кластеризации запросов

Если у вас небольшая семантика, например, 500 запросов, вы можете воспользоваться ручной кластеризацией.

Итак, запросы необходимо распределять по интенту. Под интентом поискового запроса подразумевается потребность пользователя, ищущего услугу или продукт в поисковике.

Допустим, есть запросы:

  1. доставка корейской косметики мск.
  2. доставка корейской косметики по россии.
  3. доставка корейской косметики москва.

Первый и последний запросы объединяем в одну группу, второй – в другую группу. Дело в том, что 1 и 3 отличаются от 2, а потому продвинуть их на одной странице не удастся: отличается интент.

Каждый кластер может содержать до 7-10 запросов. Не стремитесь заполнить страницу максимумом разноплановых ключей – это не только не принесет ожидаемого эффекта, но и даже ухудшит позиции ресурса в выдаче. Чтобы не совершать ошибок, придерживайтесь простого принципа: одна посадочная страница – один кластер.

Используйте получившуюся структуру для оформления меню и внутренних ссылок на сайте и не забывайте проверять запросы в поисковой выдаче. Порой запросы имеют идентичное знание, но конкуренты продвигаются на разных страницах.

Важно! Один кластер не должен объединять и коммерческие, и информационные запросы. В противном случае страница потеряет позиции по этим запросам, и о ТОП-10 можно забыть.

Кластеризованные вручную запросы
Кластеризованные вручную запросы

Автоматический метод

Автоматический метод предполагает использование программных инструментов. Основа алгоритмов таких сервисов – группировка по топу.

  1. Rush Analytics. Инструмент платный. Включает множество опций по автоматизации работы с семантикой.
  2. Не менее популярный – Serpstat. Предлагает глубокий анализ ключей конкурентов в выдаче и контекстной рекламе.
  3. Упоминаемый вчера Keys.so – помимо базы запросов, обладает достаточно мощным кластеризатором с тонкими настройками.
  4. Также интересная десктопная программа, созданная для кластеризации СЯ – KeyAssort.

Вариантов, разумеется, больше, и вопрос выбора достаточно индивидуален.

Как понять семантическое ядро сайта-конкурента

Для начала поговорим о семантике видимой и фактической.

Например, создан сайт, в него заложена определенная структура, опубликованы тексты, оптимизированные под заданные ключевые слова. То есть все ключи конкурента – это и есть семантическое ядро сайта. Это фактическая семантика.

Ресурс ранжируется, отображается в выдаче по определенным запросам. При этом по некоторым запросам сайт продвинуть не удастся – по ним он просто не покажется в результатах поиска, если запросы группировались неправильно. Вместе с тем – некоторые страницы ресурса не попадают в выдачу по другим причинам. И тогда получается, что из фактической семантики, изначально закладываемой специалистом, считается релевантной лишь определенная часть запросов. Это и есть видимая семантика.

Если говорить о соотношении, то чем больше доля видимой по отношению к фактической, тем качественней была проведена оптимизация.

Как получить семантику конкурентов?

Нам на помощь приходит автоматизация. Сервисы, позволяющие выделить ключи конкурентов, работают следующим образом:

  • формируется база запросов;
  • по каждой фразе – до десяти страниц выдачи;
  • периодически повторяется сбор выдачи по всем фразам.

Мы не зря начали с примера по видимой и фактической семантике. Дело в том, что описанные сервисы выдают исключительно видимую семантику. Известна видимость только для тех фраз, которые присутствуют в базе. Сервис выявляет только ту семантику, которая ему известна.

Примерное соотношение видимой семантики к базе сервиса
Примерное соотношение видимой семантики к базе сервиса

К чему мы приходим?

  • Чтобы оценить, насколько актуальна семантика конкурента, необходимо уточнить, когда собирались позиции.
  • Часть попросту не видна – страницы еще не индексируются, поисковая система исключила их из выдачи в силу разных причин. То есть мы не видим то, что фактически есть на сайте.
  • И главное, нам неизвестно, какие ключи составляют базу того или иного сервиса.

В итоге нам доступен лишь тот фрагмент ядра, который отображается поисковиком или инструментом.

Каковы выводы?

  • Ключи, собранные у конкурентов, полную семантику не отображают. Эти данные не вполне актуальны.
  • Собранная семантика – не основной, лишь вспомогательный инструмент. Эта информация вполне может использоваться для общего анализа.
  • Наличие большой базы не обеспечивает актуальность информации – напротив. Чем больше число фраз, глубже сбор, тем больше времени уходит. Пока собиралась выдача по началу, по концу уже потеряла актуальность. Чем больше фраз в базе сервиса, тем выше вероятность получить наиболее полное ядро.
  • Есть и преимущество – в нашем распоряжении появляется обширный кластер запросов от основных конкурентов. Часть запросов может интегрировать в собственную семантику. Так ядро становится более полным.

Стоит ли вообще использовать семантику конкурентов? Конечно, стоит.

Вы запускаете новый проект

Ваш проект – совершенно свежий, и вам необходимо начинать с самого начала. По мере сбора мы используем ключи конкурентов, чтобы дополнить собственное ядро.

Учитывайте, что полностью перенимать семантику у другого ресурса не стоит – она может просто не подойти. Допустим, вы работаете над нишевым сайтом, а ваши конкуренты – порталы, у которых гигантские ядра.

Расширяете ядро для действующего проекта

Вы развиваете ресурс, семантика которого собиралась давно и не вполне корректно. А сейчас вам необходимо дополнять сайт новыми разделами и категориями, расширять перечень товаров или услуг, добавлять информационные тексты.

Но за что браться в первую очередь? Стоит воспользоваться рассмотренными ниже сервисами, чтобы в итоге сориентироваться по ключам ресурсов-конкурентов.

Приобретаете готовый сайт для дальнейшего развития

Перед покупкой нам необходимо оценить потенциал ресурса, стоит ли вообще его приобретать. Наиболее простой способ – опять же узнать СЯ сайта. Так мы оцениваем текущий охват тематики в сравнении с конкурентами.

Если показатели видимости проверяемого ниже более чем в 2 раза, то делаем вывод, что у первого есть существенный невыработанный потенциал для наращивания и расширения семантики. В данном случае вы сравниваем исключительно с нишевыми конкурентами, а порталы в расчет не берем.

Используем семантику конкурента с наибольшей эффективностью

Как использовать семантику конкурента с наибольшей эффективностью? Во-первых, смотрим на процент пересечений по ключам между собственным сайтом и донорами.

Если готового ресурса нет, выберите конкурента, проанализируйте, и если сайт приглянулся, берите его за эталон. Точно так же оцениваем процент пересечений по ключам между эталоном и донором. Автоматизируйте эту работу, воспользовавшись сервисами, выгружающими ядра конкурентов.

Из заинтересовавших нас доноров выбираем близких по тематике, имеющих максимальное число пересечений по ключам.

Кластеризация в сервисе Keys.so 
Кластеризация в сервисе Keys.so 

Способы сбора семантического ядра

Сервисов множество, вот лишь некоторые из них:

  • SEMrush;
  • SpyWords;
  • Keys.so;
  • Яндекс.Вордстат;
  • Serpstat;
  • Rush Analytics;
  • Arsenkin;
  • Key Collector;
  • PPC Help;
  • Coolakov;
  • Megaindex;
  • Semantist.

Key Collector

  • Возможность поиска неявных дублей. Удаление запросов, которые состоят из идентичных ключевых слов.
  • Заполнение фильтра минус-слов.
  • Работа с регулярными выражениями.
  • Достойный функционал – есть все необходимо для работы с семантикой. Удобное удаление неявных дублей.
  • Удобно настраивать инструменты для отбора и выгрузки результатов.
  • Можете подключать к другим сервисам посредством платного API.

Serpstat

  • Есть возможность подбора органических ключевых слов.
  • Анализ предложений из поисковой выдачи.
  • Подбор связанных ключевых слов.
  • Программа позволяет собрать ключи и спарсить подсказки для расширения семантики.
  • Возможность работать с частотностью, анализом конкурентов. Вы сразу определяете, стоит ли добавлять ключевую фразу в ядро.
  • Бесплатная версия подойдет только для небольших проектов. Для работы с многостраничными ресурсами придется оформлять платную подписку

Rush Analytics

  • Есть инструмент Вордстат. Rush Analytics избавляет от необходимости ввода капчи или подключения прокси.
  • Собираются ключевые фразы, анализируется их частотность благодаря инструменту Adwords.
  • Благодаря "Сборке подсказок" осуществляется парсинг поисковых подсказок из поисковых систем. Можно устанавливать стоп-слова, ставить геофильтр.
  • Гибкий инструментарий. Возможно создание семантики под ключ. Точная настройка по нише рынка и по гео.
  • Возможность бесплатно тестировать программу в течение недели.

Резюмируем, что вопрос выбора сугубо индивидуален, все зависит конкретно от вашей ситуации, мы рассмотрели только 3 самых популярных сервиса.

Также если у вас есть свои способы сбора семантического ядра, делитесь ими в комментариях – будет полезно для остальных SEO-специалистов.

1818
реклама
разместить
13 комментариев

Подход представлен уже немножко архаичный, кмк. Как с точки зрения технологии, так и в частностях.
Отталкиваться стоит не столько от абстрактных ключей, сколько от веб-графа, построенного на реальном УТП сайта (если речь о коммерческом ресурсе), и уже его поверять через поисковый спрос на базе каких-то статистических данных.
Коммерция и информационка на одной странице? - Уже запросто. Корпус-то сайтов для обучения сетки - динамический, и сдвиг запроса по корпусу - дело техники, были бы средства. Это если говорить о Яндексе. Гуглу так и вовсе всегда было пополам, он запросы понимает максимально общо.
Я сам пока работаю по описываемой технологии подготовки СЯ, но дичайше недоволен и понимаю, что процессы пора менять.

1

архаичный, но пока для некоторых ниш зайдет - so-so.
все идет к тому что придется использовать питон для сбора ся) звучит пока странно, но так и развиваются технологии имхо

1

Виктор, спасибо за комментарий. Будем думать над более современным подходом. Если будет от вас материал по сбору СЯ, с удовольствием прочту.

Это ещё что. Вот красивше и понятнее.

1