А я милого узнаю по засечкам

особенности UI/UX разработки в медицине

Андрей Медведев — дизайнер интерфейсов компании «ТехЛАБ» — о том, как создать идеальный интерфейс медицинского ИТ-решения, почему в медицине перфекционизм UI-разработчиков может быть опасен, и почему врачам не нужна анимация.

Идеальный медицинский интерфейс: утопия или реальность?

Дизайн любого ИТ-продукта не менее важен, чем его функциональность. Хороший UI, или «пользовательский интерфейс», помогает донести до пользователя самые важные детали, расставить акценты и «провести» его через весь сервис, подсказать, как пользоваться приложением или веб-сайтом.

Для медицинской сферы это особенно важно, так как плохой дизайн или трудности с навигацией здесь могут не просто оставить плохое впечатление о продукте, а нанести реальный вред. Так, если в обычном интернет-магазине неправильное нажатие кнопки грозит не тем продуктом в корзине, то неправильные действия в МИС могу привести, как минимум, к неверному заполнению полей о пациенте, что существенно усложнит работу с его данными. Зато грамотно продуманный интерфейс помогает легко и быстро наладить связь между врачом и пациентом, экономя время обоих благодаря оптимизации хранения и использования данных.

Именно поэтому для медицинских приложений и других ИТ-продуктов так важно, в какой цвет покрашена та или иная кнопка, в каком месте она расположена и к чему она призывает. Дизайнеры постоянно пытаются сбалансировать крайне высокие требования к безопасности и удобству использования медицинских приложений с эстетикой их интерфейса.

Пошаговое руководство к разработке UI/UX

Прежде всего, при разработке интерфейса нужно определить, для какой именно целевой аудитории предназначено решение. В медицине приложениями обычно пользуются пациенты или врачи, и их потребности с точки зрения функциональности и дизайна UI существенно отличаются. Так, врачи чаще всего сталкиваются с необходимостью быстрого поиска нужных данных в больших массивах: истории медицинских осмотров для пациентов, находящихся под наблюдением, истории диагнозов, списка назначенных медикаментов, персональных данных и сложных планов лечения с указанием этапов для каждого пациента.

Кроме того, нередко в системах хранится статистика и результаты различных научных исследований, а также клинические и другие рекомендации по вопросам диагностики и терапии пациентов с конкретными заболеваниями — все это серьезно усложняет навигацию внутри системы или приложения. При этом для врача жизненно важно иметь доступ к любым требующимся ему данным в считанные минуты, например, для принятия правильного решения о назначении лечения. Поэтому при создании интерфейса врачебного решения дизайнеры сосредоточены на том, чтобы сделать его максимально простым и интуитивно понятным, легко структурируемым, с хорошей навигацией.

В свою очередь, для пациентов важно, чтобы приложение не содержало лишней или сложной информации. Пациенты, как правило, не владеют специализированной лексикой. Поэтому говорить с ними надо на одном языке и не перегружать непонятной терминологией — это увеличивает риск ошибки при использовании системы. Кроме того, значительная часть пациентов — это пожилые и люди с ограниченными возможностями, поэтому необходимо предусмотреть, например, возможность переключения на упрощенную версию с крупным шрифтом и более контрастной цветовой палитрой.

После определения целевой аудитории приложения и осознания ее требований пора приступать к разработке функциональности и дизайна. И здесь придется обратить внимание на множество деталей:

- Структура — ваше все и даже больше. Аналитики подсчитали, что врачи в США проводят дополнительные 4 часа в неделю, добавляя записи пациентов в электронные медицинские системы (EHR). А ведь если врач не может быстро получить четкую картину состояния своего пациента, технология просто бессмысленна. Чтобы информация о здоровье была полезной, она должна быть структурирована: важная информация должна быть на поверхности, а детали — доступны по запросу. При этом нужно помнить о правиле трех кликов, то есть система должна быть устроена так, чтобы любая информация была доступна за три перехода.

- Сделайте интерфейс интуитивно понятным, и вам не придется обучать врачей и пациентов работе с ним. Здесь важную роль сыграют цветовая схема и понятное расположение кнопок.

- Соблюсти баланс между красотой и функциональностью — главная задача дизайнера. «Плоский» дизайн, лишенный градиентов и тени, давно стал синонимом современной и чистой эстетики. Однако необходимо дать пользователям возможность быстро отличать интерактивные элементы управления от статического текста. При этом и переусердствовать с градиентными заливками, сложным фоном, меняющимися подложками кнопок не стоит — это может неблагоприятно сказаться на скорости работы системы и отвлекать пользователя от контента. К примеру, простой белый фон на основном экране приложения добавляет ему пространства и «воздуха», что помогает избежать ощущения перегрузки экрана и позволяет быстрее воспринимать тексты. Это имеет решающее значение при работе с данными пациента.

- Не перебарщивайте с интерактивностью. Графика должна быть простой и визуально привлекательной и использоваться только в том случае, когда увеличивает удобочитаемость текста. А вот анимацию можно использовать как для базовых задач, таких как ввод данных, так и для иллюстрации микровзаимодействий пользователя с системой.

- Делайте буквы большими. Многие современные дизайнеры используют небольшой текст, чтобы создать эффект воздушности. Однако в медицинских сервисах хранится большое количество критически важной информации, и во избежание ошибок текст должен быть максимально разборчивым. Чтобы уменьшить сложность интерфейса, рассмотрите возможность использования небольшого шрифта для некритической информации, вводите простые и понятные диаграммы с контрастными цветами, легко различимыми человеческим глазом. В статье журнала UXPA Magazine о юзабилити медицинских устройств был приведен пример плохо спроектированного дисплея глюкометра. На этом дисплее десятичная точка была не очень заметна, особенно для пользователя с плохим зрением, и пациент с диабетом мог интерпретировать свой уровень глюкозы в десять раз выше, чем в реальности, и вводить опасное количество инсулина.

- Попытайтесь сократить объем информации, которую пользователь должен регулярно вводить. Если пациенту, к примеру, не нужно ежедневно менять дозу препарата, сохраните ее в настройках, а не заставляйте его вводить показатель каждый раз — это минимизирует риск ошибки.

- Не создавайте лишних иконок. Поскольку экраны стали меньше, дизайнеры все чаще используют только значки, чтобы уменьшить визуальную сложность интерфейсов. Однако, несмотря на красивый внешний вид, такой подход чреват рисками неправильной интерпретации значков, особенно в пользовательских интерфейсах медицинских устройств, где какие-то показатели могут попросту не иметь графических эквивалентов. При этом совсем отказываться от использования иконок не нужно, они отлично проявляют себя на мобильных устройствах.

- Приложения для здоровья должны быть безопасными. Нужно обеспечить конфиденциальность, сохранность медицинской информации в соответствии с требованиями законодательства (в частности, закона о персональных данных), а также защиту приложения от взломов.

И, наконец, на последнем этапе привлекайте к разработке специалистов, которые будут использовать интерфейс на практике, и проводите юзабилити-тестирования. Участие врачей и пациентов в процессе проектирования позволяет одновременно учесть все их специфичные требования, протестировать, насколько продукт полезен и комфортен для них, а также заранее избежать сопротивления внедрению технологий в работу.

Бояться нельзя использовать

Дизайн пользовательского интерфейса — это внешний вид, ощущение и представление продукта. Качественная UI/UX разработка призвана помочь пользователям систем и, в конечном счете, улучшить качество взаимодействия между пациентом и организацией здравоохранения. Однако некачественно выполненный дизайн может привести к реальным проблемам, поэтому необходим регулярный контроль качества и удобства приложений.

С этой целью, например, в США «Администрация по контролю за продуктами и лекарствами» (FDA) требует от разработчиков прохождения тестов на удобство использования медицинских устройств. ИТ-продукт, который потенциально может привести к ошибке в лечении пациента, не может быть одобрен. В 2016 году FDA завершила разработку «Руководства по человеческому фактору и технике юзабилити в медицинских устройствах» — он содержит подробные описания методов и способов тестирования дизайна пользовательского интерфейса. Остается наладить такой диалог между разработчиками и контрольными органами в других странах.

44
3 комментария

Люблю я статьи в разделе дизайн без единого изображения. Чувствуется минимализм.

5
Ответить

Ну так автор понимает что тут профи по дизайну будут читать статью.
Поэтому легко могут конвертировать текст в картинки ))

Ответить

В РФ сейчас на прием пациента даётся 15 минут по нормативке, то есть Врачу за 15 минут нужно и с пациентом пообщаться и внести всю необходимую информацию в МИС, соответственно одним из ключевым фактором работы в продукте становится скорость.

Ответить