Как создать закрытое сообщество по подписке с помощью чат-бота в телеграм

В наше агентство Townsend обратился основатель ассоциации «Объединение «Рестоград». Он планировал поменять формат сообщества и сделать сервис по подписке, в котором рестораторы смогут обсуждать и решать отраслевые вопросы.

Особенностью проекта было то, что попасть в клуб могли не все, а лишь участники, соответствующие определенным критериям. И только после подтверждения заявки, они получали ссылку на оплату, а затем вступали в сообщество.

В этом проекте нам впервые пришлось столкнуться с непредвиденными обстоятельствами при подключении рекуррентных платежей. Но обо всем по порядку.

Ольга Дерышева — Мессенджер-маркетолог агентства Townsend

Этот кейс будет интересен всем, кто уже запустил или только хочет создать сообщество по подписке, а также автоматизировать прием платежей и управление доступом к клубу и чатам.

Как мы создавали сценарий для чат-бота в телеграме

Клиент хотел получить полноценного помощника в телеграме в виде чат-бота — чтобы он не просто следил за поступлением оплаты, но и автоматизировал приём документов, как на вступление, так и на инициативы участников сообщества.

Поэтому перед нами стояли следующие задачи:

— продумать цепочку сообщений так, чтобы подписчики могли познакомиться с целью сообщества, его правилами, оценить преимущества и подать заявку на вступление, оплатить и затем активно участвовать в событиях сообщества;

— автоматизировать процесс прохождения верификации и сбор данных перед вступлением в сообщество;

— подключить платежную систему с рекуррентными платежами — мы использовали ЮKassa;

— отслеживать поступление оплаты и отправлять соответствующие напоминания о наступлении даты платежа, удачном продлении подписки или её отмене.

— дать пользователю возможность отменить подписку и удалять его при отсутствии оплаты;

— автоматизировать приём заявок на инициативы и голосование.

Так выглядела структура чат-бота, которую мы предварительно создали в сервисе Miro
Так выглядела структура чат-бота, которую мы предварительно создали в сервисе Miro

Мы разработали структуру чат-бота таким образом, чтобы подписчик мог получить полное представление о сообществе, и с помощью кнопки “Меню” перейти в интересующий его раздел о:

🔹 преимуществах;

🔹 правилах;

🔹 стоимости участия;

🔹 как подписаться;

🔹 или попасть в личный кабинет.

Кнопка “Меню” была создана внутри самого бота через BotFather. Благодаря этому подписчик мог вызвать меню в любой момент, а не только по кнопке, прикреплённой к сообщению. Достаточно было нажать на кнопку слэша, чтобы увидеть все разделы меню.

Так выглядит меню в мессенджере подписчика
Так выглядит меню в мессенджере подписчика

Прохождение верификации для вступления в сообщество

Чтобы попасть в закрытое сообщество, участникам нужно было верифицировать свою компанию в чат-боте. Только после прохождения данной процедуры, подписчик получал ссылку на оплату и мог вступить в клуб.

Как это было?

1. С помощью чат-бота в телеграме мы запрашивали данные о руководителе и организации;

Процесс верификации в мессенджере подписчика
Процесс верификации в мессенджере подписчика

2. Принимали сканы подтверждающих документов прямо в мессенджере и на почте клиента.

3. Собирали согласие на использование полученных данных.

4. Передавали всю информацию на почту клиента и в гугл-таблицу.

При положительной верификации на почту пользователя вручную высылалось письмо со ссылкой на чат-бот, в котором проходило оформление подписки.

  • Подписчик получал в телеграм договор-оферту и нажимал кнопку «Даю согласие».
  • Чат-бот высылал индивидуальную ссылку на оплату, по которой пользователь попадал в кабинет ЮKassa.

Если подписчик не оплачивал участие в клубе в течение часа, то получал напоминание, что его ссылка перестала действовать, но он может в любой момент получить новую и продолжить оформление подписки.

При успешной оплате для подписчика открывалась возможность попасть в личный кабинет, о котором расскажем чуть ниже.

Чат-бот, как помощник закрытого сообщества

После подписки на сообщество, пользователь попадал в новый бот. В нём также было меню, чтобы подписчик мог:

🔹 задать вопрос администратору сообщества;

🔹 изучить базу данных с полезным контентом и документацией;

🔹 создавать свои инициативы или голосовать за инициативы других участников сообщества.

Для тех, кто хотел проголосовать за инициативы других подписчиков, чат-бот отправлял специальную форму, которую нужно было заполнить. Далее пользователь мог отправить файл в чат-бот или на почту организатора сообщества. В обоих случаях информация об отправлении заявки передавалась в гугл таблицу и администратору на почту.

Особенности рекуррентных платежей в чат-ботах

В ходе работы с проектом мы создали чат-бот в Телеграме, который:

— принимал оплаты прямо в мессенджере без перехода на сторонние сервисы;

— ежемесячно контролировал поступление средств от подписчика;

— напоминал о необходимости внести платеж, если оплата не проходила;

— удалял из канала тех подписчиков, от которых не поступила оплата.

Но спустя месяц работы столкнулись с тем, что оплата за клуб не всегда проходила. Подписчиков исключали за неуплату, хотя они вовсе не намеревались отписываться.

В результате выяснили, что ЮKassa, с которой мы работали, может отменить платеж по 20 разным причинам! Например, истек срок действия карты, закончились деньги на карте или срок жизни сделки и т.д. И обо всем это пользователь мог даже не помнить.

Сейчас мы знаем причины каждого случая неудачной транзакции и можем отправить пользователю сообщение с конкретной инструкцией, что нужно сделать, чтобы его платеж прошел.

Что в итоге получил клиент с помощью чат-бота в телеграме?

Клиент получил чат-бот, с помощью которого удалось:

  • организовать закрытое сообщество с удобной навигацией и понятными шагами;
  • освободить колоссальное количество времени от сбора информации и приёма заявок;
  • подключить рекуррентные платежи и не упустить пользователей, у которых отвалилась оплата.

Мы выполнили все поставленные перед нами задачи и создали полностью автоматизированный инструмент, который будет вовлекать, продавать и предоставлять эксклюзивный контент.

Подписывайтесь на нас

Если вам было полезно, подписывайтесь на наш телеграм-канал: там мы делимся подробными кейсами, заметками, новостями и анонсами в сфере мессенджеров и чат-ботов.

Читайте другие наши статьи на VC

Будем рады вашим лайкам и вопросам по теме статьи 👇

77
7 комментариев

С Продамусом те же проблемы) а еще хитрые подписчики удаляют бота, который админит клуб и у них перестает списываться за подписку. А еще их бот не удаляет из клуба. Нам пришлось придумать систему защиты от хитрецов) У вас такого не было?

Ответить

Что придумали по итогу?

Ответить

Здравствуйте! Действительно, могут возникнуть ситуации, когда платеж неуспешен из-за окончания срока действия карты или же недостаточном балансе. Также, возможен отказ в оплате со стороны банка-эмитента. Если не получается выяснить причину, вы всегда можете обратиться к нашим техническим специалистам по почте b2b_support@yoomoney.ru, в чате ЛК или же по телефону. Специалисты оперативно все проверят и расскажут вам о причинах.

Ответить

Спасибо, полезно)
Только вот заголовок не соответствует содержанию статьи: не "как создать", а "как автоматизировать работу" скорее)

Ответить

Добрый, почему выбрали ЮМани? Рассматривали какие-то еще платежные агрегаторы? Благодарю заранее.

Ответить

Здравствуйте! Честно говоря, деталей выбора уже не помним. Возможно, это было удобно клиенту. Нам не принципиально какую платежную систему подключать, лишь бы она предоставляла все возможности. У ЮКассы удобная система рекурретных платежей в этом смысле.

Ответить