ПВЗ Ozon и пустота

ПВЗ для Ozona — это вены и кровь. Чем их больше, тем успешнее бизнес. Селлеры и клиенты, несомненно, тоже важны — как пища и воздух, но сейчас хочу затронуть именно пункты выдачи. В последнее время намечается интересная тенденция. Я даже не про недавний комиссионный сбор, хотя это отдельная тема для разговора. За ПВЗ всегда был очень жёсткий контроль: постоянные проверки — и личные, и при помощи тайного покупателя, а в период ковида обязательные маски, анестетики и санитарная обработка несколько раз в день. Любая ошибка наказывается штрафами, в любой момент могут запросить видео с камер наблюдения. То есть большой брат всегда следит. Но ПВЗ научились работать в этом режиме (особенно старые), и работать неплохо, причём считали себя частью компании, как бы громко это ни звучало. Теперь же ситуация изменилась не в лучшую сторону.

Немного личного. Несколько лет я работаю на ПВЗ и наблюдаю за работой Ozonа из первого ряда. Сам являюсь давним клиентом, общаюсь с селлерами, знаю про их проблемы тоже. Наверное, кто-то заметил, что я часто на VC даю советы пострадавшим (по мере сил), переживаю, заодно не забываю попинывать Ozon? Но не для того, чтобы потопить, а в надежде, что он изменится к лучшему, ибо благополучие компании — и моё благополучие тоже! Такой вот шкурный интерес. Меня заботят хорошие и продуктивные отношения в квадрате — Ozon, селлер, ПВЗ, клиент. Сами знаете, что существуют проблемы почти на каждой из возможных линий соприкосновения, и мне хотелось бы, чтобы их стало как можно меньше.

Речь пойдёт про так называемую "поддержку" и немножко про ювелирные изделия, которые стали последней каплей, что и вынудило меня написать эту статью. В последнее время ювелирка превратилась в настоящую головную боль для ПВЗ (не считая другой боли, связанной с одеждой, обувью, картами, поздней доставкой, разбитыми или разлитыми заказами и т.д. и т.п.). Если нам привозят заказы поздно вечером, перед самым закрытием, мы обязаны всё принять, и неважно, сколько времени это займёт. Никого не волнует, что мы и так работаем по 12 часов без перерыва на обед. Про одежду я много раз писал в комментариях — особенно если она не оплачена, а клиент не бережёт. Может спокойно и безнаказанно порвать или уронить на пол (который мы стараемся мыть, но в час пик это не всегда получается), потом читаю здесь жалобы селлеров на то, что им вернулся заказ в непотребном виде.

Выдача ювелирных изделий — отдельный лютый квест, а любая ошибка при этом фатальна — ПВЗ теперь вынуждены за свой счёт оплачивать заказы клиента. Раньше ювелирка выдавалась так же, как и любой другой заказ. Потом сделали так, что при проверке заказа клиентом (и только при ней!), нужно было сравнить содержимое заказа с фотографиями и проверить наличие и целостность пломб (я считаю, самый разумный вариант). А теперь (про это даже не предупредили!) следует ещё и отсканировать QR-код с пломбы на изделии. Причём сделать это надо в любом случае, даже если клиент не собирается ничего проверять, а просто хочет поскорее уйти. И не дай бог, если он уйдёт с заказом, пиши пропало. Вы не смогли отсканировать код с изделия, значит, не сможете выдать заказ. А раз не сможете, а заказа уже нет на ПВЗ, то его оплата ляжет на вашу и без того небольшую зарплату. Поддержка заботливо сообщит, что ничего поделать с этим не может, будет выставлена претензия пунку (читай: оплатите сами), а учитывая стоимость таких изделий... Дело идёт к тому, что пункты вообще не захотят связываться с данным товаром, им проще аннулировать такие заказы, чем выдавать. Но Ozon и в этом случае будет в плюсе — за счёт штрафов и претензий.

ПВЗ Ozon и пустота

О, "претензия" вообще стало любимым словом для поддержки. На любой запрос о помощи, только и слышно: "У нас нет возможности помочь, вам будет выставлена претензия!" В чём смысл поддержки, если её нет? А ведь раньше было по-другому, реально помогали. Забыл выдать заказ или случайно закрыл страничку (или браузер упал), конечно, поможем. Вместо выдачи нажал на аннуляцию? Поможем, всякое бывает. На складе налепили два штрихкода, а отсканировали неправильный? Вот это всегда был гемор. Вопрос никогда быстро не решался, растягиваясь на целый год, причём в этом даже нет ошибки сотрудника ПВЗ — накосячил склад или селлер, а расхлёбывать нам. Кое-что со временем подтянули, например, закрытие страницы теперь не приводит к невозможности выдачи. Из плохого — убрали контакты клиентов. Если раньше при каком-либо вопросе я мог позвонить клиенту напрямую и быстро решить проблему, то теперь этой возможности мы лишены. Называется забота о персональных данных, клиентам и нам приходиться обращаться в поддержку, а там... ну вы сами знаете.

Вообще, получается так, что ПВЗ — последнее звено в пищевой цепи, мы вынуждены, кроме своих ошибок, заниматься чужими. Это не считая того, что клиенты в первую очередь высказывают нам по поводу качества товаров и сроков доставки, а также просят совета и помощи по самым разным вопросам, хотя этим должна заниматься поддержка (которой нет). То есть мы стоим на передовой, а Ozon этого будто не хочет замечать. Его всё устраивает. Но если раньше была хоть какая-то отдалённая сопричастность, то теперь вообще ничего. Мы остались одни.

Пустота.

44
5 комментариев

озон это не про заработок для продавца
это про заработок для компании
точка

так работает везде. ебей амазон етси везде один путь

Ответить

Так автор и не продавец)

1
Ответить

Здравствуйте! Хотим дать обратную связь.

Сразу скажем спасибо за взгляд со стороны владельцев ПВЗ — и мы считаем, что агенты так же важны для экосистемы Ozon, как и продавцы, и покупатели.

Ни в коем случае не вынуждаем работать без остановки. Если товары привезли совсем поздно, к моменту закрытия пункта — смело отказывайте в приёмке, отдых никто не отменял. Или, если всё-таки решили принимать за час до закрытия, но в процессе выяснилось, что объем слишком большой — переносите оставшуюся работу на утро. То же и с перерывами: избегать их не стоит, об этом пишем в правилах пункта, заботясь о вашем состоянии.

Некоторые покупатели и правда могут уронить одежду на пол, впопыхах надевая её в примерочной, но ведь это житейская история, которая может случиться с каждым. Не хотели бы карать штрафами за такие случайности, к тому же, воспитанные люди постараются исправить оплошность и очистить вещь.

С ювелирными изделиями вашу боль особенно разделяем: категория сложна сама по себе и требует тщательного подхода, который мы постоянно пытаемся упростить, но пока не находим способов. Наша дотошность тут оправдывается тем, что хотим удостовериться в подлинности каждого изделия, которое попадает в руки клиентов. Ведь новости тут нет, раньше так и действовали — например, в посте s.ozon.ru/6VAoYJV предупреждали, что правило реанимируем.

Кстати, и мы любим вспоминать былые деньки, когда все вопросы решались по звонку. Но времена изменились, а защита персональных данных стала важным процессом любого сотрудничества. Понимаем, что набрать покупателю, который забыл часть товаров, просто удобно, поэтому следите за новостями — скорее всего, скоро дадим возможность агентам связываться с клиентами при помощи изменённых номеров.

Ну и напоследок хотим заступиться за службу поддержки. Специалисты для клиентов, продавцов и агентов разные, поэтому в профильных вопросах разбираются. Например, раньше было много почт, куда агенты задавали вопросы, но эта разобщённость создавала хаос и путаницу. Теперь коллеги объединены в единой службе поддержки для владельцев ПВЗ, где успешно помогают, — просто нагрузка большая, поэтому иногда и сроки решений затягиваются.

А ещё есть такой момент — часто сотрудники пунктов задают простые вопросы, не заглянув в базу знаний, что увеличивает нагрузку и время ответа. В любом случае, на месте не стоим и всё время ищем способы улучшать нашу с вами коммуникацию, — уверены, что в будущем будет ещё легче

Ответить

Доброго времени суток!

Раз уж вы заступились за службу поддержки, я хотела бы поделиться своим опытом взаимодействия с поддержкой Озона как владельца пункта выдачи. К сожалению, мне пришлось столкнуться с ситуацией, где не было ни реальной поддержки, ни готовности вникнуть в проблему.

10 мая я обратилась к бренд-менеджеру с вопросом по ребрендингу моего пункта. Нужно было заменить картонное 3D-панно Balloon на обои с аналогичным рисунком. Операторы из чата техподдержки и чата "Проверка пункта" направили меня к бренд-менеджеру, поскольку сами не могли ответить на мой вопрос. Семь дней (до 17 мая) я пыталась узнать статус своего запроса через чат поддержки, но мне каждый раз говорили просто ждать ответа.

И вот ситуация: я ежедневно мониторю чат поддержки с бренд-менеджером в надежде на ответ, и пропускаю В ДРУГОМ РАЗДЕЛЕ "Проверка пункта" дату предоставления материалов ПО МОЕМУ ВОПРОСУ, ОТВЕТ НА КОТОРЫЙ Я ЖДУ ОТ БРЕНД-МЕНЕДЖЕРА, К КОТОРОМУ МЕНЯ ОТПРАВИЛИ И КОТОРЫЙ МНЕ НЕ ОТВЕЧАЕТ. Это обычный человеческий фактор, который мог бы быть учтен, ведь я ожидала ответа от бренд-менеджера, к которому меня отправили сами операторы из "проверки пункта".

Как только я получила ответ от бренд-менеджера, я сразу приступила к выполнению требований: заказала обои, дождалась их доставки и выполнила все работы. Но, к сожалению, из-за пропущенного срока проверки на мой пункт был наложен штраф в размере 30 000 рублей.

Когда я попыталась разобраться в ситуации через чат поддержки и раздел "Претензии", ответы оставались одинаково шаблонными и без конкретных решений. В надежде на реальную помощь я обратилась к территориальному менеджеру. Важная обязанность территориального менеджера — помогать пунктам выдачи, разбираться в их проблемах и быть их представителем перед компанией. Я надеялась, что он сможет разобраться в ситуации и предложить решение, хоть как-то помочь. Но вместо того, чтобы вникнуть в суть проблемы и предложить помощь, он просто скопировал текст операторов-ботов, который я уже видела несколько раз, после чего перестал отвечать вообще. Стало очевидно, что территориальному менеджеру просто неинтересно разбираться в проблемах подконтрольных ему пунктов.

Ситуация с тер. менеджером стала последней каплей и вызвала бурю отрицательных эмоций, в конечном итоге я подала жалобу на бездействие территориального менеджера, подробно описав всю ситуацию уже не по штрафу даже, а по работе с менеджером. Я надеялась, что хоть здесь кто-то внимательно рассмотрит ситуацию и проведет со мной ДИАЛОГ, задаст вопросы и хотя бы сымитирует желание прояснить детали в надежде помочь, а не ответит как бот шаблонным сообщением. Но мне пришел ответ:

"Добрый вечер, коллеги. Действительно, бренд-менеджер должен был до конца разобраться в вопросе. К сожалению, в этой ситуации уже ничего не сделать. Пожалуйста, будьте внимательны на каждом этапе работы ПВЗ, я уверена, у вас всё получится. Хорошего вам вечера 🌸".

Этот ответ показал, что мое обращение в очередной раз (я уже сбилась со счета в какой) было проигнорировано и вообще вряд ли прочитано. Я писала о проблеме с территориальным менеджером, а мне ответили про бренд-менеджера. В конце добавили цветочек, как будто это должно меня утешить.

Мой случай — это пример того, как поддержка Озона на разных уровнях не готова разбирать сложные и индивидуальные случаи, предпочитая отмахиваться общими фразами, а владельцы пунктов выдачи вынуждены справляться с проблемами самостоятельно, не рассчитывая на помощь компании.

1
Ответить