Как дизайнеру общаться с клиентом и не сойти с ума: пять добрых советов начинающему

Часто заказчик ждёт от дизайнера чуда — что тот телепатически считает нужный образ из головы директора, да что только директора — сразу уж всей целевой аудитории. И создаст убойный логотип/брендбук/буклет. Почему-то так не работает. В статье рассказываю, что дизайнер может сделать, чтобы приблизиться к недостижимому идеалу в работе с заказчиком.

Как дизайнеру общаться с клиентом и не сойти с ума: пять добрых советов начинающему

Всем привет. Меня зовут Ольга Андреева, я художник и дипломированный дизайнер. А ещё я предприниматель, директор брендингового агентства «Андва». Мы работаем с малым и большим бизнесом по всей России и за рубежом, создаём креативную рекламу и даже выиграли WOW Awards в 2023 году.

Чтобы сделать клиенту хорошо и не оказаться при этом в психиатрической лечебнице, дизайнеру важно выполнить два основных действия: правильно взять задачу и быстро сдать задачу. Тогда он — крутой специалист.

Если вы — хороший специалист и делаете очень круто, то у вас будет работы больше, чем вы сможете выполнить. Так люди из фрилансеров вырастают в руководителей студий и агентств.

Быть крутым специалистом — это единственный способ хорошо зарабатывать, быть востребованным, не тратить лишние деньги на рекламу, чтобы собирать заказы.

В статье расскажем, как начинающему дизайнеру правильно взять задачу на разработку логотипа и потом сдать результат. Читайте статью и смотрите видео.

Как узнать, чего хочет клиент?

Сразу сдадим карты: задавайте вопросы! Если вы не поймёте, чего от вас ждут — вы ничего не сможете сделать. Клиенты все разные, у них разные вкусы. А в голову к клиенту не залезешь. Поэтому спрашиваем.

Получить ответы на вопросы — ещё не значит понять. Заказчики не похожи один на другого, у них разный бэкграунд. В начале сотрудничества клиент сам может не понимать, чего он хочет. И мы этого не знаем. Даже если вам скажут: «Нам нужен вкусный, современный, стильный логотип!» — вы представите себе один стиль, а клиент представлял совершенно другое. Чтобы узнать, что имел в виду ваш собеседник, задавайте вопросы. И дополнительные вопросы к вопросам.

Как дизайнеру общаться с клиентом и не сойти с ума: пять добрых советов начинающему

Как не надо: три вопроса от начинающих дизайнеров

Менеджер «Андва» Марина Каракулина о брифинге:

Общение — очень интересная часть работы с клиентом. Вы узнаёте, кто он, каким бизнесом занимается. Чаще всего клиент любит то, что делает, и с увлечением поделится тем, что у него уникальный товар, у которого нет аналогов. Ты смотришь в эти горящие глаза и проникаешься его уверенностью.А потом начинается рабочий процесс: где-то скучный и рутинный, а где-то с правками и напряжёнными моментами в общении. Но процесс всё равно интересный и захватывающий.

Обычно клиент приходит с типовой задачей: «Мне нужен фирменный стиль. Сколько стоит?»

И вот первый совет начинающему — да, пожалуй, и опытному — дизайнеру. Не задавайте клиенту «дизайнерских» вопросов.

Как дизайнеру общаться с клиентом и не сойти с ума: пять добрых советов начинающему

В лучшем случае вы получите референсы — образцы логотипов и фирменных стилей, которые нравятся клиенту. В худшем вас попросят не взрывать мозг и выберут другого исполнителя. Для того приглашают дизайнера и платят ему, чтобы он вник в суть бизнеса клиента, «извлёк смыслы» и выразил их визуально.

Да, у клиента могут быть определённые пожелания — и их следует если не применить напрямую, то, как минимум, принять во внимание. Желание использовать те или иные визуальные решения многое говорит о клиенте и о том, каким он видит своё дело.

Вы же можете согласиться или не согласиться с видением заказчика — но тогда готовьтесь аргументировано доказывать свою правоту.

Как надо: начните с собственной мотивации

Принимаясь за дело, любой человек преследует какие-то цели. Дизайнеры, при всей своей непохожести на недизайнеров — тоже люди, и цели им не чужды. Начинающий дизайнер, а часто и опытный, могут ставить перед собой одну или несколько задач, принимаясь за проект.

Как дизайнеру общаться с клиентом и не сойти с ума: пять добрых советов начинающему

Для того, чтобы разобраться в своей мотивации поглубже, можно применить одну технику. Какую? В статье открывать этот секрет мы не будем, смотрите видео.

Если вы разберётесь со своими желаниями, вам будет гораздо проще понять клиента. А главное — разобраться с бизнесом заказчика.

Узнаём задачи по развитию и бизнес клиента

Логотип создаётся не на пустом месте. Он, как на фундаменте, строится на том, какие ценности исповедует клиент, какие цели преследует, какую миссию осуществляет — или, простыми словами, ради чего он вообще работает.

Возможно, у заказчика есть брендбук, корпоративная политика или любой другой документ, в котором эти вещи сформулированы. Но, скорее всего, поначалу вам предстоит работать с довольно молодыми бизнесами с ещё непрописанными целями, ценностями и миссией. И выяснить это — ваша задача.

Постановка задачи

Обычно составляют бриф — документ, описывающий задачу, а также саму компанию и вообще всё, что дизайнеру следует принять во внимание при работе над логотипом или фирменным стилем. Как правильно заполнить бриф на создание брендбука или гайдлайна, если вы заказчик — в этой статье есть много правильных вопросов.

Возможно, бриф станет основой брендбука — главного маркетингового документа компании. О том, что это такое, мы писали статью Логобук, гайдлайн и брендбук: чем отличаются и что выбрать для бизнеса.

Шесть базовых вещей брифа

Начать стоит с базы. И вот второй совет: выясните шесть основных вещей.

  • Компания: размер, история, как давно на рынке. А ещё стоит самостоятельно просмотреть рекламные материалы и соцсети, если они есть.
  • Продукт: ценовой сегмент, сервис, отличия от конкурентов.
  • Целевая аудитория: типы потребителей, их боли, мотивы и барьеры.
  • Конкуренты: прямые/непрямые, сила, слабость, чем вы лучше.
  • УТП — уникальные торговые предложения: преимущества компании или продукта.
  • Впечатление: характер бренда, табу на использование определённых элементов дизайна (сюжетов, понятий), референсы.
Как дизайнеру общаться с клиентом и не сойти с ума: пять добрых советов начинающему

Важные моменты задачи

В брифе обязательно нужно предусмотреть сроки оказания услуг и порядок их приёмки, а также порядок расторжения договора — эти вещи потом нужно перенести и в договор с клиентом.

Третий совет начинающему дизайнеру: ставьте реальные сроки. Оставьте зазор для непредвиденных задержек, от которых никто не застрахован. Но и не растягивайте без нужды: раньше закончил один проект — раньше начнёшь следующий. Если дело касается только логотипа, оставляйте 1-2 дня на форс-мажор. Не стесняйтесь повышать ценник на срочные заказы — скорее всего, вам придётся отодвинуть дедлайн по какому-то другому вашему проекту, а это будет вам стоить определённых усилий.

Как дизайнеру общаться с клиентом и не сойти с ума: пять добрых советов начинающему

Порядок приёмки услуг подразумевает работу с лицом или лицами, принимающими решения — ЛПР. Если ЛПР слишком много, вы никогда не сдадите работу, ибо каждый будет требовать от вас разного. Оптимально, когда ЛПР не больше трёх и они действуют коллегиально — вы общаетесь одновременно со всеми тремя.

Ольга Андреева, директор «Андва» о ЛПР:

Если 15 человек, это не сдать точно. Если 8 — тоже. Если один есть, кто за всеми подытожит, завершит и выдаст мнение, тогда можно работать. Когда много людей, понимайте, что вы работы будете делать в 4-5 раз больше. Соответственно, нельзя работать за маленькие деньги.

Четвёртый совет: сразу зафиксируйте, за кем остаётся последнее слово в ситуациях, когда ЛПР не могут прийти к единому мнению — это очень важно.

Как дизайнеру общаться с клиентом и не сойти с ума: пять добрых советов начинающему

Первая встреча. На что обратить внимание

Вербальная постановка задачи и референсы — это хорошо. Но бывает такое, что ЛПР — не представитель ЦА. Тогда ему будет довольно сложно сдать работу.

Расшифруем. Допустим, директор сети магазинов детских товаров — человек возрастной, властный, организованный, ничего общего с ЦА — молодыми родителями — не имеющий. Его дети давно выросли, заботиться ему сейчас ни о ком не нужно. Но принимать работу будет он.

Поэтому при переговорах — личных или онлайн — обращайте внимание на невербальное.

О человеке, о его характере много говорят:

  • обстановка;
  • одежда;
  • поза и жесты;
  • мимика и речь.

Фиксируйте эти вещи, они помогут вам при работе и сдаче проекта. Это пятый совет начинающему (да, пожалуй, и опытному) дизайнеру. Вы не сдадите такому клиенту «разбросанный» логотип, на 100% попадающий в целевую аудиторию. Выбирайте более строгие решения, находите баланс между портретами ЦА и ЛПР.

Как дизайнеру общаться с клиентом и не сойти с ума: пять добрых советов начинающему

Важна позиция в переговорах. Постарайтесь приблизиться к идеалу: диалогу сотрудничающих партнёров. И держаться подальше от дутой экспертности.

Кейсы

Для иллюстрации сказанного выше, приведём пример. «Будем знакомы» — это инклюзивный образовательный проект.

Вот что мы зафиксировали на брифе.

Как дизайнеру общаться с клиентом и не сойти с ума: пять добрых советов начинающему

Расскажем подробнее.

Механика проекта: на специальный урок в обычную школу приходит взрослый человек из «Будем знакомы» и приводит с собой ребёнка-инвалида.

Дети вместе играют, приятно проводят время. У здоровых детей складывается правильное отношение к ребёнку-инвалиду: без жалости, с таким же уважением, как и к другим ученикам. Детям-инвалидам так значительно проще жить.

Мы сделали несколько вариантов.

Как дизайнеру общаться с клиентом и не сойти с ума: пять добрых советов начинающему

Итоговый вариант получился таким

Как дизайнеру общаться с клиентом и не сойти с ума: пять добрых советов начинающему
Как дизайнеру общаться с клиентом и не сойти с ума: пять добрых советов начинающему
Как дизайнеру общаться с клиентом и не сойти с ума: пять добрых советов начинающему

Поначалу заказчика смущал символ сердца. Мы сделали варианты без него. Оказалось, что сердце не только смущало, но и являлось главным элементом в логотипе. В итоге вернулись к нему, и получилось здорово.

Есть ещё два ярких примера — ЖК «Немецкий дом» и ЖК «Тринити».

Почему возникают сложности при сдаче проекта

Причин может быть несколько. Перечислим самые распространённые.

Не попали во вкус клиента

Клиент — не дизайнер. Он не отслеживает современные тренды, ему нравится логотип Hermes, отрисованный 150 лет назад, который сам торговый дом давно бы поменял, но боится потерять своих клиентов — людей консервативных, придерживающихся традиций.

И тут приходите вы с модным трендовым креативом, пастельными тонами и логотипом без текстового дескриптора — даже близко не Hermes.

Как дизайнеру общаться с клиентом и не сойти с ума: пять добрых советов начинающему

Сам клиент — не ЦА

Пример из жизни. Заказчик живёт за границей и продаёт там элитную недвижимость. Одновременно владеет российской компанией-застройщиком, которая возводит дом категории «эконом» на окраине Ижевска.

ЦА этого дома не избалована пафосом и сервисом, её главная мотивация — улучшить качество жизни за сравнительно скромные деньги. И к ним не стоит подходить с лидерскими, кричащими о статусе решениями — нужно что-то демократичное, совсем простое и даже свойское.

Как дизайнеру общаться с клиентом и не сойти с ума: пять добрых советов начинающему

Вы не поняли суть компании

Очень популярное возражение. Выдвигается, хотя даже сам заказчик не может человеческими словами сформулировать эту суть. Чтобы эту суть из заказчика вынуть, требуется объёмное исследование ценностей собственника и топ-менеджмента компании, позиции на рынке — и за это вам не заплатили.

Забежим чуть вперёд. Окей, дизайнер не понял. Тогда задача заказчика — сформулировать так, чтобы это было понятно и дизайнеру и их конечному потребителю. А задача дизайнера — погрузиться в это всё, углубиться и задать уточняющие вопросы.

Ольга Андреева, директор «Андва», о переговорах по сути компании:

Я прошу: сформулируйте, пожалуйста, суть вашей компании. И тут начинается: ну, мы надёжные, мы ответственные… Постойте, но так скажет о себе большинство компаний! Никто не скажет: мы ненадёжные, нам нельзя доверять, мы срываем сроки, делаем дорого, долго и плохо.Чтобы вы поняли суть компании, маркетолог или руководитель должен передать эту суть. Не поняли, плохо передали — попробуйте её взять. Получится — классно. Не получится — может быть, дальше не стоит продолжать.

Что делать?

Если клиенту ни один из вариантов креатива не зашёл, нужно вернуться к переговорам — провести дебрифинг. Как правило, у заказчика уже формируется видение тех вопросов, на которые он раньше не обращал внимания.

На встрече стоит проявить разумную — это важно — экспертность. Сделать анализ аналогов, показать, как делают конкуренты. Посоветовать как лучше сделать, а как — не делать. Если вы — начинающий дизайнер-фрилансер, можно с этим и повременить.

Всё это — ради поиска оптимального решения. Старайтесь, пробуйте — на какой-то итерации всё получится.

Приглашаем на курс

Эти пять добрых советов, несомненно, полезны любому дизайнеру. Мы ими поделились бесплатно. Кратно больше пользы уже за деньги мы даём на Дизкурсиве — курсе для тех, кто только начинает свой путь в дизайне или пока что просто лежит в сторону этой профессии. В программе: лекции от практиков, практическая работа над проектом заказчика, обратная связь от сеньоров, артдиректора и директора Андва. На выходе: хард и софтскиллы, реальный проект в портфолио и бесценный опыт, наработанный самостоятельно и усвоенный от доброжелательной команды.

Большая просьба к читателям. Если вы — не дизайнер, но у вас есть знакомый начинающий, дайте ему ссылку на эту статью, пожалуйста. Может быть, он вам будет за это благодарен.

1616
26 комментариев

Ого! Ничего себе труд вы сделали. Даже недизайнеру стало интересно )

3

Спасибо )

1

Если клиент совсем невминько, то можно от него отказаться)

3

Новое слово для меня — невминько))

Это как с женой:
— Что тебе приготовить?
— Еду

2

Жиза )))

Моя жена просит: купи что-нибудь вкусненького. И каждый день это "вкусненькое" у неё разное ;)

3

Не нашел совет, чтобы нормально общаться с клиентами, надо бухать по вечерам

2