Как дизайнерам работать с обратной связью

Обратная связь – один из важных инструментов, который помогает нам работать над ошибками, делать нашу работу и самих себя лучше. Другие люди могут подсказать идеи, которые никогда бы не пришли нам в голову.

illustration by Ouch.pics https://icons8.com
illustration by Ouch.pics https://icons8.com

Однако зачастую критика становится безосновательной и неуместной, принимая деструктивный характер, что может демотивировать автора. Понимание того, как воспринимать обратную связь и работать с ней является частью работы дизайнера.

Как выглядит плохая обратная связь

У деструктивной критики большое количество проявлений, но во всех формах ее мотив один – самоутверждение автора. Любая ее форма несёт в себе утверждение критикующего о том, что его позиция более правильная. Увы, большая часть комментариев про дизайн в интернете попадают именно в эту категорию.

Подобную критику нужно смело игнорировать, не поддаваясь на соблазн вступить в дискуссию. Кроме того, плохая обратная связь:

  • Субъективна — “Мне не нравятся эти градиенты на фоне”. Субъективная оценка должна оставаться вне дискуссии. Ее обсуждение не имеет смысла и дизайнер не обязан ничего с этим делать.

  • Фокусируется на решении, а не проблеме — “Используй постраничную навигацию вместо Load More”. Прежде чем обсуждать само решение, стоит разобраться с теми проблемами, которые оно решает, и другими вводными данными.

  • Содержит переход на личности — “Очень плохо. И тебе такое нравится?”. Использовать такие формулировки токсично и непрофессионально.

Отличный способ избежать подобного рода комментарии – это начать презентацию проекта или макетов с обсуждения задач и проблем, которые стояли перед вами. Не спрашивайте о том, нравится или не нравится работа, задавайте вопросы о конкретных ее аспектах.

Когда вы имеете дело со сложными системами, помните, что никто не может знать заранее, насколько то или иное решение будет хорошо работать. Опытные дизайнеры могут попытаться предвидеть развитие событий, но только метрики и реальное использование будут являться истиной.

Немного про редизайн

Для всех обновлений дизайна есть привычная волна недовольств как от профессионалов, так и обычных пользователей. Все как один заявляют, что новая версия хуже и требуют откатить изменения.

Основная причина подобного поведения заключается в том, что пользователям придется разбираться и учится пользоваться продуктом заново. Никто не хочет тратить на это время и чувствовать себя глупым. Негативная реакция на обновления ожидаема и мало что значит сама по себе, однако порождает массу критических отзывов.

Сентимент отзывов на Instagram в App Store после обновления логотипа и приложения Appbot
Сентимент отзывов на Instagram в App Store после обновления логотипа и приложения Appbot

Средний рейтинг Instagram в App Store обвалился с 3,1 до 2,4 через неделю после их редизайна и смены логотипа, а отзывы были полны негатива по отношению к UX, иконкам и "скучному интерфейсу". Помните старое приложение? Оно выглядело вот так.

Как запрашивать обратную связь

Важное условие получения полезной обратной связи – создание среды, в которой люди могут свободно и безбоязненно выражать собственные мысли. Кроме того, осмысленная критика дизайна требует времени на создание, поэтому особенно важно донести ее ценность.

Лучшие разработки и идеи рождаются в сотрудничестве специалистов из разных областей. Благодаря конструктивной критике вы можете услышать совершенно разные точки зрения о вашем проекте и увидеть недостатки, на которые прежде не обращали внимания.

Обозначьте задачу, которую вы решаете

Очень важно начать с определения задач, для чего вы обращаетесь за обратной связью. Хотите понять, подходит ли концепция? Или проверить каждую мелочь перед релизом? Дизайнер должен руководить процессом: определить цели, проблемы и потенциальные решения, а также рассказать об этом другим.

Больше слушайте и меньше говорите

Постарайтесь говорить как можно меньше, используйте время для критики. Дизайнеры часто начинают защищать работу, сходу добавляя новую информацию. Лучше записать полученные комментарии и позднее задать уточняющие вопросы.

Задавайте уточняющие вопросы

Так вы даете себе возможность лучше понять точку зрения или вопрос критикующего. Не стоит бояться глупых вопросов и конструкций вида "правильно ли я тебя понял, что...". Если вы неверно интерпретируете слова другого специалиста, его обратная связь может даже навредить проекту.

Предоставьте достаточно времени

Мышление требует времени. Дайте достаточно времени человеку, который будет давать вам обратную связь, чтобы у него была возможность погрузиться в контекст работы и подумать. В идеале, передайте макеты и информацию по ним заранее перед обсуждением.

Будьте вежливы

Критика – это подарок. Осмысленные критические комментарии требуют времени на создание. Будьте благодарны за то, что кто-то обнаружил недостатки в вашей работе.

Подготовьте примеры и альтернативы

Если у вас есть сомнения, касаемо какого-то решения и разные идеи – лучше отрисовать каждое из них и наглядно показать, чем обсуждать "на пальцах". Наше воображение работает далеко не так хорошо, как нам порой кажется. А обсуждая альтернативные решения постарайтесь сузить выбор до минимума. Гораздо проще проще выбрать из двух цветовых схем, чем рассуждать, какой цвет подошел бы лучше.

illustration by Ouch.pics https://icons8.com
illustration by Ouch.pics https://icons8.com

Design Critique

В зрелых компаниях существует специальные сессии, посвященные сбору обратной связи по проекту, которые называются Design Critique.

В отличие от мозгового штурма, где цель состоит в том, чтобы предложить новые идеи, подобные встречи сосредоточены на сборе фидбека по уже созданным решениям. Вместо того, чтобы надеяться на неформальные дискуссии, Design Critique позволяют систематизировать процесс и продуктивно провести время.

На встрече существует четкое разделение ролей: презентующий, ведущий и слушатели. Презентующий рассказывает о проекте, какие задачи решались, на каком аспекте работы хочется сфокусироваться и задает вопросы (если они есть). Задача ведущего следить за ходом дискуссии и общим понимание процесса, а также записывать комментарии.

Наиболее важным аспектом роли ведущего является удержание каждого в пределах своих ролей. Это означает, что аудитория должна в первую очередь задавать вопросы, в то время как презентующий должен четко обозначить свою проблему или возникшие сложности.

Задача слушающих заключается в том, чтобы понять контекст проблемы и решения, а также задавать вопросы. Именно правильно заданные вопросы являются самым важным на critique сессиях. Например, постановка вопроса о первоначальной проблеме может помочь расставить приоритеты докладчику и команде, а подробные уточнения повлечь за собой свежие дизайнерские решения и идеи.

О подобных сессиях пишут Google Ventures, Intercom, Atlassian и другие компании.

Что дальше?

Следующий шаг после сбора обратной связи – обработать все записи, идеи и предложения. Дайте себе некоторое время, чтобы подумать над тем, что обсуждалось, не торопитесь вносить изменения в проект.

Начинающие дизайнеры часто воспринимают каждый комментарий коллег (особенно старших) как руководство к действию, не обдумывая их должным образом. Дизайн – это извечный поиск баланса между эстетикой и функцией, решением задач бизнеса и пользователя. Не существует единственно верных решений и все совершают ошибки. Не зацикливайтесь на деталях и не привязывайтесь к конкретному решению.

Конструктивная обратная связь поможет вам в конечном итоге увидеть недостатки в вашей работе и сделает вас профессионалом.

55
5 комментариев

забавная статья. мне кажется, дизайнер после абзаца "субъективная обратная связь" просто закроет статью и все.

Практика показывает, что чаще всего обратная связь – это именно стремление "показать, кто тут главный". Потому на обращения с просьбой "вот тут шрифт пожирнее сделать" обрабатываются методом "спроси N окружающих" и уже с помощью такой "демократической" статистики принимай решения, пользоваться-то многим, а не только платящему хозяину проекта. Напишите статью, пожалуйста, о способах обработки таких возражений. У Стива Бланка в "Стартапе" есть парочка, хотелось бы еще согревающих душу идей о том, как это делать правильно.

Спасибо за комментарий! Промахнулся и ответил ниже.

Услышав просьбу “вот тут шрифт пожирнее сделать” от заказчика, стоит выяснить чего он на самом деле хочет. Возможно, его беспокоит что важная информация может быть не замечена пользователем, а может – что текст плохо читается. В общем – разобраться какую проблему он шрифтом пожирнее предполагает решить, а уже после этого обсуждать решения.

На эту тему есть хорошая заметка у Кости Горского: t.me/desprod/410

Вообще, сайт полезный