JTBD для чайников и микроволновок. Введение

Jobs to be done — шикарнейший фреймворк для работы с продуктом, но статьи о нем, как всегда, какое-то говно на водной основе, поэтому решил написать свою версию. С блэкджеком и мемами само собой.

JTBD для чайников и микроволновок. Введение

Сразу оговорюсь, что JTBD хоть и простой, но объемный инструмент, который затрагивает все этапы улучшения/создания продукта, поэтому, уместить все в одну статью будет проблематично. Так что начнем с вводной инфы о том, что это вообще за зверь такой, а дальше будем двигаться в сторону принципов, инструментов и практического использования.

Для меня JTBD стал билетом в мир продуктового подхода и очень сильно повлиял на мое восприятие продуктов, рынков, метрик и пользователей. Этим я и хочу с вами поделиться, надеюсь, у меня получится.

Я не хочу углубляться в исторический контекст зарождения методологии, так как не вижу в этом особого смысла. Ключевая идея фреймворка в том, что пользователь «нанимает» продукт на «работу». Именно эта «работа» или «задача» пользователя играет ключевую роль в построении стратегии. Каноничный пример использования методологии — давняя история с молочными коктейлями во всем известной Вкусно-и-точке. Можете прочесть на досуге, если еще не видели.

<i>Спойлер</i>
Спойлер

Прелесть JTBD в том, что методология предоставляет инструменты и принципы работы, как в создании продукта с нуля, так и в развитии уже имеющегося решения. Так что мы затронем все этапы работы, начиная с формирования стратегии и поиска своего места на рынке, заканчивая процессом постоянных доработок и улучшений.

Начнем с теории

Jobs to be done дословно переводится как «работа для выполнения». Вокруг этой «работы» и строится методология, а цель продукта — помочь пользователю выполнить эту самую «работу». При этом сам продукт значения не имеет.

Представьте, что вы играете в Марио и, в попытке пройти очередной уровень, натыкаетесь на «волшебный гриб». Ваша цель — собрать этот самый гриб, чтобы упростить прохождение игры. Для вас не имеют значения красивые анимации и детализация, вас не волнует зачем водопроводчику гриб, и почему это вообще гриб, а не, скажем, разводной ключ.

JTBD для чайников и микроволновок. Введение

Так вот, «гриб» — это ваш продукт и для игрока он не имеет абсолютно никакого значения, ему важно лишь «прокачать» своего Марио и пульнуть фаербол в черепаху (чтобы пролезть в трубу - пройти уровень - победить босса - спасти принцессу и так далее).

Каждый человек — тот же Марио со своими мечтами, глобальными целями, стремлениями, надеждой на счастье и принцессой в замке. Именно эти глобальные цели являются основной мотивацией и призывом к действию.

Само собой, на такие абстрактные вещи довольно тяжело ориентироваться при создании и развитии продукта, так что на помощь нам спешит декомпозиция.

Задачи по JTBD делятся на 3 «уровня»

  • Big jobs — это те самые большие фундаментальные потребности и ценности. Что-то близкое к пирамиде Маслоу
  • Small jobs — варианты решения насущных задач с целью достичь своих глобальных планов
  • Micro jobs — это сопутствующие мелкие задачки, из которых состоят small jobs

Big jobs — мотивация, так что они отвечают на вопрос «Почему», а small jobs — это практические задачи, которые отвечают на вопрос «Как» или «Каким образом»

JTBD для чайников и микроволновок. Введение

Теперь пройдемся по каждому типу задач

Big job

Как я уже говорил, big job’ы — это фундаментальные потребности каждого человека, так что они не меняются со временем. Самый очевидный пример — еда, ведь вне зависимости от этапа своего развития человек нуждался, нуждается и будет нуждаться в еде. Раньше мы охотились на мамонтов, а теперь охотимся на акции в пятерочке, но цель одна — не сдохнуть с голода.

Задачи были есть и будут, так что ваша цель — забрать у пользователя эту самую задачу и заменить задачей попроще. Охотиться на акции в пятерочке явно проще, они хотя бы сдачи дать не могут в отличие от мамонта, да и не убегут никуда. Вот и ваш продукт должен заменить задачу пользователя на более простую.

Small job

Так мы плавно переходим к практическим задачам. Цель пользователя — стать лучше (ну или хотя бы продолжить жить), о чем, собсна, мы узнали из big job. Само собой, лежа на диване лучше не станешь и себя не прокормишь, поэтому надо что-то делать. Это самое «что-то делать» и есть small job. Грубо говоря, это способ, которым человек пытается достичь какой-то глобальной цели.

Если вернуться к примеру с едой, то в наше время есть куча вариантов подкрепиться: можно сходить в магазин за продуктами и приготовить еду дома, можно заказать доставку, можно пойти в ресторан, можно выпить чай с печенькой, можно бабушку навестить и тд. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы, но какой из них выберет пользователь? Из ответа на этот вопрос будет строиться ваша рыночная стратегия, но об этом мы поговорим в одной из следующих статьей.

Micro jobs

Даже такая простая вещь, как поход в магазин за продуктами состоит из десятков более мелких задач. Нужно одеться, составить список покупок, дойти до магазина, выбрать товары и много чего еще. Эти небольшие задачи и называются micro jobs. Из них состоит выполнение поставленной цели, так что для каждой small job существует от нескольких десятков до нескольких сотен micro jobs. Именно простота, понятность и количество шагов очень сильно влияют на успешность продукта.

Маленький кусочек практики

Вот мы прошлись по задачам и их типам, так что самое время выяснить зачем они были нужны, и как с ними работать.

Чтобы научиться работать с этими job'cами нужно научиться их правильно формулировать. Формулировка любой задачи (тут внимательно) должна включать

  1. Действие, которое намеревается совершить пользователь,
  2. Объект, на который направлено действие
  3. Контекст, в котором этот объект/пользователь/задача находится
JTBD для чайников и микроволновок. Введение

Отдельно подчеркну, что прилагательные (быстро, удобно, дешево и тд.) в формулировке задач не используются, ведь каждый хочет решить задачу быстро, удобно и дешево. Чтобы не попасться в ловушку «прилагательных» нужно рассматривать задачу пользователя с точки зрения процесса и его оптимизации.

Чтобы прояснить ситуацию приведу пример

JTBD для чайников и микроволновок. Введение

Теперь о том, зачем вообще нужно эти задачи формулировать.

Здесь все просто

  • Big jobs формируют рыночную стратегию. Из какого контекста к какой цели мы ведем пользователя
  • Small jobs формируют маркетинговую стратегию. С кем конкурируем, кого выталкиваем с рынка
  • Micro jobs формируют продуктовую стратегию. Как помогаем пользователю решать задачу и как меняем сам процесс решения

На этом пока что закончим, а вследующих статьях уже будем конкретно разбираться в построении этих самых стратегий и в инструментах, которые нам предстоит использовать.

А пока я собираюсь с мыслями и готовлю вторую часть, предлагаю продолжить обсуждения в коментах. Ваши вопросы, мысли и возражения очень помогут в написании следующих частей, так что велкам)

А я пойду отдохну

JTBD для чайников и микроволновок. Введение
1010
13 комментариев

Ъ

1
Ответить

Главная проблема этого подхода - угадать какую работу и каким способом с помощью твоего продукта будет выполнять потенциальный клиент. Это ахиллесова пята метода и наиболее сложный для ответа вопрос, которых хоронит под собой 90% проделанных жоптубидонов.

Ответить

На самом деле все не так страшно, а угадывать так вообще не нужно. Есть довольно простой процесс проведения глубинного интервью. Он поможет выяснить как пользователи решают свои задачи.

Более того, не обязательно исследовать своих пользователей, ведь никто не запретит вам опрашивать пользователей конкурентов. Таким образом вы убьете сразу двух зайцев: разберетесь в задачах и процессах, а также найдите слабые места соперников. С этими знаниями уже можно идти и думать над MVP прорывного продукта.

Как раз о тонкостях проведения подобных исследований планирую рассказать в одной из следующих частей)

Ответить

Так и что там дальше? Реально дельный конспект. Я его лучше, чем Ульвика поняла

Ответить