Если ваши ретро не приносят результата, а только тратят время и раздражают команду разработки есть два выхода — отказаться от ретро вообще или сделать нормально. Знакомая боль и выбираете второй вариант? Тогда статья для васTL;DR: Краткий чек-лист проведения хорошего ретроСоветы для проведения продуктивной ретроспективы:Используем сервис funretro.io (знаете сервис лучше? — напишите в комментариях)Приходим подготовленнымиНачинаем с разминкиОграничиваем времяУбираем влияние авторитетовУбираем перекрестное влияниеФокусируемся только на самых важных проблемахФормируем задачи с ответственнымиНазначаем точку контроля выполнения действийЧто такое ретро и что может пойти не так?Не углубляясь в Scrum/Agile — ретроспективу проводим в конце каждого спринта (так говорит теория) для того чтобы найти боли команды/блокеры в проекте. На практике можно придерживаться более экономичного подхода — проводим, когда чувствуем что нужно/объединяем несколько спринтов в одно ретро (например, ретро раз в 2-3 спринта)За несколько лет работы в командах разработки я выделил для себя топ-5 болей ретро, которые превращают его из эффективного инструмента в бессмысленную трату времени, демотивирующую команду:Зачем это нужно?Почему так долго?Меня не слушают, высказываться не будуЧто делать?Почему ничего не меняется?Давайте посмотрим как убрать эти боли и начать жить счастливо. В любом деле выбор правильного инструмента — половина успеха, поэтому начнем с него1. Выбор инструментаGoogle docs/confluence и другие редакторы - привычная среда для большинства. Каждый пишет свои мысли или все говорят — ответственный записывает. В первом случае получаем влияние мнений более опытных членов команды на остальных, во втором — растянутый тайминг и усталость команды. Trello/Jira - аналогично прошлому, чуть более удобное и привычное восприятие, возможность сразу отправлять задачи в работуFunretro - сервис создан специально для проведения ретро. Плюсы — решает проблему анонимности, есть механизм голосования, много шаблонов ретро и тд. Из минусов — только 3 доски в бесплатной версии.Все интуитивно понятно, просьбы перехода на платную версию не раздражают Дмитрий ДербеневПопробовав несколько вариантов, остановился на funretro, он решил почти все боли. Инструмент выбран — начинаем подготовку к ретро2. Подготовка команды и доскиПодготовка — половина успеха в любом деле, ретро не исключение.объявите дату и время ретро заранее, оповестите всех участников. Хорошая практика — попросить заранее подумать о вопросах ретроспективы, это сэкономит время командыустановите контекст ретроспективы — проговорите его в начале и пусть он будет всегда перед глазами. Например — обсуждаем прошлые 2 спринта проекта %Project_name%выберите опцию hide cards в настройках — так каждый будет видеть только свои идеи (в тч создатель доски) до момента изменения настройкине показывайте автора карточки (Show card’s author) — нам нужно максимально независимое мнение от всехустановите число голосов на человека. Исходя из личного опыта 3±1 голоса на человека — оптимальнопоставьте таймер — ограничение заставляет думать и очень сильно повышает продуктивность. Для каждого раздела ретро — своя продолжительностьДля самых искушенных есть выбор шаблона ретро. Актуально когда классический вариант надоел и не приносит результатов Дмитрий ДербеневНастроили доску? Стартуем3. Ice breakerРасскажите о цели ретро, проговорите базовые правила — говорить/писать честно, не винить в ошибках людей и тдПервый раздел ретро обычно вызывает самые большие затруднения. Чем он проще, тем быстрее команда включится в работу. Например, это может быть описание спринта/проекта/настроения одним словом. Вообщем что угодно, но очень коротко. Ограничение времени — 1 минута. Ставьте таймер и не давайте выйти за лимит.Как показывает практика - этот раздел самый сложный Дмитрий ДербеневКогда время закончилось/все участники отписались — откройте карточки и зачитайте их. Поступайте так в конце каждого раздела ретро4. Что хорошего?Не забываем озвучивать хорошее, но без фанатизма, 3-4 минуты должно хватитьПопробуйте провести ретро без таймера и сравнить траты времени Дмитрий ДербеневСделали, зачитали, обрадовались и поехали дальше, к главным разделам5. Что можно сделать лучше?То ради чего все собрались — где можно стать лучше. Самый сложный и важный этап. Все любят говорить о хорошем, а вот о том что не получилось или идет плохо — возникают психологические барьеры. На этом этапе важно:обеспечить безопасную средуне дать забить эфир одному человекуне дать влиять на участников команды PO/teamlead/PM и тдне искать виновныхАнонимность, самостоятельная работа и установленные в начале правила успешно решают эти задачиНаверняка проблем будет больше пяти. Вероятней всего все сразу решать не нужно, нет смысла их обсуждать. Приоритизация важна, поэтому голосуем за самые важные проблемы.Не забывайте мержить карточки с одинаковыми проблемами (а они точно будут), иначе голоса размажутся. В funtretro для этого есть механизм drag’n'drop тикетовЧто нам нужно для объективного голосования?скрыть число голосов до объявления результатовголосовать можно за свои карточки и карточки других1 голос на одну карточкуКоманда обеспокоена сменой дизайна после выполнения задачи и хочет скорее выйти в бета-тест. Вопрос про соотношение скорости разработки серверной/клиентской части сейчас менее важен, его можно обсудить на следующем ретро или решить позже Дмитрий ДербеневКогда все проголосовали — выбираем топ-3(±1) проблем и начинаем заключительный этап6. Что делать?Переходим от самостоятельного заполнения тикетов к обсуждению голосом. Поочередно берем проблемы из топа и начинаем искать решениеВажно:высказываются всезадачи распределяются не директивно, каждый сам берет на себя ответственностьу задачи есть исполнительесли к задаче нельзя сформировать критерий приемки — это не задача, нужно менять формулировкусформулированные задачи переносятся в таск-трекер проекта (Jira/Trello и тд)задачи распределены между участниками команды. Если все задачи достались кому-то одному — у вас что-то не такТипичная ошибка формулировки решения:Проблема — заказчик недоволен скоростью работы командыРешение — давайте работать быстрее!Это не конкретное действие, а лозунг. Не надо такВыделите на этот раздел 35-50% процентов всего времени ретро. Он самый важный для достижения результатов и требует повышенного внимания модератора встречи, так как здесь участники общаются голосом, а не самостоятельно заполняют тикеты7. Profit!Благодарим участников встречи, проговариваем что нужно сделать и примерные даты следующего ретро. В идеале можно собрать фидбэк о ретро у команды и попробовать провести его еще лучше в следующий разПризнаки хорошего ретровремя проведения не превысило времени одного школьного урока (45 минут, в идеале нужно стремиться к 30 при любом размере команды). Человеческое внимание устроено таким образом, что дольше быть сфокусированным на работе без перерыва сложно, продуктивность резко падает.все в команде дали фидбэк. Люди разные — кто-то любит болтать, кто-то молчать. Эфирное время при обсуждении решений проблем должно быть распределено относительно равномерно.после окончания ретро есть четкие и понятные действия с ответственными. В идеале с дедлайнами (без фанатизма, приоритизация с текущими задачами обязательна)к следующему ретро проект стал чуть лучше благодаря вашим действиямВсе перечисленное применялось в проектах, связанных с разработкой, однако ретроспектива — это универсальный инструмент, актуальный в любых проектахТратьте время ретро с умом и приносите пользу своей командеPS если статья получит положительный отклик — я подготовлю аналогичный материал про проведение демо спринта#ретро #scrum #разработка #agile #менеджмент
если статья получит положительный отклик — я подготовлю аналогичный материал про проведение демо спринта
Пора бы уже.
спасибо, очень полезная статья, попробую этот инструмент
Отличная статья. Спасибо большое за инструмент. Буду рекомендовать своим клиентам :)
Отличная гайд, проведу с командой завтра. Было бы круто получить такой же по демо)
А в чем проводить ретро Российской компании теперь? (которая не может оплачивать за рубеж)
Отличная статья. Спасибо!