Как прототипирование помогает разработке цифровых продуктов

Прототипирование является неотъемлемой частью процесса разработки цифровых продуктов. На этом этапе команда разработчиков создает модель продукта до его финальной реализации.

Как прототипирование помогает разработке цифровых продуктов

Прототипирование позволяет проверить идеи, увидеть потенциальные проблемы и улучшить пользовательский опыт, что в итоге приводит к созданию более качественного и успешного продукта. Роман Голик, руководитель отдела прототипирования в ПГК, рассказывает в статье, как этот инструмент помогает улучшить процесс разработки.

Зачем это нужно?

На этапе прототипирования малыми усилиями создаётся работающий продукт с ограниченным перечнем бизнес требований.

Когда нужна разработка РОС-решения:

  • Есть сомнения в работоспособности идеи
  • Есть сомнения в востребованности продукта у конечных пользователей
  • Есть сомнения в оценке эффекта целевого продукта
  • Не понятен вектор развития продукта
  • Необходимо проработать риски, снизить уровень неопределенности (R&D)
  • Нужны дополнительные аргументы в пользу старта целевого продукта

Цели прототипирования

  • минимизация рисков для компании: сначала проверка гипотезы, и только потом реализация целевого продукта;
  • сокращение времени составления технического задания, проработка целевого вида решения, сокращение количества корректировок при последующем развитии продукта;
  • улучшение понимания проекта бизнес заказчиком: корректировка необходимого функционала, вида, принципов работы и т.д.;
  • поиск новых идей: решение поставленной задачи через предложенные альтернативы, как технических, так и функциональных;
  • сокращение трудозатрат разработчиков при дальнейшей реализации продукта, выявление ошибок на раннем этапе (например, в бизнес-логике решения);
  • и главное – проверка бизнес гипотезы: насколько действительно бизнесу нужно данное решение (приживаемость, востребованность, жизнеспособность).

С помощью прототипа можно протестировать выбранный вариант решения без существенных финансовых и временных затрат и понять, нужно ли вкладываться в продукт.

В практике нашей компании есть примеры, когда пилотный запуск прототипа выявил нецелесообразность дальнейшего развития. В одном случае оказалось слишком дорого и долго реализовывать целевое решение, что точно не принесло бы ожидаемых финансовых результатов, в другом – выяснилось, что методика расчетом некорректна и необходимо доработать бизнес-логику процесса.

Такие кейсы отлично показывают, как прототипирование на раннем этапе дает результат и позволяет компании сэкономить финансовые и временные ресурсы.

Эффективность прототипирования: как у нас

Мы внедрили ряд метрик для отслеживания эффективности нашей деятельности. Среди ключевых метрик можно выделить: запросы на прототипирование, воронка идей, возврат на инвестиции, трудозатраты и удовлетворенность заказчика.

1. Запросы на прототипирование

Существует общее число запросов на прототипирование. Мы постоянно публикуем статьи, принимаем участие в мероприятиях, рассказывая про прототипирование, специфику и возможности для бизнеса. По итогам отслеживаем динамику количества запросов.

Мы также регулярно общаемся с заказчиками, которые уже реализовывал с нами проекты, или со смежными бизнес-подразделениями о возможности работы над новыми инициативами, где нужна проверка гипотез через прототипирование. Такой подход также дает вклад в число запросов.

2. Воронка идей

Мы регулярно фиксируем количество поступивших идей (запросы на прототипирование). Часть из них не берутся в реализацию по разным причинам: от неосведомленности коллег о том, что подобный функционал уже есть в других продуктах/системах, до невозможности/дороговизны/нецелесообразности реализации как прототипа, так и будущего целевого решения.

У нас одновременно в работе несколько прототипов на разных стадиях: от первичного знакомства с командой заказчика и изучения бизнес-требований, до завершающих этапов по приемке результата проведенных работ заказчиком и формирование бэклога для последующей реализации в целевом продукте.

Классификация реализованных прототипов делится по шагам:

  • а. Гипотеза подтвердилась, решение о создании целевого продукта/системы.
  • б. Гипотеза подтвердилась, решение о передаче наработок в существующий продукт/систему.
  • в. Гипотеза подтвердилась, прототип самодостаточен и ответил на ряд бизнес вопросов, развитие не требуется.
  • г. Гипотеза не подтвердилась, развитие не требуется.

3. Возврат на инвестиции

Каждый проект оценивается на наличие эффектов для компании (финансовые, операционные, культурные) от внедрения решения на базе реализованного прототипа.

4. Трудозатраты

Мы фиксируем продолжительность каждого из этапов проекта: от реакции на запрос прототипирования до принятия решения по прототипу. Мы собираем статистику по типам работ над проектом: аналитика, разработка, тестирование, управление проектом.

5. Удовлетворенность заказчиков

Мы собираем по пятибалльной шкале по различным пунктам взаимодействия с заказчиком с комментариями по каждому пункту.

За три с лишним года введения практики прототипирования мы реализовали более 50 прототипов. Конвертация в успешные кейсы составила 33%, что стало отдельным цифровым продуктом или наработки прототипа были внедрены в существующие продукты.

Как прототипирование помогает разработке цифровых продуктов

Больше полезных статей на тему IT в нашем блоге на Хабре:

11
реклама
разместить
Начать дискуссию