Ошибка инженера стоимостью $5,3 млрд

Недавно из ролика одного YouTube блоггера я узнал историю известного строительного объекта в самом центре Европы, в проблемы которого я просто не мог поверить.

Ошибка инженера стоимостью $5,3 млрд

Ведь принято считать, что долгострои, превышение бюджетов и плохое качество строительства присущи России, поэтому я решил погрузиться в тему ошибок и то, как они исправлялись в самом центре Европе.

Новый аэропорт Берлина

После окончания войны и разделения Германии, в Берлине действовало три аэропорта, в зоне Западного Берлина Тегель и Темпельхоф, а Восточный Берлин обслуживал Шёнефельд.

Аэропорты Берлина
Аэропорты Берлина

В 1996 году было принято решение о строительстве нового, главного аэропорта Берлина, поэтому нерентабельный Темпельхоф 30 октября 2008 года был официально закрыт. Первоначально планировалось использовать бывший аэропорт в качестве культурного центра, а также частично застроить жилыми кварталами, но жители этот план не поддержали, и он не был реализован. Активные граждане отстояли аэропорт, и сейчас его территория используется как зона отдыха и уличной спортивной активности.

Территория аэропорта Темпельхоф сейчас
Территория аэропорта Темпельхоф сейчас

Тегель сейчас является главным аэропортом немецкой столицы, но он тоже должен быть закрыт после открытия нового главного аэропорта Берлина – Бранденбург (BER).

В 2006 году началось строительство, с планом на открытие аэропорта в конце 2011 года.

Первоначально планировалось, что строительство будет вести известный генподрядчик Hochtief, но в конце концов строительством занялась управляющая компания аэропорта, что, судя по всему, и стало главной ошибкой.

Аэропорт был готов к сдаче еще в 2012 году
Аэропорт был готов к сдаче еще в 2012 году

К запланированной дате сдачи аэропорта была проведена колоссальная подготовка: авиакомпании готовились перевести за один день все рейсы в Бранденбург, активно продавались билеты на первые полеты, были наняты новые сотрудники, арендаторы готовились начать свою деятельность в магазинах и ресторанах нового аэропорта, Lufthansa планировала выполнить первый рейс на гиганте А380, СМИ отвели место в вещательной сетке для этого знаменательного мероприятия, Ангела Меркель готовилась выступить на церемонии открытия.

Визитной карточкой аэропорта стала инсталляция «Ковер-самолет». Фото 2012 года
Визитной карточкой аэропорта стала инсталляция «Ковер-самолет». Фото 2012 года

… Однако, с тех пор прошло почти девять лет, но аэропорт так и не был открыт! Есть надежда, что он будет откроет в октябре 2020 года.

Что же послужило причиной такого невероятного переноса сроков? Финансовые проблемы Германии? Конечно нет, хотя 15-ти летнее строительство не могло не сказаться пагубно на бюджете строительства. Первоначальная смета в 1,7 миллиарда долларов энергично росла, пересекла границу 6,6 миллиардов и стремится к следующей отметке – 7 миллиардов.

Аэропорт в назначенную дату не смог пройти государственную приемку. Возможно, на недостатки, связанные с теми или иными неудобствами пассажиров можно было закрыть глаза, но главной проблемой стали противопожарные системы и противопожарные мероприятия.

В процессе приемки, при имитации пожара выяснилось, что противопожарные системы, как комплексная система, совершенно неработоспособны.

Несмотря на невероятное давление и накал ситуации вокруг сдачи аэропорта, Крис Халеке, глава надзорного ведомства, от подписи которого зависит согласование системы пожаротушения, говорит: «От меня все хотят, чтобы я пошел на риск и принял этот аэропорт, как есть. Но я этого делать не буду. Во-первых, от этого зависит мое доброе имя, благополучие и профессиональное будущее. А во-вторых, потому что на мне есть ответственность перед людьми, которые здесь живут. Я живу за счет их налогов, и у них есть, черт возьми, полное право требовать от меня добросовестного труда».

Работу всех противопожарных систем (пожарная сигнализация, пожаротушение, дымоудаление и т.п.) пытались наладить в течение пяти лет, но это оказалось невозможно выполнить, поскольку проектирование и монтаж систем вело множество разрозненных компаний, над которыми не было генподрядчика — от его услуг отказались.

Пока масштаб бедствия не был выявлен, управляющая компания, стремясь обойтись малыми затратами, предложила нанять 800 сотрудников на должность «наблюдатель за дымом». Эти молодые люди должны были послужить человеческим аналогом системы пожарной сигнализации и управления эвакуацией. Предполагалось, что в случае пожара они смогут вовремя обнаружить очаг и организовать эвакуацию.

Чтобы одним махом решить все проблемы, администрация аэропорта решила привлечь компанию Siemens, но концерн после ознакомления с этим клубком проблем, отказался от контракта. Этому последовали также и другие крупные подрядчики.

В итоге было принято радикальное решение – снимать тысячи квадратных метров отделки и реконструировать системы, не смотря на сроки и затраты.

Кроме оплаты этих крайне дорогостоящих работ, аэропорт несет другие расходы. Только содержание строений обходится в месяц в десять миллионов евро. Эти расходы включают оплату труда персонала и рабочих, охрану и коммунальные услуги. Также необходимо оплачивать поддержание в работоспособном состоянии железнодорожную ветку к аэропорту — для борьбы с плесенью в туннелях и с ржавчиной путей, несколько раз в день ездят пустые составы. Также приходится компенсировать потери оператору гостиницы, который вынужден поддерживать ее в работоспособном состоянии, не принимая ни одного посетителя.

Железнодорожная ветка готова к эксплуатации уже много лет
Железнодорожная ветка готова к эксплуатации уже много лет

Несмотря на все эти трудности и многочисленные заявления, что аэропорт проще снести и построить заново, строительные работы двигаются вперед и близятся к завершению. Хорошая новость пришла весной 2019 года — обновленная система дымоудаления была принята инспекторами без замечаний.

Мы очень рассчитываем, что уже через три месяца работы будут завершены и Берлин получит новый, светлый, современный аэропорт, и Ангеле Меркель все же понадобится заготовленная в 2011 году речь.

Многофункциональный комплекс Bridgewater Place, Лидс, Великобритания

Здание было сдано в эксплуатацию в 2007 году, став самым высоким зданием в городе, достигнув отметки 112 метров. Здание площадью 42 000 кв.м. имеет 32 этажа.

Самое высокое здание в городе Лидс
Самое высокое здание в городе Лидс
Знак предупреждения об опасности порывов ветров
Знак предупреждения об опасности порывов ветров

После строительства выяснилось, что преобладающий западный ветер, ударяясь о плоский фасад, заставляет поток воздуха двигаться вниз, и на уровне земли огибать закругленную, как передняя кромка крыла самолета, часть здания. При этом, в соответствии с законами аэродинамики, скорость воздуха резко увеличивается, сбивая с ног пешеходов.

Схема движения ветра вокруг здания
Схема движения ветра вокруг здания

К примеру, в тихий погожий день, когда скорость воздуха в других районах города составляет 6-7 км/ч, около здания он увеличивается до 40 км/ч.

В ветреный же день скорость ветра около здания достигает 120 км/ч. В 2011 году грузовик, который двигался со скоростью около 30 км/ч был перевернут потоком ветра.

После многочисленных инцидентов вокруг здания, был предпринят ряд шагов, чтобы защитить жителей от угроз. Тротуары окружили стеклянным забором. Вокруг здания установили конструкции, которые играют роль мощных аэродинамических тормозов. Также движение автомобилей перекрывается при увеличении ветра более 70 км/ч.

Расположение аэродинамических тормозов вокруг здания
Расположение аэродинамических тормозов вокруг здания

Было предложение разместить на наветренном фасаде ветровые турбины для выработки электричества, но до реализации эта идея не дошла.

Установка ветровых генераторов на фасаде
Установка ветровых генераторов на фасаде

20 Фенчерч-Стрит, Лондон

В 2014 году в самом центре Лондона появился новый 37-этажный небоскреб высотой 160 метров, который из-за своей необычной формы получил в народе прозвище «рация» или «уоки-токи».

В том же году выдалось очень жаркое лето, и на владельцев здания посыпались жалобы от автомобилистов, которые припарковались на соседней улице Истчип, а также владельцев заведений, расположенных на этой же улице.

Как оказалось, вогнутый стеклянный фасад здания был склонен концентрировать солнечные лучи и направлять их вниз, значительно повышая температуру предметов на земле. Это привело к тому, что пластиковые элементы автомобилей плавились и теряли свою форму. Журналисты поставили опыт, поджарив яйцо на сковородке, поставленной на каменную поверхность.

Уругвайский архитектор Рафаэль Виньоли сообщил, что при проектировании здания принимался во внимание фактор отражения солнца, но расчеты показали, что температура на уровне земли может подняться лишь до 36 градусов. В действительности она поднимались до 72 градусов и выше.

Как сказал архитектор, на этапе строительства с целью экономии бюджета от части мероприятий по борьбе с отражением солнце решили отказаться.

«Одна из проблем, которая наблюдается в этом городе, ¾ это сверхизбыточность консалтинговых услуг, которые разбавляют ответственность архитектора, ¾ сказал он, ¾ до такой степени, что вы просто не знаете, где вы находитесь.»

В качестве временного решения проблемы на верхней части здания была установлена своего рода «вуаль», а несколько «опасных» парковочных мест на улице были закрыты для автомобилей.

«Вуаль» — временное решение проблемы
«Вуаль» — временное решение проблемы

Постоянным решением стала установка горизонтальных алюминиевых пластин, которые хоть и ухудшают вид из окон, но защищают пешеходов от потока солнца.

Было. «Рация» без жалюзи
Было. «Рация» без жалюзи
Стало. «Рация» с жалюзи
Стало. «Рация» с жалюзи

Несмотря на обилие расчетных программ, высокопроизводительных компьютеров, наличие образованных инженеров, архитекторов и консультантов, а также современных технологий управления проектами, остается достаточно места для ошибок. Строительство перестает быть только технологическим процессом, ведь на фоне повышения сложности зданий и ужесточения требований нормативов, появляются другие ограничения — политические и общественные, бюджетные, а также сжимание сроков работ.

Поэтому, при таких рисках возможны промахи, которые, тем не менее, обычно исправляются. Если посмотреть на последние два объекта, описанные в журнале, при всех проблемах, они полностью заполнены арендаторами и функционируют.

Александр Иванов
Руководитель проектной мастерской «Траст инжиниринг»

6363
24 комментария

затянуть поляризующей пленкой не?

5
Ответить

Плёнка может дороже

Ответить

Если честно, я не понял в чем проблема с аэропортом. Датчиков дыма и пожара же превеликое множество?? Да и решается же вопрос в промышленных объектах и аэропортах. Вопрос же не в высоте датчика??

3
Ответить

Система противопожарной защиты это не просто датчики. Это очень сложная инженерная система, взаимодействующая с другими системами здания: вентиляцией, лифтами, СКУД, оповещением, электро- и водоснабжением и т.п. Для разных сценариев пожара прописываются свои алгоритмы сработки. А управляться все это должно такой штукой, называемой BMS. И если даже Siemens отказался разгребать все это, то значит там действительно была жопа. Siemens все-таки один из лидеров по противопожарной автоматике и системам BMS, со своим Desigo Insight.

5
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Подробнее с видео Discovery «Инженерные просчёты» и «Масштабные инженерные просчёты»

4
Ответить

“Моё доброе имя» а уже потом потребность людей. Красава.

4
Ответить