Как мы создавали WhenSpeak.Внутренняя кухня digital платформы

О создании и развитии интерактивной платформы для взаимодействия с аудиторией при проведении офлайн-, онлайн-мероприятий WhenSpeak: ген.директор Дмитрий Васильков и исполнительный директор Андрей Пчелинцев.

Как мы создавали WhenSpeak.Внутренняя кухня digital платформы

WhenSpeak сегодня — это интерактивная платформа для взаимодействия с аудиторией при проведении офлайн-, онлайн-мероприятий и организации обучения. С помощью решения можно транслировать контент спикера, получать вопросы от слушателей, голосовать, проводить тестирования, делать качественный анализ накопленной в ходе работы статистики и многое другое.

Как зародилась идея нового продукта

Дмитрий: Идея платформы WhenSpeak появилась осенью 2015 года. Мы в event-агентстве Nestline ежегодно организовывали несколько сот различных мероприятий: от кулуарных семинаров, стратегических сессий до масштабных онлайн- и офлайн-конференций.

Именно тогда клиенты в первый раз попросили придумать какие-нибудь интерактивные решения для повышения вовлеченности аудитории в зале, хотели дольше удерживать внимание слушателей во время выступлений. Надо сказать, на тот момент мы имели опыт разработки интерактивных презентаций. Для клиентов из фармотрасли мы помогали адаптировать тяжелый медицинский контент, чтобы он был лучше воспринят аудиторией. Поэтому решили рискнуть и предложить одному из наших клиентов — компании AstraZeneca — организовать синхронный показ слайдов во время важной научной конференции. На мероприятии мы раздали участникам айпады, и в режиме реального времени на них транслировались слайды спикера. Помню, тогда это вызвало wow-эффект. Людям буквально голову сносило от того, что кто-то управляет девайсами у них в руках. Всем настолько понравилось, что мы решили предложить опробовать это решение и другим нашим клиентам. Так мы начали первые продажи.

Как мы создавали WhenSpeak.Внутренняя кухня digital платформы

Андрей: С первым серьезным вызовом мы столкнулись в январе 2016-го. Нужно было организовать поддержку конференций сразу трем клиентам: Eli Lilly, Johnson & Johnson и AstraZeneca. Мало того, что мероприятия следовали одно за другим, так еще каждый клиент захотел свои доработки. Johnson & Johnson просил разработать электронное расписание с возможностью задать вопрос спикеру, а AstraZeneca — реализовать функцию голосования. Для нас, тогда еще небольшой компании, этот период стал настоящим испытанием. Но ценой неимоверных усилий мы справились с реализацией всех трех проектов.

Дмитрий: Тогда пришло четкое понимание: нам удалось обогнать тренд на использование интерактивных механик в рамках офлайн-мероприятий. Серьезных конкурентов на отечественном рынке мы не видели, поэтому решили подойти к развитию продукта основательно.

Переломный момент: новая версия продукта

Андрей: На начальном этапе конфигурация из локальной сети и айпадов обеспечивала желаемый эффект, и мы проводили по несколько мероприятий в месяц.

Клиенты были вполне довольны, но сами-то мы понимали, что поддерживать подобное решение бесперспективно. Проще и дешевле было задействовать личные смартфоны и планшеты участников мероприятий.

Поэтому мы приступили к разработке версии продукта, позволяющей вести работу через интернет.

Спустя три месяца мы выкатили продукт на рынок. Сразу опробовали его на одном из мероприятий КУ Сбербанка. Все прошло без сбоев, хотя мы подстраховались. Так как не были уверены в качестве интернет-сигнала, то на всякий случай развернули локальную сеть в качестве дублера. К счастью, она не понадобилось, и все прошло идеально. Слушатели спокойно пользовались как мобильным интернетом, так и сетью самого Университета.

После этого мы провели еще несколько мероприятий с использованием новой версии и удостоверились, что решение о переходе на работу через интернет было правильным.

Конечно, не всегда всё бывает идеально. Особенно интернет. Помню случай, когда один из наших клиентов решил провести мероприятие в Завидово. Площадка обещала бесперебойный высокоскоростной интернет, и ничего не предвещало непредвиденных ситуаций. Но, когда мы приехали на объект перед мероприятием, выяснилось, что интернета нет совсем. Пришлось в экстренном режиме всю ночь делать локальную сеть, так как других вариантов не оставалось. Конечно, все закончилось хорошо, конференция прошла “на ура”, но после того случая мы просим клиентов более тщательно выбирать площадки и оговаривать требования к интернету.

Развитие проекта

Дмитрий: Это сейчас выражения «писать в чате», «смотреть видео-трансляцию» звучат привычно. Но в 2015-16 годах голосовать не поднятием руки, а через свой смартфон, было в новинку. Демонстрируя возможности WhenSpeak на встречах с потенциальными клиентами, мы видели, какое впечатление они производили. Было понятно, что слушателям больше не нужно ждать очереди к микрофону, всматриваться в экран на противоположном конце аудитории, заполнять бумажные анкеты — все это можно было сделать цивилизованно, через онлайн-платформу. И это вызывало живой интерес у клиентов.

Как мы создавали WhenSpeak.Внутренняя кухня digital платформы

Андрей: Коммерческий департамент радовался новым заказам, а у нас тогда наступил напряженный период. Нужно было не только поддерживать мероприятия МТС, Газпромнефти, Росбанка, Вольво, СУЭКа, Сколково и других заказчиков, но и одновременно разрабатывать новые модули продукта. В тот период у нас бывали такие напряженные моменты, когда группа разработчиков и команда поддержки работали в круглосуточном режиме. Помню случай, когда молодая супруга нашего технического директора не выдержала и сказала: «Или я, или работа». Конечно, нашли выход, перевели его на удаленку (к слову, сейчас у него добавилось функционала, теперь он еще и воспитывает сына). Но зато тогда мы круто доработали продукт, добавили:

  • 15 видов голосования real-time, интерактивные опросы и тестирование аудитории;

  • формирование рейтинга вопросов спикеру на основе мнения каждого участника;

  • видеотрансляции на аудиторию в любой точке мира;

  • возможности нетворкинга (список гостей, информация о спикерах, индивидуальные и групповые чаты, новости и репортажи с мероприятия);

  • доступ к мероприятию удаленной аудитории;

  • функцию мультиязычности для прослушивания синхронного перевода на разных языках без использования специальных приемников;

  • групповые игры для активного взаимодействия, формирования сплоченности;

  • мотивационные программы для поддержки уровня соревновательной мотивации, стимулирования активности участников;

  • и другой вспомогательный функционал (расписание, регистрацию участников, карту местности, и др.).

Как мы создавали WhenSpeak.Внутренняя кухня digital платформы
Что-то из этого просили сами клиенты (например, хранение и передача файлов, сбор статистики, расширенная аналитика), а что-то появилось по нашей инициативе (модули видео- и аудиостриминга). Когда анализировали рынок в поисках новых идей для модулей, поняли, что такого набора функций нет ни у одного мирового решения.
Что-то из этого просили сами клиенты (например, хранение и передача файлов, сбор статистики, расширенная аналитика), а что-то появилось по нашей инициативе (модули видео- и аудиостриминга). Когда анализировали рынок в поисках новых идей для модулей, поняли, что такого набора функций нет ни у одного мирового решения.

Конкуренты

Дмитрий: Сейчас глобальный рынок предлагает порядка сотни различных платформ. Каждая имеет собственный функционал, «заточенный» под определенный круг задач. Условно их можно разделить на:

  • Event-app и нетворкинг — классические решения для поддержки мероприятий (расписание, форма регистрации, профили участников, push-уведомления, общие и индивидуальные чаты);

  • «Голосовалки» — их ключевая задача заключается в получении обратной связи (опросы, тесты, викторины, вопросы от аудитории с рейтингом);

  • Видеостриминг — посредством программ потоковой передачи видео по сети пользователи из любой точки мира могут присоединиться к мероприятию и полноценно в нем участвовать (синхронный просмотр предлагаемого контента, звуковой и визуальный контакт со спикером);

  • LMS (Learning Management Systems) — платформы для организации образовательных процессов (зачастую, устаревшие разработки, не имеющие сегодня достойной поддержки).

Сравнивать WhenSpeak с другими продуктами не всегда возможно. Во-первых, WhenSpeak — это комплекс всех перечисленных выше функций в едином решении с возможностью “набирать” лишь те, которые важны клиенту для конкретного проекта. Во-вторых, кроме собственно софта, мы можем взять на себя полноценное сопровождение самих мероприятий, образовательных программ, тренинговых проектов.

Новый клиент

Дмитрий: К 2017 году у нас уже был приличный пул клиентов, но большинство из них появилось по нашей инициативе. А вот волну интереса и самостоятельного обращения клиентов мы ощутили после выступления Германа Грефа с нашей платформой на ВЭФ-2017 в Давосе. К слову, наше знакомство состоялось случайно.

Как мы создавали WhenSpeak.Внутренняя кухня digital платформы

За три месяца до этого Корпоративный университет Сбербанка проводил конференцию «Больше чем обучение». В рамках мероприятия Университет предлагал образовательным стартапам бесплатно встать на выставке. Тогда мы поздно узнали об этом и обратились, когда свободных мест уже не осталось. Но как-то нам удалось уговорить организаторов выделить дополнительный уголок, где мы скромно встали. В день конференции после своего выступления Герман Оскарович решил пройтись по выставке стартапов, где его внимание привлек именно наш продукт. Мы показали все возможности платформы в действии, и ему понравилось, насколько WhenSpeak может сделать общение с залом проще, удобнее и результативнее.

Та встреча стала отправной точкой для нашей совместной работы. Сейчас мы на постоянной основе сопровождаем несколько проектов Сбербанка, в том числе ежемесячные “Встречи лидеров”, обучение персонала в Корпоративном Университете. Одним из необычных проектов можно назвать сопровождение в 2016 году Прямой линии Сбербанка — это было первое мероприятие в формате прямой обратной связи 20 000 сотрудников с председателем Среднерусского банка Сбербанка России Игоря Артамонова. В рамках мероприятия руководителю напрямую было задано более 1 000 анонимных вопросов. Рейтинг вопросов формировался с учетом «лайков» всех участников, как присутствующих в зале, так и смотрящих удаленно. Сегодня мы организовываем прямые линии и в других территориальных подразделениях.

Вектор развития: корпоративное обучение

Дмитрий: Направлением для ближайшего развития нашей платформы мы выбрали корпоративное обучение. Причина не только в желании поддержать набирающий популярность тренд, но и чисто профессиональный азарт.

Андрей: Сейчас мы уже разработали и внедрили необходимые корпоративным клиентам функции: видео- и аудио стриминг. Обеспечиваем доступ к широким возможностям платформы из любой точки мира. Каждый участник может переписываться с коллегами и преподавателями, загружать домашние задания, отслеживать собственную успеваемость.

В платформу мы встроили игровые механики, которые мотивируют аудиторию работать на платформе: получать ачивки, награды, а также баллы за комментарии, за чтение статей, игры и викторины, ответы на вопросы тестов и другую активность, в общем соревноваться друг с другом.

Для руководителей обучения мы предлагаем:

  • гибкое деление аудитории на группы;

  • статистику по уровню вовлеченности аудитории;

  • развернутый срез по индивидуальным и групповым результатам, а также по темам;

  • возможности по построению адаптивных заданий с учетом индивидуальной статистики участников.

Как мы создавали WhenSpeak.Внутренняя кухня digital платформы

Мы обеспечили эффект полного присутствия для аудитории и проработали возможность интегрироваться с системами дистанционного образования.

Конечно, все это было бы невозможно без команды наших разработчиков, где каждый профи в своей области. Например, в то время у нас работал программист, который мог любую задачу сделать за час. Мы его так и звали «Паша за час». Когда его спрашиваешь «Сколько на это потребуется времени?», ответ всегда «Час». И действительно укладывался. Но был момент, когда времени на решение совсем не было и «Паша за час» сделал горящую задачу за 10 минут. Сейчас он уже не работает в компании, но осталась его куртка, и прогеры одевают ее, когда нужно сделать что-то за час.

Дмитрий: Если говорить о перспективах WhenSpeak в сфере корпоративного обучения, то здесь нам на руку “многофункциональность” нашей платформы и высокое качество сервисной поддержки, чем могут похвастаться не все решения класса Learning Management Systems, представленные сейчас на рынке. Надо сказать, что многие из них морально устарели: разрабатывались давно, имеют слабую поддержку разработчиков и неудобны для пользователя.

В рамках поддержки корпоративного обучения наша команда уже запустила несколько десятков проектов. Мы занимаемся поддержкой корпоративного обучения сотрудников МТС, Сбербанка, Abbott, Teva Pharmaceutical Industries и других компаний.

Как мы создавали WhenSpeak.Внутренняя кухня digital платформы

Сфера ближайших интересов

Знаете, какая сейчас самая актуальная проблема у HR- и T&D-менеджеров, организующих корпоративное обучение? Никто не умеет измерять эффективность мероприятия. Компании вкладывают миллионы в обучение, оплачивая командировочные, аренду, гонорары тренеров, а какая от этого отдача, влияние на продажи — никто не скажет точно. Поэтому мы сейчас активно занимаемся разработкой системы аналитики - системы измерения результата при работе на платформе.

Андрей: Мы измеряем и анализируем параметры вовлеченности и активности сотрудников при обучении: как долго человек присутствовал на платформе, какие вопросы задавал спикерам, был ли активен в чатах, участвовал ли в голосованиях, скачивал ли презентации и т. д. Ищем корреляции в действиях, устанавливаем различные связи между действиями и реальными результатами компании в дальнейшем. Посредством специальных весовых коэффициентов мы можем каждому действию присвоить некий индекс вовлеченности, причем, как персонально, так и применительно к группе, региону, всей аудитории.

Дмитрий: Раскрою секрет. Мы еще не заявляли на рынке, но буквально три месяца назад протестировали нашу последнюю разработку — модуль расширенной аналитической поддержки. В пределах единой платформы было организовано обучение более 1 000 сотрудников компании из регионов — это 110 образовательных тренингов в шести профильных потоках. Посредством расширенной аналитики мы увидели разрыв между целями обучения, ожиданиями топ-менеджеров и тем, что в реальности усвоил персонал. Сначала был проведен анализ выступлений спикеров, вопросов сотрудников, подведены итоги тестирования. Затем мы произвели «тегирование» тем, что позволило оценить время и внимание, уделяемое каждой из них. В результате стало возможным оценить, на каких этапах происходит разрыв между содержанием образовательного контента и целями обучения, сформулированными заказчиком, и оперативно скорректировать программу обучения.

Уверены, подобный функционал будет особенно востребован компаниям с большим территориальным разбросом дистрибьюторской и филиальной сети. Это банки, FMCG, фармацевтические компании, организующие регулярное корпоративное обучение своих сотрудников.

Подводя итоги

В 2017 году с помощью платформы WhenSpeak прошло более 1 300 мероприятий. И в 2018 мы уже набрали такой темп, что сможем побить рекорд. В планах как расширение функционала, так и доработка существующих модулей. Надеемся, число клиентов, пришедших по сарафанному радио, будет расти. Сегодня, кстати, 70% наших клиентов приходят как раз через реферальные каналы: по отзывам коллег или после посещения наших мероприятий.

1212
14 комментариев

хотелось бы узнать про финансовый вопрос: сколько было вложено и сколько сейчас на выходе. А так ребята молодцы конечно

1

Вложили $1m+, сколько сейчас на выходе - сложный вопрос, т.к. сторонних участников в капитал пока не привлекали) Спасибо за доброе слово!))

Мечта каждого: создать продукт, который сам себя продает. Рассказали много, но самое главное оставили за кадром: как продавали, фишки продаж, к которым пришли, меняли ли позиционираование после первых продаж, был ли диджит.маркетинг или только личными знакомствами , интересны детали. С Грефом интересная история . Но это удача. А что из систематического делалось? Сколько было задействовано ресурсов?

1

Начинали по личным знакомствам, и после нескольких первых мероприятий заработало сарафанное радио - проводим, например, конференцию, и несколько посетителей обращаются с запросами. Сейчас таким способом по-прежнему получаем более половины лидов. Другой эффективный канал - event-маркетинг - участвуем в профильных выставках, выступаем в качестве спикеров на тематических конференциях. Поскольку сейчас работаем, в первую очередь, с крупными корпоративными клиентами, digital-маркетинг используем минимально. Тем не менее, в июле состоится релиз нового продукта -WhenSpeak Lite, - который рассчитан на массовый рынок, и здесь мы основной упор в продвижении сделаем на как раз цифровой маркетинг.

Качественная истории становления продукта. Я думал в России по этому направлению никаких стартапов не появляется. Два года назад было слышно только о МиЮ Степанова. А теперь и вы. Интересно за вами теперь будет наблюдать. Удачи

1

Главная проблема всех стартапов после Миюхи - не то, что они с нас копируют, а то, что они врут о работе на сотнях ивентах )) вот у нас с самого начала висит полный открытый список почти 900 ивентов. Мы работаем каждый день на нескольких ивентах, и видны на всех площадках. Никому не заметный ролап венспик видели максимум пару раз в год