{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Как за 2 недели обучить школьников веб-дизайну, создать крутые концепты и получить респект от Wargaming и Мосметро

Основатель digital-агентства ZephyrLab Роман Квартальнов о том, как выстроить грамотный арт-дирекшн на примере работы с подростками

Этим летом мы с моим коллегой Димой Уколовым провели курс "Digital test-drive" на базе Британской Школы Дизайна. Изначально поставили амбициозную задачу — не просто дать теорию студентам, а погрузить их в реальную агентскую жизнь, показать, что создавать крутые вещи — возможно, если знать методику, что важные, интересные и глобальные проекты ближе чем кажется. Поэтому мы обратились к крупным компаниям за поддержкой, откликнулись Wargaming и Мосметро. Они выступили заказчиками, а ученики агентской командой, которая решает актуальные для клиентов задачи.

Первый шаг он трудный самый

Первый день стал настоящим откровением. Разрабатывая программу мы ориентировались на выпускников школ и первокурсников. Но предполагать — не располагать. В понедельник утром, в аудитории сидели подростки 13-14 лет. Они ничего не знали о веб-дизайне, не пользовались Sketch, не могли дать определение слову “интерфейс”. Первые 3-4 часа я искал подход, пробовал упрощать информацию, но контакт не происходил, работа стояла. Чтобы через 14 дней защитить дизайн-концепции портала wargaming.net и терминала оплаты проездов для Мосметро, важно было придерживаться графика. Я решил попробовать говорить на привычном мне языке, как со своими дизайнерами, и вдруг все случилось, ребята начали меня понимать, процесс пошел.

Это не первый мой преподавательский опыт, я уже давно убедился, что дети в вопросах нестандартного мышления превосходят взрослых. Да, они не владеют инструментами, им не хватает навыков и набитой руки, но они не зашорены, они могут выдать действительно оригинальные идеи и они сверхбыстро учатся. Дети реально могут делать крутые вещи, надо только им помочь понять как.

Грамотный арт-дирекшн, который даже школьников приведет к крутому результату

Мы разбили работу на 4 основных этапа: исследование, проектирование, дизайн и подача. Завершение каждого - важная веха в создании проекта, которая отражается в итоговой презентации. По мере выполнения работ собирались финальные презентации.

Так как это дети, мы в на каждом этапе начинали с основ — объясняли как устроен бизнес клиента, как строятся отношения с заказчиками, что такое сайт и какие бывают разновидности, только после этого можно было приступать к практике. Мы намеренно отказались от лекционной формы обучения, пошли путем древних мыслителей. Каждый день брали новую тему и обсуждали ее. С одной стороны, это очень сложно управляемый подход, так как спикеру нужно раскачать аудиторию и нащупать точку соприкосновения. Но с другой, именно так происходит синхронизация слушателей и участников, таким образом может появиться представление зачем эта тема, как применить и главное, что я знаю и могу в данной теме.

В начале практики мы с учениками искали огромное количество референсов, рисовали от руки, осваивали инструментарий Sketch и прорабатывали концепты, я следил за тем, чтобы у меня не включился синдром «всезнайки». Очень легко с позиции силы сказать человеку, что и как он должен делать, но это лишает его возможности самостоятельно решать задачи, расти, вносить свой вклад в продукт и ограничивает потенциал продукта.

Когда ученики задавали вопросы в формате «а как это сделать?», «повторите, напомните...» мы направляли их к конспектам, записям на доске, одногруппникам. Редко, но иногда нам все же приходилось повторять материал, тогда мы старались сделать это иначе, изменить подход, привести иные примеры.

Еще один прием, который обеспечивает сдачу проекта в срок — завышение промежуточных результатов. Например, важный этап — подбор референсов. Мы ежедневно увеличивали их количество вдвое, а время на подбор сокращали. Интересно, но со временем в подборках ребят стали появляться одинаковые рефы, супротив того, что в первый день не было ни единого пересечения. Для меня это означало, что мы движемся в одном направлении и понимаем друг друга все лучше.

Промежуточное подведение итогов помогает держаться в ритме. Ежедневно мы делали чек-ап. Особую ценность имеет личная обратная связь. Мы каждого спрашивали, почему он так нарисовал, почему эти картинки выбрал, почему взял этот контент. Критический, местами строгий взгляд, придает реальности и значимости выполненной работе. Ну а когда есть за что сказать “WOW! Круто”, так это взрывает эмоции, как у ученика, так и у наставника. Нас эти моменты невероятно заряжали.

Курс не предполагал домашку, но у ребят появлялось желание доделать работу самостоятельно. Чувствовалось жгучее желание дойти до финиша с наилучшими результатам. Не у всех учеников имелся макбук, поэтому я предложил некоторым завершать задачки не в Sketch, а в Power Point. Дима, мой напарник и руководитель направления дизайна нашего агентства, смотрел на нас как на сумасшедших, когда мы разбирали этот вопрос. На следующий день ребята приходили с результатом и он был впечатляющий.

День X

За 2 недели мы создали дизайн-концепты, глядя на которые, складывалось впечатление, что это работа хорошего такого агентства веб-дизайна. Оставался последний шаг — защита проектов перед заказчиками. Здесь мы дали ученикам полную свободу — они делали общую презентацию для защиты концепций. Каждый слайд был проявлением индивидуальности автора, а их было 5. Мы не могли идти с этим к клиентам, ребята сами это понимали. Это в очередной раз показало важность правильного участия арт-директора в процессе. Когда мы заново ставили им задачу и четко обозначили вектор - они сами, своими руками, собрали 2 прекрасные презентации проектов, благо весь контент мы готовили планомерно.

Защита прошла прекрасно, ребята отлично выступили, клиентам не пришлось делать скидку на то, что это школьники, и те и другие на рабочем уровне обсуждали вопросы по проектам. После представители Wargaming и Мосметро признались, что были шокированы, они не ожидали, что подростки принесут рабочие концепции такого уровня. Сейчас ведем переговоры о внедрении некоторых идей.

Дизайн-концепции терминалов оплаты карты "Тройка" Мосметро
Дизайн-концепция портала Wargaming.Net

Полезные советы

Хочу подытожить этот опыт списком правил, которые помогут арт-директорам и руководителям разного уровня успешно реализовывать проекты, а учителям и родителям вовлекать и направлять детей:

1) Не занимайте позицию всезнайки. Это тормозит процесс и нервирует всех. Исполнителю/ребенку всегда нужно давать свободу и возможность взять ответственность на себя.

2) Преподносите задачу несколькими способами, пробуйте использовать разные формулировки. Если видите, что глубинного понимания нет, дайте исполнителю другую задачу, а решение этой делегируйте другому человеку.

3) Четко формулируйте ожидаемый результат, границы и правила помогают сделать крутой результат, так же как ступеньки помогают подняться на Эверест

4) Декомпозируйте процесс и регламентируйте его.

5) Это критически важное правило, обязательно подводите промежуточные итоги.

4) Завышайте ожидаемые результаты, не промахнетесь. Признаться я всегда ожидаю большего от ребят и когда они достигают и перепрыгивают мои ожидания — я чувствую что не зря на своем месте! Это правило я давным давно нашел у Виктора Франкла — тысячу раз подтвердилось в практике.

5) Собирайте обратную связь с исполнителя, сумейте понять его мотивы и логику. Давайте честную оценку, не бойтесь хвалить. Нас со школы приучают к оценкам, которые выражены цифрами, но хвалить эмоционально также важно как и функционально.

6) Начинайте и заканчивайте рабочий день вовремя, придерживайтесь графика. Дисциплина на длинной дистанции превыше всего.

7) Слушайте свою команду, старайтесь быть не столько наставником, рассказывающим как правильно, а как нет. Ваша задача задать курс, направление. Сделать это можно с помощью правильных вопросов.

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации
0
1 комментарий
Семен Егоров

Какие молодцы ВЫ. Детей-подростков нужно обучать именно так! Знающий, работающий профессионал доносит реальные знания и навыки, а не так, как сейчас
в школах. Да что там в школах... Здорово!

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда