В России не умеют готовить чай или стыдный нюанс работы заведений

Парадокс: в стране, где по десять раз на дню пьют чай, готовить его не умеют. Подать плохой чай даже в недешёвом ресторане – обычное дело. Очередная порция перезаваренной сенчи в ижевском кафе сподвигла меня написать эту статью.

Чтобы подготовить материал, я поговорил с Полиной Сагара, основателем и преподавателем чайной школы Sagara.ru.

<p>Полина Сагара, эксперт в области чая и чайной культуры, чемпион Tea Masters Cup, предприниматель. </p>

Полина Сагара, эксперт в области чая и чайной культуры, чемпион Tea Masters Cup, предприниматель.

Полное интервью опубликовано в мартовском журнале КиЧ, а здесь приведу основные размышления и выводы из нашей беседы – всё ли так грустно с чайным образованием в РФ.

Ценность листового чая в России не сформирована Потребители довольствуются плохим, потому что не привыкли к хорошему.

Чай в понимании многих – то, чем можно запить бутерброд. Напиток, который спасает от неловкости – не сидеть же за пустым столиком, когда закончились остальные блюда.

Владельцы бизнеса не хотят заморачиваться

И действительно, зачем заморачиваться, если претензии единичны? Распространённая картина – ресторатор хорошо разбирается в винах или в кофе, но не может похвастаться чайными познаниями. При этом не понимает, зачем обучать работе с чаем персонал.

К нам в AROMATEACOFFEE часто обращаются за обучением бариста. Когда заодно предлагаем прокачать чайные знания, говорят: «с чаем всё нормально». А по факту – перезаваривают, не знают, как подготовить посуду. Любой сорт заливают кипятком. Заварку кладут на глазок. Весы? Нет, не слышали. Нет понимания, что вкусный, с заботой поданный чай – это маленький шедевр и неплохая прибавка к чеку.

В России не умеют готовить чай или стыдный нюанс работы заведений

Нет утверждённого стандарта чайного образования

Если у «кофейщиков» есть Specialty Coffee Association и мировые стандарты образования на всех уровнях (бариста, кап-тестер, обжарщик, Q-грейдер), то единой чайной мировой ассоциации не существует.

В России не умеют готовить чай или стыдный нюанс работы заведений

Своя чайная ассоциация есть в Европе. Есть своя в США. В России кто-то присоединился к европейской, а кто-то мечтает организовать российскую. Чайное образование внутри этих ассоциаций сводится к тому, что обучающимся предлагают пройти курс одного из знаменитых участников организации. Это уже неплохо, но о международном стандарте речи нет.

За чайное образование не готовы платить столько же, сколько за кофейное

Вероятная причина – опять же отсутствие стандартизации. Нет официальных сертификатов, которые человек мог бы показать работодателю при трудоустройстве.

И тем не менее... Кому и зачем нужно чайное образование

Полина Сагара занимается развитием чайной культуры последние 18 лет. В 2008 году основала свою онлайн-школу. Также проводила и проводит офлайн-уроки. С каждым годом у неё всё больше учеников. Спрос на структурированные знания, следовательно, есть. На мой вопрос «кому нужно чайное образование в России» она ответила так.

Чайным мастерам в ресторанах и чайных клубах.

Они должны уметь презентовать чаи – кратко и интересно описывать сорта. Должны уметь готовить напитки с учётом пожеланий гостя. Им нужно уметь работать с хранилищем чая и чайной посудой в потоковом режиме.

Продавцам в чайных магазинах

Продавец должен знать всё то же, что чайный мастер плюс уметь работать с гораздо большим количеством сортов. В магазине чай надо описывать интересно, доступно и быстро. Потребуется объяснять людям, как тот или иной сорт заварить в их домашней (неидеальной) посуде.

Закупщикам чая в заведениях HoReCa

Закупщикам нужно обладать знаниями чайного мастера и отчасти титестера, ведь приходится тестировать продукцию разных поставщиков.

Титестерам в производственных чайных компаниях

Им нужны специфические навыки. Как правило, титестеров прокачивают на производстве, затачивают под конкретный продукт. В приоритете образование технолога и сенсорные способности. Однако и дополнительные навыки приветствуются: хорошо, когда титестер знаком с чайными культурами мира, умеет готовить разные сорта.

Потребителям

А зачем прокачивать чайные знания обычному человеку, который не создаёт и не продаёт чай, а просто любит угощать гостей, чаёвничать у себя на кухне? Всё очевидно. Чтобы научиться удачно выбирать сорта. Заваривать их так, чтобы делать себе максимально вкусно. Уметь выбирать посуду и ухаживать за ней.

Как обстоят дела с чайным образованием в других странах

В странах, где чай является экономикообразующим продуктом, получить профессиональное чайное образование можно. Курсы чайных мастеров есть в китайских вузах (например, в университете Ханчжоу). Студенты изучают теорию и практику, учатся готовить чай, сдают экзамены. Проходят несколько уровней чайного мастерства. Порой, чтобы подняться на новую ступеньку, обучающемуся требуется несколько лет, так как важно нарастить опыт работы с продуктом.

В области производства и титестинга чайные знания передаются в ходе совместной работы: от отца к сыну или от мастера к ученику. Ученик наблюдает, повторяет, совершенствует сенсорные способности. Когда я ездил на индийские чайные плантации, убедился в этом. Чай в Индии – дело семейное. И бизнес, и соответствующие знания там передают по наследству.

Какой профит даст чайное обучение в коммерческой сфере

По моему убеждению, в бизнесе сложно развиваться, если не знать свой продукт досконально. Прокачивать чайные знания надо, чтобы предвосхищать запросы потребителя.

· Людям интересен полезный чай. В супермаркетах теперь можно купить не только пакетики, но и пуэр, и ГАБУ. Дальновидные рестораторы заметили тренд, поэтому улучшают качество чая и его подачи в заведениях.

· Даже если вложиться в обучение персонала, чайную посуду и качественные сорта, маржа на чае получается больше, чем на кофе и вине.

· Хороший чай – завлекалочка для молодёжи, ЗОЖников и ценителей вкусных напитков, а не перезаваренных третьесортных.

В России не умеют готовить чай или стыдный нюанс работы заведений

Мне как чайному мастеру и титестеру чайные знания помогают:

· оценивать качество входящего сырья и готовой продукции;

· принимать решения по конечной рецептуре и улучшать ассортимент;

· быстро разрешать спорные моменты с клиентами;

· лаконично и точно описывать вкус и аромат;

· рассказывать про чай по делу, без мифов и снобизма;

· давать консультации, которые ведут к результату.

На заре чайной карьеры я закрыл пробелы в знаниях именно через «Базовый курс» Полины Сагара. С тех пор прошло пять лет, и теперь я сам провожу индивидуальные уроки и курсы – обучаю менеджеров, дилеров, клиентов компании, владельцев бизнеса и персонал HoReCa. Помогаю выстроить новый подход к продажам и приготовлению чая.

Я верю в свет в конце туннеля: несмотря на в целом начальный этап становления самостоятельной чайной культуры в стране, интерес к хорошему чаю растёт и то ли ещё будет.

55
25 комментариев

Не нет же, кто вам сказал, что у нас так развито чаепитие, скорее кофепитие, соответственно поэтому никто из работников чайной сферы и не парится!

1
Ответить

Обороты чай набирает и будет набирать! На примере своей компании видим это каждый год!

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Очень странный вопрос представителю компании, которая эти Ассамы возит сама и в большом количестве :)))) Скоро придет новый контейнер, там вроде бы должны пыть и плантационные чаи. Сейчас несколько видов есть в интернет магазине и на маркетплейсах. Если будут сложности с выбором всегда поможем, подскажем.

Ответить

Мне кажется это просто лишний способ продать навык, который не очень пользуется популярностью, иначе бы продавали знания вместе с курсом бариста

Ответить

мне кажется по мере роста интереса к китайскому чаю, требования клиентов к напитку будут расти, а с ними будут расти запросы на чайное обучение. Чай в кафе и правда редко хорошо заваривают

Ответить

ну да. соглашусь

Ответить