И конструктивно задача понятна: поместить слушателя в среду, где колонки будут не только спереди и сзади, но повсюду — сверху, сверху слева, сверху справа, сзади сверху слева и так далее. Более того, такие системы уже есть — например, в Дюссельдорфе в Институте SAE, знаменитом звукорежиссерском вузе, где я имел честь вести практические занятия. Однако при всей ясности этого пути очевидно, что он заканчивается для любого разработчика двумя тупиками. Первый связан с себестоимостью и размерами конструкции, состоящей из множества колонок. Второй — с подготовкой контента в таком формате. Ведь записи ни Led Zeppelin, ни The Beatles не были рассчитаны на такие системы. И чтобы сделать мастеринг для каждой из десятка дорожек, боюсь, без помощи нейросетей специалисту не обойтись. В противном случае его труд окажется очень дорогостоящим и при этом будет занимать очень много времени. Означает ли это, что прогресс в звукописи и звукопередаче снова замедлился, как это было после изобретения фонографа? Совсем нет. Напротив, пришло время более глобальным переменам, во всем шоу-бизнесе. И эти перемены особенно заметны наблюдателю с глубокой ретроспективой.