Три стратегии роста бизнеса — для каждого из 3 уровней ваших амбиций

Три стратегии роста бизнеса — для каждого из 3 уровней ваших амбиций

Как вы будете расти зависит прежде всего от уровня ваших амбиций. Есть 3 принципиально разных подхода к росту: цель вырасти на 10-30%, на 30-50-100% или же в 2-3 раза. Разный уровень целей диктует разные стратегии. О них и пойдет речь в этой статье.

Мы провели уже 200+ стратегических сессий в более чем 50 разных секторах бизнеса: от детских игрушек в СНГ до интерактивных экранов, которые продаются по всему миру. Один из самых частых вопросов наших клиентов: «Что делать, чтобы расти быстрее?». Опыт разработки стратегий роста для компаний разных отраслей, разных размеров и запросов, позволил нам выработать список инструментов роста, о которых пойдет речь в этой статье.

Содержание:

1. Стратегия устойчивого роста

Если вас устраивает рост на 10-20% каждый год, то хорошим вариантом для вас будет стратегия устойчивого роста.

Главное здесь найти свое узкое горлышко и расширять его. Оно может быть в производстве, в маркетинге, или в продажах. Узкие места в бизнесе — это точки или процессы, которые сдерживают общую производительность и эффективность. Распознать и устранить эти узкие места 一 это ключевой фактор для роста. Вот несколько примеров типичных узких мест:

1. Ограничения в производстве. Это тот случай, когда желание расти есть, а возможностей увеличивать производство нет. Например, оборудование устарело и часто ломается, не хватает квалифицированных работников и неправильно организовано рабочее пространство.

Что делать?

Повышать производственные мощности. Это тот объем продукции, которое предприятие выпускает за определенный период времени.

Способы увеличения производственных мощностей: закупить новое оборудование, улучшить ассортимент товаров, реорганизовать рабочие процессы, увеличить количество рабочих смен, улучшить площади под производство, ...

Это требует инвестиций, но создает компании устойчивый рост в будущем.

2. Проблемы с логистикой. Поставщики задерживают поставки, на складе слишком много запасов сырья или их не хватает, неправильно организованы складские площади.

Что делать?

Пересмотреть отношения с поставщиками, транспортные решения, складскую инфраструктуру и оптимизировать управление запасами.

Храните на складе минимум сырья и материалов, чтобы уменьшить затраты. Только следите, чтобы Клиенты не остались без своих товаров. Используйте системы управления складом (WMS) или планирования ресурсов предприятия (ERP), чтобы автоматизировать заказы и отслеживать запасы.

Три стратегии роста бизнеса — для каждого из 3 уровней ваших амбиций

3. Неэффективное планирование. Нет четкого плана и постоянный хаос: "то густо, то пусто". Отделы в компании работают неслаженно, дублируют функции друг друга, задачи не выполняются и не контролируются вовремя. От этого страдают и сроки, и качество работы.

Что делать?

Перестроить систему планирования. Оцените текущее планирование, чётко определите, что вы хотите достичь с помощью новой системы, изучите, что делают в других компаниях, особенно в вашей отрасли, и разработайте новую систему с опорой на собранные данные и цели.

4. Препятствия в маркетинге и продажах. Если вы вроде бы вкладываетесь в маркетинг, закупаете рекламу, но при этом не понимаете потребности и предпочтения целевой аудитории, используете неэффективные каналы распространения, вырасти вряд ли получится.

Что делать?

Наполнить воронку продаж большим числом звеньев. Внедрите больше каналов распределения: социальные сети, электронную почту, контент-маркетинг... И создайте хорошую рекламу: ваши сообщения должны откликаться у вашей аудитории, цеплять ее, подчеркивать ключевые преимущества и уникальное предложение продукта.

5. Узкие места в технологиях. Устаревшая ИТ-инфраструктура или легаси (в переводе с английского «наследие») замедляет операции, искажает данные и коммуникации. Если ваши сотрудники часто жалуются, что компьютеры «тормозят», вы не можете установить новую программу, потому что ваше ПО устарело, или не хватает места для данных — ваше узкое место в технологиях. В один момент компания, работающая с устаревшей инфраструктурой, может попасть в цугцванг — когда любое решение будет убыточным.

Что делать?

Модернизировать технологии. На основе аудита определите, какие технологии нужно внедрить и составьте план действий (роадмап). Спланируйте необходимый бюджет и ресурсы. Еще полезно будет автоматизировать рутинные операции.

Когда вы найдете свое узкое место и расширите его, у вас пропадет тормозящий фактор. Процессы начнут работать как по маслу и вы и создадите себе площадку для улучшения результатов. А если самостоятельно их найти или устранить не получается — приходите к нам. Мы поможем проанализировать проблемы и спланировать, что нужно улучшить.

Вас может заинтересовать:

2. Стратегия агрессивного роста

Для тех, кто стремится к росту на 30-50-100% в год, ключевым решением будет разработка стратегии агрессивного роста. Она направлена на сильное и быстрое увеличение доходов и доли рынка. Это требует смелости, риска и значительного вложения средств. Цель агрессивного роста — не просто улучшить текущие показатели, но и полностью изменить позицию компании на рынке.

Здесь нужно не просто улучшить то, что уже работает, а начать делать что-то совершенно новое. Идеальным решением будет провести стратегическую сессию. Так, вы четко определите ваши цели и разработаете проекты по их достижению. Как провести стратегическую сессию, чтобы получить из нее максимум, писали в этой статье.

Страт. сессию лучше проводить с командой ключевых лиц в компании. Так ваши решения будут более взвешенными. Кроме того, участие лидеров отделов увеличит их вовлеченность в реализацию стратегии.

Сама разработка стратегии не обеспечивает рост, главное 一 это реализовать мероприятия. По итогам стратегической сессии формируется подробный Action-план, а вот его выполнение полностью зависит от самой компании. Часто стратегия просто сливается командой. В этом случае о росте можно забыть. Вот несколько шагов, чтобы стратегия не просто осталась на бумаге, а принесла реальную пользу:

  • Назначить лидеров проектов. За каждое мероприятие должен отвечать отдельный человек. Он должен иметь навыки управления и лидерский потенциал. Важно не отправлять ответственных в свободное плавание: они должны получать регулярную поддержку и иметь доступ к нужным ресурсам. Мы, по опыту, видим, универсальные КФУ лидера проекта: эффективные коммуникации, навыки недирективного управления, умение диагностировать и находить узкие места, дожимать задачи до конца;
  • Дать лидерам привлекательную мотивацию от результатов проекта. Например, это может быть дополнительная годовая премия от ключевой проектной метрики (North Star Metric) или набора главных KPI проекта. Лидеру предстоит сложная работа с преодолением инерции и сопротивления, надо заинтересовать его на длинном отрезке;
  • Внедрить систему проектного управления. Команда должна иметь доступ к современным инструментам и ПО для проектного управления. Это поможет планировать, оценивать прогресс и взаимодействовать с другими участниками. Внедрите одну из техник проектного управления, например Agile, Scrum или Waterfall, в зависимости от специфики проекта;
  • Проводить регулярные встречи-ревизии с участием спонсора проекта — это обязательный шаг в управлении независимо от выбранной техники. Оптимально проводить их 2 раза в месяц в первые 3 месяца и 1 раз в месяц после. На ревизиях рассматривается текущий статус по задачам проекта и проходит координация рабочей группы;
  • Разработать систему отчетности и контроля. Промежуточные результаты проекта должны обязательно отслеживаться, как минимум на встречах-ревизиях. А если у проекта есть постоянные показатели эффективности, то их лучше вынести на показательный дашборд, обновляемый в онлайн-режиме. Так несколько пар глаз будет видеть ключевые метрики и, если что-то пойдет не так, можно будет быстро внести корректировки;
  • Поддерживать проектную культуру в команде. Нужно создать культуру, где ценится сотрудничество, открытость к новым идеям и постоянное стремление к улучшению. Еще для задачи роста не обойтись без новых навыков, поэтому стоит подумать про обучение и развитие сотрудников.

Обязательно ли проводить стратегическую сессию? Стратегии агрессивного роста — это всегда сильные изменения, чтобы их внедрение прошло гладко, лучше составить четкий план действий. Чтобы проверить, нужна ли вашей компании стратегия, учитывайте специфику вашего бизнеса, или воспользуйтесь нашими советами.

Мы подготовили для вас 3 файла по декомпозиции формулы чистой прибыли для 3 разных отраслей: производство, торговля и сфера услуг. В каждом вы найдете минимум десяток идей по точкам роста прибыли для своей компании.

Три стратегии роста бизнеса — для каждого из 3 уровней ваших амбиций

3. Стратегия экспоненциального роста

Стратегии экспоненциального роста используются, когда есть цель увеличивать выручку в 2-3 раза год к году. Для стартапа — это нормальный рост, но делается он на низкой стартовой базе. А для зрелой организации — это серьезный вызов, это как ежедневный поход в тренажерку для 50-летнего человека. Для таких целей роста нужно не просто улучшить существующие процессы, но и кардинально изменить подходы к ведению бизнеса. Для достижения невероятных результатов необходимо выйти за рамки привычного мышления и действий. Вот ключевые шаги для такого роста:

  • Сменить окружение и искать новые источники вдохновения. Для настоящего прорыва нужно полностью выйти из операционки. Тотально изменить привычную среду, начать общаться с совершенно другими людьми. Так вы получите революционные идеи и кардинально расширите взгляд на бизнес.
  • Формировать инновационную культуру. Важно уйти от устаревших убеждений и рамок, осмелиться мыслить глобально и инновационно. Одно из главных действий 一 это создать в компании такую корпоративную культуру, где новаторство, эксперименты и нестандартные решения не только приветствуются, но и поощряются на всех уровнях организации.
  • Найти наставника, ментора. Хорошим решением будет найти для первого лица мудрого наставника, возможно даже из совершенно другой отрасли или культуры. Он поможет увидеть новые горизонты, предложит свежий взгляд на привычные вещи.
  • Искать радикальные инновации. Прямой путь для серьезных изменений 一 это активное использование самых последних технологий для создания новых продуктов. Будь то ИИ, смарт-контракты или плоская орг. структура. В небольших инкрементальных улучшениях кратного роста нам не найти.
  • Преодолевать сопротивление команды. Резкий рост всегда сопровождается внутренним сопротивлением сотрудников, их страхом чего-то нового. Нужно развивать навыки управления изменениями у лидеров команд. Стимулировать изменения через новые схемы вознаграждения..
  • Искать новые партнерства — финансовые, маркетинговые, и др. Финансовые партнеры дадут денег на развитие. Маркетинговые партнеры поделятся контактами и лидами, помогут в проведении совместных мероприятий.
  • Найти свой главный рычаг масштабирования и вдавить педаль в пол. Примеры таких рычагов: число продавцов в ОП, число партнеров по франшизе, число мест, подходящих под открытие торговой точки, число блогеров и интернет-площадок, готовых делать с вами коллаборации.

Если вы задаетесь целью роста, первое, что вам нужно сделать — это четко определить свои амбиции. Если полностью перекроить все операции, когда ваш бизнес требует легкого косметического ремонта, можно сильно потратиться и получить обратный эффект. В то же время, покупка нового дорогого крутого станка не поможет вам нарастить выручку в несколько раз. Поэтому хорошо подумайте над целевыми цифрами и приступайте к выбору нужных инструментов роста!

Если планируете провести стратегическую сессию, свяжитесь с нами!

Мы будем рады помочь в подготовке и проведении вашей стратегической сессии. Мы сделали уже более 230 сложных стратегических проектов для более чем 80 клиентов в 50 различных сегментах рынка. Станем вашими проводниками в стратегическом процессе и вместе найдем уникальную стратегию роста для вашей компании!

Автор статьи: Максим Поклонский
Основатель стратегической мастерской План-С, архитектор и модератор стратегических сессий.
33
Начать дискуссию