Карьера в HR-менеджменте: инхаус, консалтинг или фриланс? Что выбрать HR-специалисту?

В построении карьеры в HRM есть извечный вопрос, по какому пути идти специалисту: развиваться внутри компании (in-house), работать в команде внешнего подрядчика (в консалтинге) или уйти на фриланс? В этой статье постаралась подробно (без прикрас) разобрать особенности каждого направления, чтобы каждый из вас смог сделать свой взвешенный и осознанный выбор.

Коллеги, приветствую! Перед тем, как начать, хотелось бы с вами познакомиться поближе:

Меня зовут Дарья Ким

Вот уже 12 лет я помогаю компаниям находить руководителей высшего и среднего звена, а также редких специалистов, которые наилучшим образом подходят под стратегические цели и тактические задачи бизнеса.

6 лет руковожу собственным кадровым агентством «РЭДИ»

Являюсь автором блога об эффективном рекрутинге @ready_hr

Я убеждена, что подбор персонала является важнейшей функцией, помогающей любому бизнесу стать лучше, сильнее, эффективнее.

С недавних пор развиваю направление обучения в области подбора и оценки персонала. Сейчас активно работаю над популяризацией идеи ценности HRM в глазах работодателей и кандидатов.

Вернемся к вопросу в заголовке статьи. Что же выбрать?

Правда в том, что никто, кроме вас, не знает ответ на этот вопрос. Принять правильное решение сможете только вы (а я вам помогу).

Изначально в этой статье я хотела описать плюсы и минусы работы в каждом из вариантов. Но это же вопрос философский. Для кого-то стабильность - про «устойчивость», для других - про «отсутствие развития».

Поэтому давайте просто рассмотрим особенности каждого вектора развития.

In-house

(речь идет преимущественно о крупных компаниях с разветвленной HR-структурой)

🔺 Планомерное, поступательное развитие. Можно прийти на начальную позицию в один из «лучиков» HRM и дальше перемещаться, обрастая компетенциями.

🔺 Возможности не только для горизонтального, но и для вертикального роста.

🔺 Гарантии (официальная заработная плата (с большой долей вероятности в хорошем соотношении «белая») пенсионные отчисления).

🔺 Погружение в одного заказчика, знание «подводных камней», возможность смотреть на проблему и решать ее изнутри.

🔺 Более четкие рамки рабочего дня (в сравнении с фрилансом и работой в агентстве).

🔺 Для большинства сотрудников есть потолок в заработной плате и должности (не все станут HRD)

🔺 Сниженная значимость конкретного сотрудника. Крупным компаниям легче расставаться с персоналом. Чем крупнее бизнес, тем выше ценность «сотрудника» (как исполнителя функции) и ниже ценность «человека» (как личности). Знаю множество примеров, когда сотрудник давал супер показатели, его «любили», хвалили, дорожили. Но после некоторого спада или «усреднения» (обстоятельства неважны) довольно скоро прощались. Про таких сотрудников говорят: «не смог адаптироваться под новую стратегию/не соответствует темпам роста компании» и т.д. Надеюсь, что на дефицитном рынке кандидатов ситуация изменится, но пока так в большинстве крупных компаний (даже среди тех, кто пишет в ценностях про человекоцентричный подход).

🔺 Однообразность проектов (все зависит от этапа жизненного цикла компании, но здесь я пишу в сравнении с фрилансом и работой в агентстве).

🔺 Ограниченность функционала. Чем крупнее компания, тем более очерченный набор обязанностей у специалистов. Это приводит к риску «усреднения» сотрудников с сильным потенциалом. При этом «комфортникам» такая особенность будет только в плюс.

🔺 Скудные возможности влиять на уровень дохода. Часто львиную долю в заработной плате занимает оклад. С одной стороны, это хорошо (с - стабильность). С другой стороны, для достигаторов невыносимо.

🔺 Чаще не команда, а коллектив. Присутствуют интриги между бизнес-функциями.

🔺 Высокий уровень бюрократии и неповоротливости. Чтобы согласовать отпуск, подписать какую-то бумажку и уж тем более «пробить» проект, нужно пройти 9 кругов формализма.

Фриланс

🔺 Возможность самостоятельно планировать свой график, количество рабочих дней в неделю и загруженность в целом

🔺 Удаленная работа из любой точки мира

🔺 Возможность самостоятельно выбирать заказчиков и проекты, работать с теми, кто соответствует Вашим ожиданиям, остальным - отказывать (но предупреждаю, это идеальная картина)

🔺 Высокая финансовая зависимость от клиентов. Нет фиксированного дохода, ощущения «безопасности». Если привлек мало клиентов и выполнил мало заказов, можно вообще ничего не заработать (или уйти в минус)

🔺 Но можно зарабатывать очень много. 100% влияние на доход (заплати налоги и живи спокойно), нет ограничений

🔺 Самостоятельный поиск заказчиков, самостоятельное решение всех возникающих разногласий

🔺 Не просто HR, но маркетолог, финансист, блогер, предприниматель, водитель и грузчик😂

🔺 Подходит для «одиночек». «Командные игроки» не выбирают фриланс

🔺 Нет рутинных совещаний, планерок (отчет только перед внешним заказчиком)

🔺 Мало коммуникаций по рабочим вопросам. Экстравертам может не хватать «живого» общения

🔺 Отпуск в любое время, но за свой счет

🔺 В реальности нет отпуска, нет возможности просто «выключиться» и пойти отдыхать (некому перепоручить свои обязанности)

🔺 Можно конкурировать с консалтинговыми компаниями по ценам

🔺 В нашей стране у заказчиков пока нет большого кредита доверия фрилансерам. Выбирая специалиста, работают или с известными экспертами (например, с теми, кто работает над личным брендом, ведет свой блог), или доверяют маленькие проекты. Крупные заказчики предпочитают работать с компаниями, а не с отдельными специалистами

🔺 Все расходы - за Ваш счет. Вдруг, оказывается, что их очень много

Агентство (внешний подрядчик)

🔺 Очень большие возможности для профессионального, экспертного роста.

🔺 Разноплановые проекты. Возможность работать с заказчиками из разных направлений бизнеса, с разными кейсами, получить уникальный опыт и ценные знания о разных отраслях и рынке в целом, расширять свой кругозор кругозор и повышать ценность.

🔺 Не просто коллектив, а команда профессионалов. Сотрудники часто работают над общими проектами, пересекаются по заказчикам. Видят общую цель, растут вместе с руководителем, смотрят в одну сторону, помогают друг другу.

🔺 Высокая ценность, значимость каждого сотрудника. С одной стороны, агентства чаще представляют собой компании с небольшим штатом, с другой стороны, внешние подрядчики - эксперты в своем направлении (уровень экспертизы по профилю на голову выше, чем у коллег инхаус). Так как компании небольшие, сотрудники на всех уровнях плотно взаимодействуют, эмоционально близки. Это еще сильнее повышает прочность команды и ценность каждого отдельного человека. И каждый чувствует это.

🔺 Есть возможность проявляться, предлагать идеи и участвовать в их реализации. Небольшие компании более гибкие, мобильные, легче трансформируются, пробуют новое.

🔺 Есть возможность оказывать влияние на выбор проектов и заказчиков.

🔺 Приятный уровень формализма (он есть, но совсем невысокий). Часто можно задать вопрос верхнеуровневым руководителям (без записи на прием за месяц, а просто подойти и спросить), согласовать отпуск быстро, отпроситься ко врачу, несколько дней побыть на больничном, не оформляя его официально, предложить проект, реализовать его и т.д.

🔺 Можно влиять на уровень дохода. Часто заработная плата складывается из фиксированной части (ниже, чем инхаус) и переменной (значительно выше). При хорошем исходе можно зарабатывать значительно больше, чем коллеги инхаус, но при нехорошем - просесть в деньгах. Подходит для тех, кто умеет распоряжаться своими финансами.

🔺 Агентство несет ответственность перед заказчиками. В этом для сотрудников большой плюс в сравнении с фрилансом.

🔺 Сложнее выстроить путь вертикального роста. Редко агентства бывают супер большие, соответственно, расти вертикально здесь более затруднительно.

🔺 Официальная часть дохода меньше реальной (часто).

🔺 Функционал бывает шире изначально оговоренного.

🔺 Реальный рабочий день может выходить за рамки рабочего графика.

Чтобы быть максимально объективной, отмечу:

Выше я описала часто встречающиеся особенности в каждом из трех векторов.Но не ровняйте всех под шаблон. Помните, все компании (как и люди) разные.

- Есть крупные компании, где ценность сотрудников реально (а не на бумаге) заложена в приоритет.

- Есть внешние подрядчики, которые не вкладываются в развитие сотрудников и их экспертность (но такие компании долго не живут, экспертность здесь стоит во главе угла).

- Есть крупные компании, где функционал между сотрудниками распределен не достаточно четко. И пусть это менее эффективно для такого крупного бизнеса.

- А некоторые внешние подрядчики в разы стабильнее, устойчивее, чем инхаус.

- И многие фрилансеры, вопреки убеждениям, очень ответственно подходят к ведению проектов и помогают бизнесу заказчиков становиться лучше.

Этот список можно очень долго продолжать. Потому что каждая компания уникальна, каждый человек уникален. Выбирая работать в найме, изучите все его возможности и сопоставьте со своими желаниями. Выбирая фриланс, четко оцените, что ждёт вас на этом пути. Обязательно учтите в данном вопросе варианты развития в профессии.

И помните, в течение всего своего профессионального пути у вас есть возможность менять вектор развития.

А для этого мы с командой подготовили для вас карту развития в HRM, чтобы в любой момент времени вы могли сверяться с курсом и корректировать его.

Коллеги, рада, если статья окажется для вас полезной! Приглашаю присоединиться к моему HR-сообществу!

В блоге я делюсь авторскими статьями, полезными кейсами, лайфхаками, наблюдениями, веселыми видео и всем, что может быть полезно тем, кто подбирает персонал.

Приглашаю вас вместе со мной отправиться в путешествие в увлекательный мир рекрутмента!

821821 показ
247247 открытий
3 комментария

Интересно, кратко. В заголовке - про ин-хаус, фри-ланс и консалтинг. В тексте - про агентство. Вы приравниваете "агентство" к консалтингу? Если кроме рекрутинга есть и другие "продукты" у агентства, то да, консалтинг.
Согласен, что в executive search присутствует консалтинговая "составляющая". И все же - какой консалтинг вы предоставляете компаниям? Был на сайте агентства, не увидел.

Ответить

Агентства бывают разные) Мы работаем над вакансиями комплексно. Не просто подбираем персонал на заявленную позицию, а глубоко работаем с запросом заказчика, консультируем по построению структуры отдела/департамента, по формированию взаимосвязей между функциями бизнеса. Помогаем также прописать мотивационную составляющую. Перед тем, как берём в работу вакансию, подробно изучаем рынок труда, даем заказчику подбора прогнозы.

Ответить