Что сделать прямо сейчас, чтобы пережить дефицит кадров в ближайшие 7 лет

Содержание статьи:

Проблема дефицита кадров в 2024

В России в октябре и ноябре 2023 года зафиксирован минимальный за всю историю наблюдений показатель безработицы — 2,9%, то есть за последние 4 года этот показатель сократился в 2 раза по данным Росстата. Для сравнения, в Испании этот показатель достигает 13%, в Турции — 10%, во Франции — 7%, в США — 4%, в Германии — 3% по данным МВФ.

О проблеме высказывались Владимир Путин:

С учетом исторически минимальной безработицы <…> по многим направлениям просто не хватает рабочих рук

И министр труда и социальной защиты Антон Котяков:

«Наибольший спрос на кадры сложился в обрабатывающих предприятиях, в строительстве и на транспорте.

Выхода на рынок новых сотрудников за счет демографических факторов ждать не стоит. Количество населения России в возрастной группе 25-29 — 7 547 556 человек, а в группе 35-39 — 12 845 231 по данным Росстата. То есть в 1,7 раз меньше. Если посмотреть на половозрастную пирамиду в сторону молодых, то расти количество новых сотрудников начнёт через 7 лет, когда на рынок труда начнут выходить те, кому сейчас 15 лет.

Поведение компаний на рынке труда лучше всего описать игрой «Музыкальный стул», когда стульев на один меньше, чем участников. И чтобы не отказать тем, кому персонала не хватило, нужно изменять подход к персоналу и процесс работы с ним за счет повышения эффективности найма и удержания текущих работников компании.

Удержание сотрудников

Проблемы нехватки персонала персонала зачастую начинают решать с усиления найма, но если посмотреть на цифры текучести, то главные точки роста находятся в удержании текущих сотрудников.

По данным Antal Talent текучесть в 2022 году в розничной торговле составила 62%, в логистике — 26%, в добывающей промышленности — 20%

Материальная и нематериальная мотивация

В этом же исследовании Antal Talent среди главных причин увольнения более половины уволившихся выделяют зарплату и премии, которые не соответствуют ожиданиям. Полагаться на это мнение полностью не стоит, так как самый социально одобряемый повод для увольнения — низкая зарплата, но всё же имеет смысл обратить внимание на этот показатель внутри своей отрасли, и если он значительно ниже конкурентов, то довести его до стандартных в рынке значений.

Провести аналитику по системам нематериальной мотивации и их влиянию на удержание персонала значительно сложнее, но в целом мнение HR-сообщества единогласно: «Лояльность значительно снижает текучесть кадров».

Среди наиболее популярных методов нематериальной мотивации в России:

  • Возможность работать удаленно

  • Гибкий график

  • ДМС
  • Корпоративные мероприятия
  • Обучение за счет компании
  • Организация питания в компании

Культура управления линейных менеджеров

Еще более сложный блок для анализа — это культура менеджмента в компании.

По данным опросов от 4% до 10% увольнений — это проблемы с руководителем

Эксперт в области организации и совершенствования систем управления Андрей Тысленко подкасте Flow HR Павла Боревича отметил:

Если очень высокая текучесть низовки, при этом стопроцентная нетекучесть верхушки — это значит, всё дело в верхушке.

Оценить этот показатель можно за счет качественных exit-интервью во время увольнения сотрудников, и если здесь есть значимая проблема для компании — инициировать работу с улучшением управленческой дисциплины.

Развитие внутрикома

Кристаллизация функционала внутрикома в отдельную единицу и передача распределенных задач от маркетинга, рекрутинга и PR в большом количестве компаний в России сегодня иллюстрируют понимание бизнесом необходимости этой функции.

Обычно в компаниях специалисты по внутрикому развивают HR-бренд внутри компании за счет внутренних коммуникаций через цифровые и оффлайн каналы и организуют мероприятия для сотрудников, ориентированных на вовлечение и повышение лояльности. Или проще — поддерживают и удерживают людей в компании.

Я понимаю, что если сотрудник обладает информацией о компании, то у него появляется понимание стратегии. На основе этого он принимает решения: насколько он готов дальше оставаться внутри, насколько он видит перспективы, насколько он готов даже в самый турбулентные времена сохранять свою лояльность по отношению к этой компании.

Также задача внутрикома — подсветить первых лиц. Известно, что сотрудник приходит в компанию из-за HR-бренда, а уходит от руководителя или от действий первого лица, поэтому здесь коммуникации невозможно недооценить.

Все инструменты внутрикома напрямую влияют на удержание персонала

Мария Резник, директор по управлению брендом работодателя Inventive Retail Group

HR маркетинг

HR-маркетинг — это маркетинг, только целью его становится не покупатель, а соискатель. И точно так же, как в эпоху дефицита предложений, в классическом маркетинге нет необходимости, и он становится актуален при высокой конкуренции, HR-маркетинг становится эффективной методикой увеличения потока входящих заявок от потенциальных кандидатов в компанию.

Анализ зарплат и других преимуществ конкурирующих работодателей

Задача работодателя быть, как минимум, не хуже конкурентов, но рынок меняется ежедневно. Кадровый голод на фоне рекордно низкой безработицы заставляет работодателей повышать зарплаты для увеличения притока кандидатов и удержания сотрудников.

Повышение зарплаты для решения проблемы нехватки кадров используют 72,5% организаций, показал опрос консалтинговой компании RosExpert

Разумно понимать текущую ситуацию с зарплатами и организовать регулярный процесс мониторинга. В зависимости от особенностей рынка это могут быть:

  • опросы потенциальных кандидатов, которые получают предложения от конкурентов,
  • регулярные отклики на стандартные позиции конкурентов,
  • анализ данных из онлайн-сервисов, которые агрегируют информацию по заработным платам, например, zp.hh.ru.

HR-бренд

Формирование HR-бренда — это сложный, а главное длительный процесс, результаты которого можно получить через 2-3 года, но с учетом масштаба проблемы, как минимум, в 7 лет начать работу с ним сейчас самое время, если компания прежде не выделяла ресурс на формирование этого актива. Результат HR-бренда — люди выбирают работу между вакансиями внутри компании, к которой они лояльны, а не между разными компаниями.

Дополнительным стимулом для развития HR-бренда может быть сам бренд компании. Часто люди связывают качество продукта или услуги с привлекательностью HR-бренда.

Исследования HeadHunter подтверждают, что 47% россиян хотят работать в конкретной компании, потому что лояльны к их продукции

Работа в этом направлении делится на 2 блока:

  • Формирование HR-бренда (анализ текущего состояния, определение целевых аудиторий, описание преимуществ, формирование EVP)
  • Продвижение HR-бренда (онлайн-активности, мероприятия для потенциальных кандидатов, взаимодействие с текущими сотрудниками для развития реферальных программ)

По данным исследования Работа.ру 90% респондентов считают, что сильный бренд работодателя поможет привлечь больше соискателей. 86% опрошенных компаний полагают, что бренд обеспечит хорошую репутацию на рынке, а 72% уверены, что HR-бренд улучшит отношения с текущими сотрудниками и снизит текучесть персонала.

Отдельный ресурс HR-департаменты должны выделять на работу с отзывами. Они влияют на 79% соискателей по исследованию HeadHunter, а также в списке самых важных факторов при выборе вакансии находятся на втором месте (важность 4,2 из 5) после зарплаты (важность 4,5 из 5).

Несмотря на большое разнообразие исследований и данных о предпочтениях соискателей в открытом доступе, я рекомендую работодателям проводить собственные качественные и количественные исследования хотя бы раз в год. Регулярные глубинные интервью с сотрудниками, а также бренд-трекинги и онлайн-анкетирования помогут вам отыскать боли, инсайты и потребности аудитории, которые релевантны вашей компании, а не рынку в целом. Общаясь напрямую с аудиторией на разных этапах EJM (потенциальные соискатели → кандидаты → текущие сотрудники → бывшие сотрудники), вы найдете болевые точки в HR-процессах и коммуникациях, которые нужно изменить в ближайшей перспективе, чтобы создать непревзойденный опыт сотрудника (employee experience) и улучшить восприятие бренда работодателя.

Собственные данные могут как подтвердить выводы из сторонних исследований, так и опровергнуть их — это нормально, поскольку каждый работодатель создает собственный контекст. Например, рынок считает гигиеническим минимумом наличие карьерных соцсетей, но это не означает, что они нужны в вашей компании. Ответ на вопрос «Нужен ли бренду Х карьерный телеграм-канал с вакансиями?» должны дать непосредственно ваши соискатели и сотрудники в ходе вашего исследования, а не консалтинг или контрагенты, которые через результаты опросов продвигают соответствующую услугу из своего продуктового портфеля.

Игорь Мостовщиков, employer brand lead Ростелеком

Рекрутинг

Увеличение количества точек присутствия вакансии

Увеличение количества откликов напрямую зависит от охватов вакансии. Усилить этот показатель можно за счет:

  • увеличения количества job-порталов и вакансий на них,
  • добавления оффлайн-активности (мероприятия, размещения баннеров на транспорте и улицах города),
  • кадровая лидогенерация.

Исследование Get experts показывает, что половина россиян думает о смене работы, но только треть из них делает это активно. То есть оставшиеся две трети работу ищут, но для этого ничего не делают

При этом социальную сеть ВКонтакте ежемесячно (MAU) посещают 89,2 млн пользователей, а ежедневно (DAU) — 52 млн пользователей по открытым собственным данным проекта. У мессенджера Telegram ежемесячная аудитория (MAU) — 82,3 млн по данным Mediascope на октябрь 2023.

Это огромный потенциал для HR-маркетолога: работа с теми, кто не заходит на job-порталы, кого можно найти через таргетированную рекламу, и предложить свою компанию. Фактически, сделать работу по поиску работы за кандидата.

Скорость обработки откликов

Ускоряется и поиск работы потенциальными кандидатами. Исследование Авито Работы показывает:

27% людей находят работу меньше, чем за две недели, 15% — за месяц, 11% — за 2-3 недели

Это значительно быстрее, чем было раньше. Уже в первые дни поиска интересный кандидат получает десятки предложений, а стандартные нормативы на скорость звонка по заполненной заявке у крупных онлайн ритейлеров при найме курьера сегодня составляют 10-15 минут.

Чем быстрее кандидат получит ответ на свой отклик, тем больше вероятность, что он станет сотрудником компании. Для максимального ускорения отклика некоторые компании используют чат-ботов. Например, для масс-найма на вакансии это делает X5 Retail для своих магазинов «Пятерочка» и «Перекресток». Бот умеет подбирать вакансии рядом с домом, используя геолокацию кандидата или адрес, который он ввел в ответ на вопрос бота, и записывать кандидатов на интервью.

Повышение эффективности коммуникации на всех этапах собеседования

Следующая точка роста для повышения эффективности рекрутинга — это анализ этапов воронки кандидатов. Здесь интересно сравнивать рекрутеров между собой и выявлять лучшие практики, например, если доходимость на очное собеседование у одного рекрутера в среднем выше в 2 раза коллег, то разумно изучить его опыт, и передать его коллегам. Также для многих компаний по-прежнему остается актуальной задача автоматизации рекрутмента и ведения базы кандидатов.

Типичные ошибки рекрутинга на этапах собеседования:

  • недостаточная презентация компании и ее преимуществ,
  • формальная коммуникация с кандидатом,
  • небрежное ведение базы кандидатов: потеря анкет, звонки с нарушением сроков по кандидатам, которые утверждены для работы в компании.

Расширение географии и возраста кандидатов, пересмотр гендерных ограничений и обучение

Всё больше компаний в России для решения нехватки персонала используют программы релокации кандидатов из других регионов. Такие программы есть в компаниях Еврохим, Норникель, Русагро и другого российского бизнеса.

Обычно в программу релокации входит:

  • компенсация билетов и затрат на перевоз вещей,
  • подъемные на переехавшего сотрудника и каждого члена его семьи,
  • частичная или полная компенсация аренды жилья.

Возрастные ограничения по многим вакансиям разумно пересмотреть. Средний (медианный) возраст населения России по данным ООН за 20 лет с 2001 по 2021 годы вырос на 3 года с 35,8 до 38,8 лет, и по прогнозу этот показатель будет продолжать расти

Министерство труда России постоянно исключает профессии из списка запрещенных для женщин. Еще недавно женщины не могли работать водителями самосвалов, трактористками, матросами, шкиперами, боцманами. Пересмотр компаниями гендерных ограничений при поиске сотрудника также может повлиять на ускорение закрытия вакансий.

Компании всё больше готовы на поиски людей без опыта работы, чтобы обучить их собственными силами. Только 5% опрошенных компаний сообщили, что не занимаются обучением своих сотрудников, как показывает анализ Get experts.

Работа со школьниками и студентами

Работа с выпускниками теряет свою эффективность: большинство студентов, выходящих на рынок труда в период обучения в вузе, начинают работать уже со 2-3‑го курса, в среднем – после 2,7 года обучения по исследованию Высшей школы экономики «Совмещение учебы и работы студентами российских вузов». Делают это студенты для старта карьеры в большей степени, чем для зарабатывания денег.

77,5% работающих студентов заявили, что работа дает возможность удачно трудоустроиться после окончания вуза, поскольку работодатели ценят опыт и 48,9% работающих студентов поставили во главу угла заработок

Активности по привлечению кандидатов в крупные компании разумно начинать с первых курсов профильных образовательных учреждений или ещё раньше. Свои программы для школьников есть у РЖД, Росатома, Русгидро, Яндекса и Сбербанка.

Что ещё может сделать бизнес

Вопрос нехватки персонала также можно решать в более широкой плоскости, выходя за пределы HR-департамента за счет передачи части функций внешним подрядчикам и повышении эффективности труда.

Стандартными практиками крупных продуктовых ритейлеров уже давно стало привлечение аутстаффинга, а передача части функций на аутсорс, в целом, может убрать часть работы HR-департамента, что даст возможность сфокусироваться на поиске ключевого персонала, который должен быть внутри компании.

По итогам 2022 года показатель производительности труда в РФ снизился на 3,6%, продемонстрировав максимальное падение за период с 2009 года, следует из данных Росстата. Поэтому точкой роста для компаний остается внедрение новых технологий, чтобы текущее количество персонала обеспечивало бизнесу большую прибыль.

Сейчас уделять внимание корпоративной культуре в компании важнее, чем заниматься маркетинговой стратегией или операционной моделью. Компании с сильной корпоративной культурой проще проходят кризисы, легче удерживают персонал и быстрее (=дешевле) нанимают сотрудников.

Чтобы справиться с дефицитом кадров, критически важно относиться к сотрудникам компании с уважением и на равных. Люди работают с людьми. Если руководители умеют с уважением относиться к сотрудникам компании, будь то инженер, работник производства или курьер, то и сотрудники с уважением начинают относиться к работе, менее охотно из неё уходят и зовут друзей.

Елена Изюмова, руководитель группы HR-маркетинга Yandex Cloud

Выводы

Компании России столкнулись со сложным вызовом — нехваткой персонала, который может быть решен для каждой компании индивидуальным набором инструментов, но общие правила решения будут включать:

  • анализ текущего персонала компании и уменьшение текучести кадров,
  • повышение эффективности найма,
  • оптимизация бизнеса в целом.

Оставить ситуацию нехватки кадров как есть в надежде, что она сама собой разрешится, вряд ли получится, такие компании с высокой вероятностью потеряют не только часть персонала, но и сам бизнес.

Больше об инструментах HR-маркетинга и кадровой лидогенерации рассказываем в нашем канале в Телеграм Flow HR: регулярно делимся полезной информацией, исследованиями и интервью с HR-крупных компаний.

Использованные материалы:

77
Начать дискуссию