Секреты ресторанного рекрутинга: как собрать идеальную команду

Татьяна Федорова 
HR-директор федеральной сети боулинг-ресторанов Brooklyn Bowl

Закулисье ресторанного бизнеса — это не только изысканные блюда и завораживающая атмосфера, но и тщательно подобранная команда. А когда работаешь не в обычном ресторане, а в боулинг-ресторане — собрать и удержать команду становится в разы сложнее. Сегодня расскажу о тонкостях найма и мотивации сотрудников для развлекательной сферы.

Кто наш идеальный кандидат?

Поскольку Brooklyn Bowl — это боулинг-ресторан, где можно не только вкусно поесть, но и покатать шары или насладиться выступлением артистов, то наш идеальный сотрудник — многорукий многоног. Ведь может произойти проблема не только с едой и напитками, но и с бронями на дорожках, технические ошибки, сложности с неймингом играющих и много чего еще. Конечно, в зале всегда дежурят механики боулинга, но все же задач у нашей команды больше, чем в обычном ресторане.

Например, ребята за смену набегают не менее 10 000 шагов, а в выходные и все 14 000. Потому что наши рестораны сильно больше, чем классические, 2000-3000 кв.м.! Такую «физкультуру» не каждый осилит.

К особенностям работы я бы отнесла еще и шум боулинга. Много стажеров на этапе тестовых смен отваливаются именно по этой причине. Сложно фокусироваться, когда вокруг шары постоянно сбивают кегли.

«Работа по любви» — вот к чему мы стремимся

Работать в боулинг-ресторане объективно сложнее. До аттестации у нас доходят примерно 50% стажеров. На моих предыдущих местах работы этот показатель был не ниже 70%. Вот где наша зона роста. Во время собеседования, либо в первый день, мы всегда проводим стажеру экскурсию по ресторану, предупреждаем о сложностях, с которыми он может столкнуться. Зачастую стажер стесняется задавать бытовые, но важные вопросы, например, где можно поесть или переодеться? Управляющий либо менеджер заранее объясняет и показывает новичку эти моменты. Параллельно стараемся знакомить с командой. Для нас важно не просто набрать команду, а сделать так, чтобы ей у нас было комфортно.

Зачем мы «вербуем» студентов

Чтобы привлечь молодых специалистов — мы активно ходим в гости в колледжи. Обычно просим выделить час-полтора в актовом зале, где команда руководителей презентует компанию, наши ценности, условия, отвечает на вопросы и дарит подарки. Мы приглашаем студентов к нам в рестораны и рассказываем про работу в «полях». Получаем хороший отклик — они приходят к нам на стажировки, и многие остаются работать.

Секреты ресторанного рекрутинга: как собрать идеальную команду

Как снизить текучку кадров

Прошлый год мы посвятили налаживанию системы найма в первую очередь и начали работу над удержанием и созданием HR бренда.

Но результаты текучести говорят сами за себя. При общем количестве 275 человек в команде, за год уволилось 345. Текучесть почти 130% за год — это значит, что мы почти полтора раза поменяли всю команду. В ресторанном бизнесе нормой считается годовая текучесть в 90%. Это наша цель на 2024 год. Неаттестованных стажеров мы тоже считаем в текучесть, поскольку убеждены, что если их туда не включать, то фокус управляющих будет меньше. Лайфхак — никогда не исключайте стажеров из статистики. Они помогают подсветить проблемы с адаптацией, так как наша цель — не показать красивые цифры, а увидеть проблему и решить ее.

Причины текучести кадров:

  • «Турбулентное» время, в связи с чем многие ребята переезжали в другие города и страны.
  • Не до конца выстроенная система адаптации и удержания.
  • Когда меняются управляющие — это значительно влияет на текучесть.
  • Сложности в работе: большой объем информации, шум боулинга, большое помещение, много коммуникаций (для поколения зумеров это проблема)

Что мы делаем, чтобы снизить текучку в Brooklyn Bowl.

1. Адаптация.

Цель — увеличить % перехода сотрудника от стажировки к аттестации. Для этого мы:

  • Внедрили онлайн платформу для всей команды, где есть не только обучение, но и все новости сети. Это помогает новому сотруднику быстрее погрузиться в корпоративную культуру.
  • Сделали Welcome-подарки стажерам (стикер пак и час игры в боулинг)
Секреты ресторанного рекрутинга: как собрать идеальную команду
  • Создали систему запроса обратной связи от стажера, HR и управляющего.
  • Сделали квест-бот для стажеров, где ребята в течении 1-2 часов делают задания, параллельно знакомясь с нашим рестораном и командой.
Секреты ресторанного рекрутинга: как собрать идеальную команду
  • В каждом ресторане и на каждой должности ввели наставничество. Бадди помогает новичку овладеть новыми навыками, дает обратную связь и оказывает поддержку на всех этапах адаптации.
Секреты ресторанного рекрутинга: как собрать идеальную команду

2. Обучение и развитие.

  • Ввели полноценное онлайн-обучение нового сотрудника. К слову, оно гибкое — постоянно его модернизируем, добавляем видео и т.п.
  • Постоянно оптимизируем информацию для стажеров, чтоб мозг не закипел.
  • Разработали онлайн тесты, чтоб ребята могли сами себя проверять.
  • Ежеквартально проводим ассессмент (оценку профессиональных качеств). Любой человек из команды может попробовать свои силы в развитии, например, на менеджера смены.

3. Мониторинг заработной платы.

Минимум 2 раза в год мы анализируем з/п в нашей нише. Смотрим 8–15 ресторанов и их предложения по з/п + среднюю и медианную з/п по должности в городе на основе аналитики всех вакансий + ожидания по з/п у кандидатов + конкуренция на рынке за этих кандидатов + количество открытых вакансий у нас на текущий день по этой должности.

Также мы разрабатываем стратегию распределения оклада и бонуса. Идем по пути того, что команда должна быть мотивирована в выполнении плана по обороту, т.к. каждый из нас на него влияет. Поэтому этот KPI есть у 90% наших должностей.

Как оцениваем работу сотрудников

У нас есть KPI, а также Сбалансированная оценка ресторана, которая сделана на основе 9 KPI:

1) текучесть

2) заполненность

3) оценка за Аудит

4) NPS (индекс лояльности клиентов)

5) оценка тайного гостя

6) выполнение плана по среднему чеку

7) выполнение плана по обороту

8) выполнение плана по ФОТ

9) выполнение плана по прибыли.

В итоге каждый ресторан получает за месяц оценку от 1 до 5, где 3 — это результат, соответствующий целям, а 5 — прорывной результат, который выше цели.

Если у команды ресторана квартальная оценка 3 и выше, то мы выделяем бюджет на корпоратив всей команде. Таким образом ребята могут 4 раза в год отлично проводить время за счет компании. Эта оценка говорит нам об эффективности.

Резюмирую: главное это слышать команду! Они лучше нас знают, как повысить их удовлетворенность и вовлеченность. Если у нас будет взаимная работа по любви — не будет никакой текучки, но будут классные результаты.

77
3 комментария

Очень полезно!!! Просто вау😍

Ответить

Полезная статья! Спасибо, что поделились!

Ответить

Интересный кейс, возьму в работу👍

Ответить