Конкуренция в ИТ: российский бизнес о самых востребованных специалистах будущего
По данным исследования HeadHunter, спрос на представителей высокотехнологичных специальностей уже значительно превышает рыночное предложение. Мы поговорили с ИТ-предпринимателями о том, какие сотрудники будут самыми желанными, насколько критично наличие академического образования и кто может оказаться не у дел.
HR-TECH: БИЗНЕС-АНАЛИТИКИ
Антон Кушнер, основатель сервиса дистанционных консультаций “Понимаю”:
Наибольшим спросом в направлении HR-Tech будет пользоваться специальность бизнес-аналитика. Их главное преимущество — понимание как потребностей клиента, так и технологической составляющей бизнеса. На опыте мы видим, что чем глубже специализация в одном, тем она меньше в другом. То есть если у вас сильный клиентщик, то у него обратно пропорциональные компетенции в технологиях и наоборот. Пропасть между разными компетенциями надо закрывать в виде мостов — это как раз бизнес-аналитики.
Стартапам сложно привлекать готовые высокопрофессиональные кадры с рынка на full time по одной или нескольким причинам:
Такие кадры зачастую переоценены и молодым компаниям трудно конкурировать по зп с грандами;
Стартап — по определению нишевая тема, поэтому специалисту может быть не так интересно работать, пока он не включится в отрасль.
Даже если задачи покажутся ему интересными, надо не забывать о культурных и поколенческих барьерах — любой потенциальный сотрудник может просто не влиться в команду.
Наличие академического образования для таких кадров необходимо, но не является достаточным условием. Чтобы решать диффуры, надо знать таблицу умножения. Но ее знание не гарантирует способностей в высшей математике. Поэтому кроме академического образования нужен еще опыт, а главное - внутренний настрой и желание работать именно в этом бизнес-направлении.
Что касается снижения спроса, то в отрасли HR-Tech и well-being solutions теряют популярность тренеры и коучи, которые предоставляют разовые офлайн-услуги.
КАРШЕРИНГ: РАЗРАБОТЧИКИ
Екатерина Макарова, сооснователь каршерингового сервиса BelkaCar:
Разработчиков не хватает всегда. Возможно в будущем будет меняться популярность стеков. В каршеринге крайне востребовано все, что связано с нейросетями, прогнозированием, построением ML-моделей.
Сейчас чтобы закрывать компетенции мы привлекаем агентства или используем внутренние ресурсы — зависит от задачи и уникальности позиции. Там, где надо точечно хантить условных 5 человек на весь рынок, мы используем агентство.
Спрос на ИТ-экспертизу не будет падать в ближайшие 10 лет, поскольку львиная доля сокращения издержек и повышения эффективности достигается за счет ИТ-ресурсов. Спрос на дешевый рабочий труд будет снижаться. Из очевидного — многие сервисы отчитываются, что бот уже убирает пятьдесят процентов запросов от пользователей.
Что касается наличия диплома, то я встречала на этих позициях несколько людей без образования и с достаточными компетенциями, но это скорее исключение. Очень важно качественное техническое образование, которое дают несколько топовых российских вузов и пара белорусских.
Мы видим, что офлайн-маркетинг уже теряет популярность, также падает процент людей в бэк-офисе — поддержка и управление парком у каршеринговых операторов также постепенно автоматизируются.
РОБОТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ: СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ RPA-РЕШЕНИЙ
Светлана Анисимова, генеральный директор UiPath в России и СНГ:
Мы сейчас видим колоссальный спрос на специалистов по внедрению RPA-решений во всех индустриях. Более того, для нас как вендора недостаток таких специалистов на рынке ограничивает возможности для роста: некоторые компании боятся роботизировать сложные процессы и в целом расширять автоматизацию, потому что опасаются, что не смогут найти людей, которые все грамотно настроят. Поэтому мы, например, намерены расширять сотрудничество с российскими вузами, в том числе региональными. Развитие таких образовательных программ – один из приоритетов на этот год.
RPA-решения будут усложняться, в том числе за счет технологий искусственного интеллекта и машинного обучения. Мы в начале новой эры, где люди неминуемо будут взаимодействовать с роботами и искусственным интеллектом, поэтому, конечно, эту сферу можно назвать одной из более перспективных. Причем порог входа достаточно низкий и научиться обращаться с роботами по силам и простым специалистам, менеджерам, аналитикам: если речь не о разработчиках, то какие-то специальные IT-навыки не нужны, как и академическое образование. Причем можно учиться бесплатно онлайн. Все крупные вендоры предлагают свои собственные образовательные программы. У нас это UiPath Academy.
Думаю, что уже в среднесрочной перспективе каждому из нас придется научиться взаимодействовать с роботами и уметь автоматизировать простые процессы.
ИНВЕСТИЦИИ: ВНУТРИКОРПОРАТИВНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ
Головин Тимофей, партнёр Winno, генеральный директор NUMA Invest:
Создаётся ощущение, что наиболее востребованная профессия сейчас — это продакты. Появляются школы продактов и растут объявления о вакансиях. Если еще недавно все гнались за дата-сайентистами, то сейчас — за продактами, что бы это ни значило.
Если говорить о нашей сфере, то мы видим активно растущий спрос на интрапренёров или внутрикорпоративных предпринимателей. Это почти те же продакты, но берут на себя больше рисков и собирают команды. Возможно, дело в том, что сегодня в больших корпорациях создается культура внутренних стартапов или гибких agile-команд, которые сколачиваются под определенные проекты. Таких проектов может быть великое множество — сотни в одной корпорации, соответственно, нужно столько же лидеров с предпринимательским мышлением на средних позициях.
Нам самим очень не хватает архитекторов программ, которые могут выстроить каркас программы акселератора, или каркас образовательной программы, или каркас чего-то сложного в целом, а потом наполнить содержанием. Таких людей либо вообще не найти и приходится очень долго выращивать внутри компании, либо они стоят слишком дорого.
EDTECH: ПРОДЮСЕРЫ ОНЛАЙН-КУРСОВ, UX/UI-ДИЗАЙНЕРЫ И АНАЛИТИКИ
Сергей Попков, основатель и программный директор онлайн-университета Skillbox:
Цифровизация некоторых отраслей создает специфичные новые профессии. К примеру в сфере онлайн-образования это продюсер онлайн-курсов. Это весьма специфичная позиция. Требует особенных и узких знаний. В университете даже за 5 лет такому не научат. И поскольку сейчас бум онлайн-образования, такие специалисты особенно остро востребованы.
Поскольку готовых специалистов всегда не хватает, то стратегия в современной компании должна быть сфокусирована не только на чистый найм готовых и уже перегретых по зарплате специалистов, но и на и выращивание собственных. Это происходит благодаря внутренним образовательным лабораторкам, стажировкам и, в том числе, партнерству с онлайн-университетами.
К примеру, у нас большинство онлайн-курсов и профессий делается с практикующими компаниями — мы оцифровываем их опыт. На выходе человек может получить не только новую и актуальную специальность, но и также работу в той самой компании. От этого выигрывают все. Мы зарабатываем на качественном образовании от экспертов рынка. А эксперты получают заветные свежие кадры. Проигрывает только классическое образование.
Академическое образование продолжает терять актуальность. Это прежде всего связано с длительной пятилетней программой высшего образования. Сейчас за это время профессия может появиться и уже стать неактуальной, это слишком долго. Выигрывает только тот, кто учится каждый день понемногу, и желательно всю жизнь. Ведь навыки новой профессии в онлайне уже можно получить в первые 3-4 месяца обучения. Дальше уже можно начать зарабатывать и параллельно продолжать постоянно учиться. Только таким образом можно оставаться на волне актуальных знаний.
Я думаю, стоит с опаской смотреть на специальности, которые становятся невостребованными из-за автоматизации. Понятно, что уйдут бухгалтера, экономисты, и быть может даже обычные юристы. Искусственный интеллект наступает, но быть может не так быстро. Более сложные творческие профессии, инженерные, конечно еще могут быть долго востребованы.
Татьяна Биличенко, руководитель отдела подбора и адаптации персонала Учи.ру:
Для нас ключевые специальности - бэкенд, фронтенд-разработчики, аналитики и дизайнеры. Они составляют костяк продуктовых команд в компании. Если выделить специальность, в которой мы нуждаемся сильнее всего, то это аналитики. И в первую очередь, продуктовые аналитики, владеющие SQL, Python и другими инструментами.
Сегодня практически все продукты строятся на основе анализа данных, пользовательского опыта. Опытные аналитики помогают продуктовым командам с поиском инсайтов, предлагают варианты улучшения продукта. Все это определяет высокий спрос на специалистов данного профиля.
Если говорить о фронтенд, бэкенд-разработчиках и аналитиках, то эта ниша рынка труда перегрета. Как правило, у хорошего специалиста есть несколько офферов от крупных компаний. Для молодых профессионалов деньги уже не главное - они знают, что при желании могут получить достойный оффер. Важную роль для них играют самореализация, высокая степень автономии, творческий подход в решении задач и вообще интерес к тому, чем они занимаются.
Продуктовая культура и процессы играют большую роль, поэтому спрос на сильные продуктовые команды внутри компаний - долгоиграющий тренд. Соответственно, востребованность аналитиков, разработчиков, дизайнеров в будущем будет лишь расти. IT развивается очень быстро, и этой отрасли нужно все больше высококлассных специалистов.
Академическое образование важно, но не критично. Наши основатели — выходцы из ведущих вузов страны. Мы считаем, что вуз — основа, которая позволяет человеку максимально быстро выходить на необходимые результаты и достигать успеха.
За 6 лет я успела поработать в трех крупных IT-компаниях, несколько раз меняла жилье и переехала из Мюнхена в Берлин. В статье я расскажу про немецкую бюрократию, налоги и почему даже айтишники с высокими зарплатами живут в коммуналках. А еще, как в Германии искать работу и жилье, сколько стоит здесь лечиться и жить, и как вы можете остаться без ви…
Мне поступил запрос на разработку стратегии продвижения профессионального осветительного оборудования с использованием таргетированной рекламы в социальных сетях. Для эффективного привлечения клиентов необходимо определить целевую аудиторию, создать привлекательные рекламные креативы и использовать оптимальные рекламные инструменты. В рамках исслед…
Исполнительный директор AmCham Russia Роберт Эйджи в разговоре с РБК порассуждал о возвращении американского бизнеса и о его конкуренции с Китаем на российском рынке.
Глава YC предупредил, что разработчикам всё равно необходимы знания в программировании.
Он может состоять примерно из 200 тысяч биткоинов, заявил спецпредставитель по ИИ и криптовалютам Дэвид Сакс.