Как я стала продакт-менеджером: PU, GoPractice, YCombinator и SQL

Решила написать эту статью, так как периодически получаю вопросы, как я стала продактом, что и где изучала и сложно ли было менять специальность. Надеюсь, кому-то мой опыт окажется полезным и придаст уверенности, потому что я сама прошла все стадии сомнений, которые одолевают тебя, когда решаешь кардинально сменить сферу деятельности.

Смена профессии — это путешествие
Смена профессии — это путешествие

Небольшое вступление

Количество показов по запросу «продакт» в поисковике Яндекса с июня 2018 года выросло в 2 раза. Популярность этой профессии растет вместе с увеличением количества цифровых продуктов и, кажется, приближается к своему пику.

Требования к продакт-менеджеру в разных компаниях и на разных стадиях развития продукта сильно отличаются. Но основная функция продакта — выяснять, что нужно пользователям и воплощать это в жизнь.

Какое образование у продакт-менеджеров в России? Согласно исследованию No Flame No Game, больше половины продакт-менеджеров с техническим бэкграундом, 26% — экономика и финансы, а 21% — гуманитарии.

Гуманитариев меньше, потому что профессия тесно связана с технологиями и аналитикой. Но продакту также необходимы и развитые soft skills — коммуникация, лидерство, работа в команде. Поэтому специалисты с гуманитарным бэкграундом также успешны. Далеко не ходя, Анна Булдакова, продакт-менеджер в Facebook и автор блога No Flame No Game, 8 лет занималась журналистикой, прежде чем стать продакт-менеджером.

Lenny Rachitsky, бывший growth-продакт-менеджер Airbnb, выделил четыре пути в профессию:

  1. перейти внутри компании из смежной области;
  2. начать с позиции джуна в крупной компании;
  3. присоединиться в качестве PM к стартапу (тут я!);
  4. прийти в продакт-менеджмент после опыта ведения своего бизнеса.

В России половина продактов раньше управляли проектами. Это логичная стадия карьерного роста проджектов в России. Также продуктовыми менеджерами становятся продуктовые аналитики, например, история Олега Якубенкова. На 3 и 4 месте маркетологи и разработчики.

Я закончила с отличием юрфак МГУ, работала юристом, участвовала в программе развития лидеров в Coca-Cola HBC Eurasia. Начала регулярно изучать продакт-менеджмент, еще работая на предыдущей работе. И только спустя полгода уволилась, когда убедилась, что хочу сменить профессию.

Мне повезло найти работу почти сразу — в течение месяца. Именно повезло, потому что, когда не видишь результата своего упорного обучения на протяжении полугода, подступает выгорание. И в моем случае устройство на работу в качестве продакта стало тем самым результатом, который дал мне второе дыхание.

Я освоила базу и сразу начала работать, а обучение продолжала в процессе. Сейчас мне кажется это оптимальной стратегией. Так как, во-первых, знания лучше усваиваются, если их сразу же применять на практике, а, во-вторых, отступают сомнения — а смогу ли я найти работу, может, это все слишком сложно и я не справлюсь, и будет правильнее работать по специальности, не тратя впустую время.

Полезные ресурсы

Итак, пройдусь по ресурсам, которые мне оказались полезными в хронологическом порядке. Отмечу, что изначально к своему обучению я не относилась системно, так как на первых порах не понимала действительно ли это мое и хочу ли я сменить профессию.

Дисклеймер. Я делюсь исключительно своим опытом и впечатлениями. Не принимайте это как инструкцию к действию. Все советы тут — это советы, которые я дала бы себе, а достоинства и недостатки — исключительно на мой субъективный взгляд. Помните, что это опыт незнакомого вам человека, который может быть полезен, а может и нет :)

Начало: статьи на vc.ru, Medium, Coursera и Вастрик

Подруга-маркетолог рассказывала о своих задачах на работе. Стало интересно. Открыла для себя Medium и vc.ru. Ради любопытства листала про маркетинг и технологии. Системных знаний я там не нашла, зато нашла много вдохновения, чтобы углубиться в эту тему.

На vc.ru особенно зашел блог «Добавленная стоимость» — про бизнесы, которые здорово взлетели за короткое время. Там описывали стратегии, почему получилось и можно ли повторить модель такого бизнеса в России.

На Medium читала на английском самое рейтинговое. И практика английского, и топ обычно интересный.

Прошла два курса на Coursera Digital product management и Brand and product management. Бесплатно. Из них я узнала о методологии lean startup, жизненным цикле продуктов, исследование пользователей и формированием бренда.

И еще для погружения в цифровую сферу могу посоветовать Вастрика — кодер из Сибири, сейчас работает в Германии, автор крутейшего ИТ блога и юмора. Я наткнулась на его статью про машинное обучение и осталась.

Достоинства:

  • это все бесплатно. Если хочется добавить на LinkedIn сертификаты пройденных курсов Coursera, то можно заплатить 3-5 тысяч рублей;
  • практика английского;
  • вдохновляет на дальнейшее погружение в тему.

Недостатки:

отсутствие практики и системности.

Советы:

не засиживаться на этой стадии. Есть риск прокрастинации и чтения ради развлечения.

Всемогущий YouTube. Митапы и конференции

Для того, чтобы знания укладывались в систему начала смотреть записи лекций Школы менеджеров Яндекса. Там есть шикарная лекция Дмитрия Мацкевича о работе мозга — интересна не только продактам. И много других отличных лекций. Я посмотрела, кажется, все.

Что еще посмотреть на YouTube? На русском ProductCamp, на английском: Y Combinator, Product School San Francisco, Andreessen Horowitz, Startup Grind.

Начала ходить на митапы и конфы, чтобы пообщаться с людьми, которые работают с цифровыми продуктами (информацию о мероприятиях можно найти на хабре и vc.ru). На них узнавала чем на практике занимаются люди в продуктовой сфере, спрашивала советы, задавала вопросы.

Записывала имена крутых специалистов индустрии, блогов, каналов в телеге. Как раз на конференции в Mail.Ru Group мне рассказали про Product University.

Достоинства:

  • на YouTube много инфы. Привычный формат и можно найти ответы на любой вопрос;
  • реальное общение погружает в продуктовую тему, заземляет, появляется понимание реальных задач.

Недостатки:

  • можно пытаться пересмотреть весь YouTube. Не надо.

Советы:

  • смотреть только то, что нужно или интересно. Не идти по списку в плейлисте, иначе запал быстро пройдет;
  • записывать вопросы, ответы на которые собираешься найти на митапе. Я вела блокнот и брала его с собой, туда же записывала все имена и названия. Дома разбирала;
  • не ограничиваться русскоязычными ресурсами. Информации на русском языке в интернете всего 6%, против 54% англоязычного контента.

Акселератор Product University

Набравшись теории, пошла в PU за систематизацией, практикой и, конечно, работой. Курс длился 60 дней, по одному заданию на каждый день. На входе платить не нужно. Оплата — 50% от первой зарплаты после успешного трудоустройства в течение полугода. На vc.ru уже есть подробная статья о прохождении акселератора. Добавлю только про тестовые проекты, которые мы выполняли в процессе обучения.

Задача акселератора — устроить нас на работу. Для этого по окончании курса у каждого должно быть портфолио с выполненными проектами. Первый кейс был учебный. Каждый выбрал бизнес-модель из предложенного списка и выполнял задания применимо к выбранному продукту. Я выбрала китайский Pinduoduo для России.

Второй и третий кейс нужно было искать самим, либо выбрать из предложенных вариантов компаний-партнеров. Я решила поискать сама. Постучалась к 11 людям из Яндекса. Из них откликнулись и дали кейсы двое. И самое ценное, что они проверили решенный кейс и дали обратную связь. Спасибо им. Потому что каждый поток PU жутко надоедает специалистам крупных компаний с просьбой дать кейс. Каждый реагирует по-разному. Если интересно, вот примеры негативных отзывов.

Ожидалось, что задания занимают по 1-2 часа в день. В реальности же 1 час — это был самый минимум, что встречалось всего пару раз. В среднем я тратила по 5-6 часов, а порой и все 10 ежедневно. Вероятно, потому что я была совсем новичком в этой теме. А у продвинутых студентов выполнение задания и правда могло занимать пару часов в день.

Выполненные задания выкладывались открыто — на обозрение всех участников. Каждый ставил лайки, дизлайки, оставлял комментарии и вопросы, что всегда было очень полезно.

Достоинства:

  • привычка каждый день учиться;
  • темп высокий — сам себя так не заставишь;
  • законно «подглядываешь» решения других студентов. Мне этого не хватало в классическом образовании, так как просмотр чужих работ помогает здраво оценивать себя и свое решение, а также учиться на лучших ответах;
  • узнаешь современные инструменты и модели, которые применяешь на практике, хоть и учебной. Для новичка важно;
  • приглашения на собесы. После окончания курса Морейнис делает пост с выпускниками. Компании, которые ищут продактов, действительно зовут пообщаться. Я сама именно так устроилась на работу;
  • оплата за результат.

Недостатки:

  • отсутствие обратной связи, из-за чего к концу курса качество выполненных заданий страдает;
  • бешеный ритм. Не всегда есть возможность углубиться и разобраться в теме и сдать задание до 21.00.

Советы:

  • изучать решения лучших студентов. Иногда кажется, что на это нет времени. Но так как проверять твое решения никто не будет, то это единственный способ понять в правильном ли направлении мыслишь;
  • сразу делать. Не оставлять выполнение задание на конец дня, весь день вникая в тему;
  • общаться, искать проекты на стороне. Несколько студентов так нашли работу еще в процессе обучения.

Онлайн-курс — симулятор GoPractice

Один из самых популярных курсов для продактов в России. Его проходят и опытные специалисты, и новички. В восторге одинаково все. Обучение на курсе проходит в режиме геймификации — невольно ощущаешь себя частью команды Pied Piper.

Прохождение курса похоже на прохождение игры с захватывающим сюжетом. Курс реально способен влюбить в профессию. Подробных отзывов много. Например, один, два и три. Поэтому подробно описывать суть курса не буду.

Достоинства:

  • работа в крутом инструменте аналитики данных Amplitude;
  • высокое качество материала и подачи;
  • у Олега богатый опыт. Ощущение, что все сюжетные повороты не выдумка, а реальные события;
  • упор на анализе данных. Мне с гуманитарным образованием это было нужно.

Недостатки:

  • не видишь прогресса прохождения курса. Весь курс поделен на главы совершенно разного объема. Некоторые проходишь за 10 минут, а некоторые за несколько часов. Прогресс же виден только в количестве глав, что не сильно помогает. Меня мотивирует понимание сколько прошла и сколько осталось. Может поэтому я проходила курс почти 4 месяца.

Советы:

по ходу дается много ссылок на интересные доп. материалы. Сохраняйте их себе в отдельный файл или закладки, если не смотрите сразу. Потому что нигде отдельно они не собраны.

YCombinator и SQL на карантине

После GoPractice я участвовала в Startup School Y Combinator со стартапом, в котором работаю. Это бесплатная онлайн-программа обучения от крупнейшего акселератора стартапов США. Раз в 2 недели созвоны с другими участниками — фаундарами со всего мира. Это самая полезная часть курса — мы питчили друг другу, обсуждали проблемы каждого и их решения. Группы для созвона формируются рандомно.

Лайфхак — если выбирать не предлагаемое платформой время, а другое, то попадешь в группу с иностранцами. Для меня это было интереснее, поскольку иностранцы, как правило, лучше питчат — есть чему поучиться!

На карантине изучила SQL на sql-ex.ru. Там в обучающем этапе сразу даются упражнения и к ним соответствующие главы учебника по SQL. Читаешь материал и выполняешь задание.

Я шла по порядку и выполнила 31 упражнение. Этого вполне хватает, чтобы сейчас делать самой пост-релизный анализ, нужные выгрузки и считать необходимые метрики, для приоритезации бэклога и принятия других решений.

Раньше для этого мне приходилось дергать разработчиков, что было неэффективно: занимало больше времени, да и ребятам отвлекаться неудобно. Кроме того, SQL просто красивый, логичный и понятный язык, с которым приятно работать. Ощущения сравнимы с решением задачек, мне нравится!

Заключение

Было ли сложно? Если сложность измерять временем, то нет. Мне повезло быстро найти работу и с самой работой — у нас прекрасная команда. В то же время помню сколько было сомнений и страхов. Но мне хотелось попробовать и рядом были люди, которые меня поддерживали.

Однако, нельзя сказать, что я выучилась и теперь умею. Продакт менеджмент, как и другие специальности, а может даже чуть больше, требует постоянного развития и расширения навыков. Поэтому я продолжаю свой путь. Для тех, кто тоже хочет стать продактом и не знает с чего начать — смотрите подробный пост Вани Замесина.

Сознательно не затронула тему поиска работы, первых впечатлений и сложностей. Это отдельная большая история. Поэтому если вам интересно, то дайте знать в комментариях и, возможно, я напишу и об этом.

Спасибо, что прочитали!

7676
47 комментариев

Коротко: никакие скиллы вам не помогут, нужно чтобы просто "повезло". 

13
Ответить

Ну... что-то вы сгущаете прямо. Автор сделал разбор: вот такие варианты есть поучиться, вот такие у них плюсы и минусы. Кроме того, довольно адекватно оценивает себя: мне надо ещё учиться.

Из статьи узнал, что у YC есть бесплатная школа, кроме того есть ещё пара вменямых отечественных вариантов. Считаю, что статья годная.

2
Ответить

Да. И никак по другому. Я все время удивляюсь таким статьям. 

Ответить

А зачем стартапу брать себе продакта без опыта?  что-бы что? 

6
Ответить

без опыта людей не бывает. всегда можно переиспользовать прошлый опыт.  

8
Ответить

50 тысяч рублей вместо 200

4
Ответить

Надо будет тоже написать статью "Как я стал продактом #MeToo"

5
Ответить