Карантин и бизнес: как сплотить сотрудников в период неопределенности

Наступивший карантин едва ли не лучший повод провести анализ основных компонентов вашего бизнеса. Это время сохранять и оптимизировать. Время выставлять верные приоритеты и ставить реальные цели. Время краткосрочного и сценарного планирования для получения ощущение относительной контролируемости неконтролируемого процесса.

В жизни компаний в этот период еще больше рисков, чем обычно, среди которых: неверная оценка текущей ситуации, или слишком негативная, или слишком положительная, несвоевременность управленческих решений, когда затягивали до последнего или слишком торопились, отсутствие концентрации на ключевых компонентах, когда пытались бежать сразу во все стороны одновременно и тушить все пожары вокруг.

Расставляем четкие приоритеты

Новые обстоятельства на рынке — это шанс для качественного перезагрузки. Сейчас важно начать с анализа баз существующих клиентов или разобраться в обстоятельствах, которые возникли у потенциальных клиентов, а тогда можно понять, какие изменения дадут дополнительную ценность вашим предложениям для рынка. Кроме того, следует проанализировать техническую возможность и финансовую целесообразность внесения таких изменений, а также сроки их выполнения.

Правильно пережитые трудности всегда дают базу для улучшения составляющих компонентов бизнеса. Выйдя из сложной ситуации и сделав правильные выводы, компания и ее сотрудники становятся более подготовленными к новым вызовам, которые безусловно ждут нас на рынке.

Трепольский Дмитрий, Директор по развитию, Pronline.ru

Кризис — это хорошее время для обработки каждого из компонентов. И вот что вам следует сделать:

  • Краткосрочное планирование.

Используйте краткосрочное планирование и сценарный анализ. Подготовьте организационную структуру компании к быстрым и эффективным изменениям согласно принятым решениям. Продумайте решения на случай разного развития ситуации.

  • Трудовые ресурсы.

Проанализируйте необходимость в трудовых ресурсах, потенциальную загруженность, особенности оплаты и организации работы в изменившихся условиях, а также подумайте об особенностях делегирования и функции контроля.

  • Оптимизация расходов.

Выделите наиболее существенные виды расходов и разработайте меры по их оптимизации. Нужно выбрать приоритетные направления и перераспределить ресурсы. Например, в ситуации, где потенциально расходы на улучшение актуальности предложения для рынка требуют определенных дополнительных вложений.

  • Гибкость в принятии решений.

Подготовьте план по улучшению самых ключевых бизнес-процессов компании. Внедряйте упрощения и ускорения, ведущие к повышению гибкости и готовности структуры постоянным изменениям.

  • План коммуникаций.

Подготовьте внешний и внутренний план коммуникаций. Что в это время вы скажете рынке и как хотите запомниться, что должны знать ваши сотрудники для того, чтобы все ваши планы осуществились с высоким процентом вероятности.

Оцениваем полезный опыт

По окончании карантина сделайте выводы и распространите знания об «изученном» уроке. После чего каждый сотрудник компании поймет и сможет рассказать, чему же научилась компания за время кризиса. В эти сложные времена позитивом является то, что вы можете усовершенствовать принципы работы компании и это большой плюс для будущих вызовов.

Главное понимать, что жить «от кризиса к кризису» очень опасно. Лучше верно наладить жизнь в условиях постоянных изменений. Каждый новый день — это повод что-то улучшить, и это одна из основных задач каждого из сотрудников.

Пройдя непростой путь компания получит полезные «скилы»:

  • опытный и осознанный стиль руководства;
  • продуманные и актуальные предложения для рынков, что постоянно изменяются;
  • гибкую и способную к постоянным изменениям организационную структуру;
  • эффективные и качественные бизнес-процессы;
  • оптимальный состав персонала с соответствующими характеристиками;
  • рабочую систему постоянных улучшений и управлений знаниями в компании;
  • готовность к использованию различных типов коммуникации.

Выжидать — не значит бездействовать

На данном этапе есть несколько вариантов дальнейшего развития ситуации в мире. В более оптимистичном, эпидемия пройдет пиковую точку и пойдет на спад до середины года. Тогда можно ожидать, что результаты за год будут незначительно отличаться от предыдущих показателей. Если же ситуация затянется, то (безусловно) прогнозы будут не столь благоприятны.

Выжидание для большинства бизнесов сейчас — наиболее верный вариант. Но, это не значит бездействие, это означает, что у вас есть время, которое можно уделить повышению жизнеспособности и устойчивости всех важнейших компонентов бизнеса.

Ощутите всю значительность вас, как руководителя

Роль лидера или владельца бизнеса в этот непростой период очень значительна. Ваша энергия и решительность сейчас критически необходимы для выхода из кризиса. От вас ждут открытого диалога с завидной частотой. Живой отклик на происходящую ситуацию всегда лучше, чем его отсутствие. Коллектив должен чувствовать, что вы всегда рядом, даже если это приходится делать дистанционно.

Во время турбулентности люди склонны додумывать или даже усиливать те риски, которые есть. Они часто обеспокоены такими вопросами: а все у нас будет хорошо, достаточно ли у нас ресурсов, будут сокращения или какие-то ограничения. И сейчас такие вопросы нормальные. Ваша задача в этой ситуации излучать уверенность и показывать пример стабильности и целеустремленности.

Люди — это самый ценный актив, ваше операционное ядро. Поэтому важно поддерживать регулярную связь с сотрудниками чаще, чем обычно. Желательно, чтобы этот диалог присутствовал на всех уровнях управления. Ваша основная задача — объединить команду и зарядить ее на выполнение задач и достижения новых целей, которые стоят перед компанией сейчас. Так, многие компании приостановили свою деятельность, но вместе с тем, большое количество бизнеса продолжает функционировать и работать дальше. Суть их работы не изменилась, но меняются инструменты и подходы.

Так как мы работали всегда — сейчас уже работать не получится (как минимум в этот кризисный период). Всем важно научиться работать по-другому. И вот что важно делать лидеру в условиях новой реальности, чтобы сплотить и поддержать свою команду:

  • Успокоить сотрудников.

Для начала важно донести до коллег информацию о том, что компания вопреки обстоятельствам находится в стабильной ситуации, есть достаточно резервов и ресурсов и для коллектива нет никаких угроз. Важно искоренить ненужные страхи. Люди должны понимать, что происходит в компании и что все антикризисные меры будут задействованы.

  • Быть постоянно на связи.

Люди ждут от вас не только поручений и проверок по заданиям, им нужен диалог, честность и поддержка. Важно найти способ помочь человеку в необходимости, даже когда вы эту потребность еще не видите. Необходимо ободрять коллектив с регулярной частотой и быть открытым в общении. Чем чаще вы будете информировать, сообщать новости, тем лучше.

  • Расставить приоритеты.

Определите задачи и сформируйте четкое задание, которое стоит перед компанией на данном этапе. Что генерирует проблемы, а что создает возможности. Каким образом минимизировать проблемы и как этим оптимально воспользоваться. Рассмотрите подходы в коммуникациях с учетом новых обстоятельств, а также какую выгоду из этого можно получить после преодоления кризиса.

  • Мотивировать.

Кризис — это и вызов, и своего рода соревнования. По сути, выход из кризиса — задача каждого сотрудника. Делегируйте задачи, давайте больше самостоятельности и поддерживайте. Лучшая мотивация — умение быстро мобилизоваться в период изменений и показать эффективную работоспособность. В целом, причастность к общему успеху компании помогает раскрывать ценные качества в команде.

  • Развитие персонала.

Не отказывайтесь от разного рода возможностей для развития коллектива. Максимально привлекайте сотрудников в образовательные проекты, которые ведут как к профессиональному, так и к личностному развитию. Вам придется поменять формат на дистанционную форму обучения персонала. Важно дать людям возможность заняться чем-то полезным.

Так будет не всегда

Кризис обязательно пройдет. Но от сноровки руководителя зависит куда именно и как поплывет ваш корабль. В эти времена сомнений и неуверенности стоит транслировать сотрудникам сообщения оптимизма и спокойствия. Важно быть не просто кризис-менеджером, а руководителем, способным вдохновить окружающих.

Главное ваше умение сейчас — построить вокруг себя атмосферу человека, который успешно превращает неопределенность в возможности.

Автор: Трепольский Дмитрий, директор по развитию Pronline.ru

77
Начать дискуссию