Когда бизнес-партнеры ссорятся

Когда партнеры перестают ладить между собой, выживание их компании оказывается под угрозой. Я не говорю о конфликтах из-за разницы мнений, которые регулярно возникают между партнерами и так же регулярно разрешаются через их постоянное признание вклада друг друга. Я говорю о гораздо более глубоких разногласиях, когда партнеры начинают испытывать неприязнь, недоверие и даже ненависть друг к другу… Я говорю о тех случаях, когда партнеры действительно поссорились.

Чтобы проиллюстрировать трудности, с которыми могут столкнуться партнеры, рассмотрим эти два случая:

Пример 1. Два партнера владели компанией, которая занималась сборкой и продажей компьютеров и комплектующих. Один из них руководил маркетингом и продажами. Другой занимался закупками, сборкой и финансами. Сначала они расходились во мнениях относительно потребностей своих клиентов и особенностей их продукта. — “Ты переоценили свой продукт! Мы не можем конкурировать на этом рынке!” — сказал один. “Рынок требует модернизированного продукта! Вся беда в том, что ты не сумел собрать по всем правилам!” — вторил другой.

Давление партнеров друг на друга усилилось, когда компания начала терять деньги. Антагонизм и взаимные обвинения истощали энергию, которая могла бы помочь решить их рыночные проблемы и проблемы качества. Через год партнеры перестали разговаривать друг с другом. Ребячество? Только не для них. Их враждебность была настолько дисфункциональной, что близкий друг, чье предложение выступить посредником они отвергли, ожидал, что компания потерпит неудачу.

Пример 2. В другом случае катализатором партнерства стал глубоко разделяемый интерес к IT. Компания выдержала трудный старт, получила внешнее финансирование и, казалось, продвигалась к устойчивому росту. Но к тому времени, партнерство это было плохое слово для описания отношений между мужчинами. Они часто конфликтовали, особенно по вопросам вклада и контроля. Жена одного партнера спросила своего мужа: “почему ты должен делать всю реальную работу в партнерстве 50 на 50?”. Другая жена спросила своего супруга: “почему ты позволяешь своему партнеру помыкать тобой, как будто он единственный руководитель?”

Этот бизнес, но не дружба, был спасен, когда посторонний помог второму партнеру увидеть, что он делает только символический вклад. Этот партнер признал, что его личная жизнь всегда была в приоритете, и что он не желает прилагать усилия, чтобы внести свой равноценный вклад в партнерство. Он подал в отставку.

Вероятно, можете вспомнить и другие примеры серьезных разногласий между партнерами. Такая ситуация далеко не редкость. Действительно, разногласия настолько распространены, что много лет назад один анонимный шутник сказал: «Во всех бизнес-партнерствах участники получают опыт, а юристы — деньги». Вот несколько советов, которые помогут справиться с подобными ситуациями.

Держитесь подальше от неприятностей

Лучшее средство от болезни — профилактика. Не создавайте партнерства, в которых владельцы имеют равную власть в принятии решений. С самого начала определите, кто за что отвечает и что должно происходить, если одни партнеры не соглашаются с другим. В любом случае само существование возможности выхода из партнерства создает стимул для достижения согласия между спорящими партнерами.

Когда все запуталось

Просто соглашаться с обидами — худший выбор, поскольку партнеры, которые не могут разрешить глубокие разногласия, ставят под угрозу не только свой бизнес, но и качество своей личной жизни. К сожалению, слишком многие партнеры идут по этому пути. А ведь с годами число обид растет, конфликт усугубляется и анализировать его становится все труднее. Более того, возникает дурная привычка жить в постоянном антагонизме, последствием чего становятся нарастающая враждебность партнеров и утрата конкурентоспособности их общего бизнеса

Позовите на помощь

Если ссорящиеся партнеры не могут договориться, возможно, им стоит прибегнуть к помощи стороннего человека (медиатора), который не вовлечен в этот конфликт и может судить о нем непредвзято. И здесь должны сойтись три фактора:

  • несогласные партнеры должны быть готовы честно рассказать обо всем, что их беспокоит,
  • медиатор должен понимать, что можно и чего нельзя сделать, и уметь вовлечь в процесс примирения самих спорящих партнеров.
  • несогласные партнеры должны признать, что в большинстве случаев лучше привлекать медиатора, находящегося рядом, потому что он лучше знает все нюансы спора.

При этом поиск решения, которое устроит спорящие стороны, обычно основан на следующих предпосылках:

  • окончательный выбор решения остается за самими партнерами,
  • ни один партнер не может получить все, что он хочет,
  • нахождение приемлемого решения требует времени и терпения,
  • в процессе поиска такого решения требуются обсуждения (возможно, открытые), цель которых – выявить подлинные интересы и побуждения сторон, а также возможности их удовлетворения,

Развязывание узла

Разногласия между партнерами могут разрешаться разными способами.

  • Более тщательное определение роли каждого партнера в бизнес-процессе, а также процедуры координации этих ролей. Например, операционно-исполнительный партнер может отчитываться перед исполкомом, советом директоров или другим органом, в который входит внешнее третье лицо.
  • Учреждение должности наемного генерального директора (если партнеры признают, что сложность их работы превышает их профессиональные и\или личностные возможности). Такого рода уход партнеров от управления бизнесом предпочтительнее, чем дожидаться полного краха компании.
  • Перераспределение долей между партнерами путем купли-продажи, в результате чего кто-то из них берет на себя ведение бизнеса, а другие получают деньги. Все партнеры выигрывают в финансовом отношении, поскольку рыночная цена их бизнеса вырастет на ожиданиях будущих результатов компании.
  • Разделение общего бизнеса между партнерами или продажа его третьему лицу. В этом случае целесообразно прибегнуть к услугам специалиста по продаже бизнеса. Его услуги включают помощь в поиске покупателей, консультации по ценообразованию, а также ведение переговоров между партнерами по заключению между ними новых договоров купли-продажи.
  • Ликвидация бизнеса (если компания владеет активами, имеющими готовый рынок). Когда партнеры бесповоротно расходятся во мнениях, нет лучшего решения. Нужно только, чтобы они были готовы принять именно этот способ разрешения разногласий, а также изучить все имеющиеся для этого варианты.

Найти конструктивное решение корпоративного спора не так легко, а потому лучше держать обстоятельства этого спора подальше от сферы вашей личной жизни. И, конечно, не стоит забывать, что лучший способ обезопасить себя — это заключение Партнерского соглашения.

Андрей Игнатьев, бизнес-психолог Первого центра бизнес-психологии Alter Ego. Специально для VC.

22
1 комментарий

Необходимо изначально прописать и задокументировать все сферы ответственности и принятия решений ❤️

Ответить