{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Dream job: как выбрать профессию и какими навыками нужно обладать, чтобы успешно построить карьеру

30 сентября состоялась студенческая конференция «Траектория. Маркетинг. Реклама. Диджитал» от AdIndex, на которой обсуждали самые актуальные вопросы HR-отрасли. Эксперты iConText Group подготовили детальный обзор первого блока. Узнаете, какие специализации сейчас востребованы, как правильно выбрать профессию и какие нужны hard и soft skills, чтобы найти работу мечты и достичь успеха в профессиональной сфере.

Первый блок студенческой конференции начался с докладов в стиле ted-talk от лучших спикеров в области рекламы, маркетинга, технологий и digital. Открыла мероприятие Екатерина Колесникова, руководитель направления соискательного маркетинга в HeadHunter. Она привела данные по изменению количества вакансий за последние пять лет, востребованным профессиям, необходимым скиллам и зарплатам специалистов на рынке.

Так, согласно исследованию HeadHunter, число активных вакансий в сфере маркетинга в 2021 году увеличилось в 1,5 раза по сравнению с 2016 годом. Если в январе-сентябре 2016 года их было 28 841, то в этот же период в 2021 году — 43 378.

По уровню конкуренции в специализациях сферы «Маркетинг, реклама, PR» картина следующая:

Зарплаты растут по отношению и к 2016 году, и к 2020 году, причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах России.

Наиболее высокооплачиваемые профессионалы — арт-директора, продакт-менеджеры и специалисты, занимающиеся управлением проектами. Медианные значения их зарплат составили 68, 67 и 62 тыс. рублей соответственно. Обратите внимание, это средняя зарплата по России. Например, тот же копирайтер в маленьком городе может зарабатывать 10–15 тыс. в месяц, а в Москве — и 100, и 200 тыс. в зависимости от квалификации и опыта работы.

Что еще изменилось за последние пять лет: в 2019 году количество вакансий с удаленной работой составляло 6%, в 2020 году в период локдауна оно выросло до 10%, а в 2021 году — до 14%. По прогнозам, в ближайшие два года число удаленных вакансий может увеличиться до 40%.

Что касается востребованных профессий, в топ-3 вошли такие специальности, как интернет-маркетолог, менеджер по работе с клиентами и PR-специалист / менеджер по маркетинговым коммуникациям.

В конце выступления Екатерина рассказала о навыках, требующихся в тех или иных вакансиях. Например, для маркетологов-аналитиков главные навыки — умение проводить маркетинговый анализ, маркетинговые исследования, анализ рынка. Для PR-менеджеров — написание текстов, грамотность и креативность. Проджект-менеджеры — это специализация, где в основном требуются soft skills: управление проектами, работа в команде, организаторские навыки, ведение переговоров, грамотная речь и пр.

Продолжилась конференция докладом Александра Круглова, заместителя вице-президента Mail.ru Group по социальным сетям. Он рассказал о пяти качествах, которыми должен обладать каждый сотрудник, стремящийся достичь успеха:

  1. Будьте настойчивыми. Вам могут сказать, что ваш опыт не подходит. Примите это спокойно и подумайте: «Если сегодня не получилось, что нужно сделать, чтобы получилось завтра». Например, поговорить с другим человеком, прокачать скиллы и пр.
  2. Ищите вовлеченных единомышленников. Важно, когда рядом есть люди, которые разделяют ваши убеждения, которые интересны вам, которым интересны вы и которые заряжают все вокруг. Без этого огня вы никуда не продвинетесь.
  3. Будьте перфекционистом. Это история не про наличие hard skills. Она о том, что важно делать работу хорошо и понимать, как сделать еще лучше. Если для этого нужно чему-то научиться, идите и учитесь.
  4. Найдите ментора. Это человек, у которого вы сможете чему-то научиться. Таким человеком может стать ваш руководитель, коллеа или руководитель соседнего отдела.
  5. Врывайтесь в будущее, мечтайте. Сегодня много перспективных ниш, направлений, технологий. Если даже с минимальным опытом прийти в индустрию, которая за 5-10 лет масштабно разовьется, у вас есть шансы добиться успеха и по-настоящему изменить мир.

Также на конференции затронули тему взаимодействия брендов с аудиторией. Татьяна Нуфферова, менеджер по маркетингу Hyundai, рассказала, что бренды не должны забрасывать потребителей пустыми обещаниями и пустым контентом. Сейчас время telling by doing, когда бренды коммуницируют с потребителями через реальные инициативы. Важно создавать релевантный контент, который будет отвечать интересам пользователей, закрывать их боли и потребности. Вот 6 характеристик такого контента:

  • он должен быть вдохновляющим;
  • развлекательным;
  • образовательным;
  • помогающим;
  • информирующим;
  • вознаграждающим.

Как создавать такой контент?

  1. Исследуйте и понимайте возможности: какие тренды, какие инсайты пользователей их раскачивают.
  2. Тренируйте интуицию и креативность: это поможет придумывать идеи и даст понимание, какие возможности использовать для развития бренда.
  3. Возглавьте перемены: для этого нужно быть не только быстрым и первым, но и не таким, как все.

Следом выступил Вячеслав Золотарев, HR-директор iConText Group. Он поднял тему hard и soft skills. Часто при приеме на работу руководители оценивают только hard skills. Однако стоит уделять внимание именно soft skills.

  • Hard skills — «твердые», профессиональные навыки, связанные с технической стороной. Например, умение программировать, запускать таргетированную рекламу и пр.
  • Soft skills — гибкие навыки, связанные с личностными качествами. Например, коммуникативные навыки, работа в команде, планирование, самоорганизация и пр.

Люди могут одинаково хорошо программировать, но если у одного кандидата soft skills развиты лучше, компания отдаст предпочтение ему, т. к. именно эти навыки помогут получить преимущество перед другими специалистами.

Чтобы понять, какие навыки прокачивать, ответьте на вопросы: в чем особенности вашей работы, из чего она состоит (например, работа с клиентами, документами, программами), вы работаете в офисе, удаленно или запускаете стартап и пр. И обязательно определите, чего вы хотите: вертикального или горизонтального роста, т. е. стать руководителем или крутым экспертом.

Напоследок еще несколько советов:

  1. Практикуйтесь как можно чаще. Допустим, если взять навык ведения переговоров, его прокачивать можно везде: на рынке, на кассе и пр.
  2. Наблюдайте за реакцией собеседника, что заставляет его улыбаться, почему у него хмурятся брови и пр. Это поможет понять, как грамотно выстроить диалог.
  3. Получайте обратную связь. Переспросите, понял ли вас человек и что он понял. Вы удивитесь, но в 30% случаев люди могут понять совершенно не то, что вы хотели сказать.
  4. Занимайтесь саморефлексией. Обращайте внимание на то, что у вас получается, а что — нет.

Таким образом, прокачивать можно любые навыки. Но важно помнить, что между экспертом в определенной сфере деятельности и эффективным сотрудником нельзя поставить знак равенства. Можно быть классным экспертом, но без soft skills об этом никто не узнает.

Далее тема soft skills и коммуникативных навыков плавно перетекла в разговор о профессии PR-специалиста. Мария Лапук, основательница Vinci Agency, рассказала, что пиарщик должен обладать тремя ключевыми навыками:

  1. Любопытность. Важно всегда стремиться узнавать новое и понимать культурный контекст страны;
  2. Стрессоустойчивость. PR-специалист всегда находится между двух огней: между журналистом и заказчиком. При этом он не влияет 100% ни на одного, ни на другого. Журналист всегда хочет больше информации, чем пиарщик может дать, а заказчик хочет дать меньше этой информации. Плюс, зачастую в работе приходится сталкиваться с горящими сроками, когда надо сделать здесь и сейчас. И в этом случае задача пиарщика — сохранить баланс и спокойно выполнить свою работу;
  3. Любовь к написанию текстов и желание научиться с ними работать. Если PR-специалист не умеет писать тексты и никогда не делал этого сам, ему будет сложно оценивать качество материалов.

А поскольку пиарщик часто контактирует с журналистами, Мария дала три совета, как увеличить шансы на то, что журналист опубликует текст.

  1. Если есть общие знакомые, попросите их представить вас журналисту. В любых переговорах это повышает доверие к вам как специалисту.
  2. Прежде чем писать журналисту, посмотрите, что он публикует и какими темами интересуется.
  3. Напишите короткое, четкое и понятное письмо. Оптимальная длина — один абзац, лонгрид не нужен. Но этот абзац должен нести пользу журналисту, чтобы после прочтения он принял решение опубликовать материал.

Следующий спикер — Алексей Филия, сейлз-хаус «Газпром-Медиа» — также продолжил тему скиллов, которые помогают достичь успеха в профессиональной сфере. Он посоветовал:

  1. Быть нормальным. Многие компании берут людей именно по принципу адекватности, тех, чьи ценности соотносятся с ценностями компании, особенно, если речь идет о стартовых позициях.
  2. Быть трудолюбивым. Необходимо усердно работать, двигаться вперед, качественно выполнять работу.
  3. Не стесняться рассказывать о своих достижениях. Если вы молодец, но об этом знают только ваши родители, вы вряд ли продвинетесь по карьерной лестнице. А чтобы о вас узнали, важен нетворкинг.

Напоследок Алексей поделился ключевыми soft-навыками. По его мнению, важно быть сильным коммуникатором, эмпатом, уметь понимать людей и сопереживать им. Это позволит хорошо выстраивать нетворк. Кроме того, важно научиться принимать себя и слышать себя.

Далее микрофон перешел к Елене Червинской, директору по персоналу BetBoom. В начале выступления она подняла тему проблемы выбора профессии. Основная сложность в том, что большинство людей не знают, чего хотят, и слабо понимают сферы деятельности и существующие профессии.

Вот несколько инструментов, которые помогут правильно выбрать профессию:

  1. Тестирования. Чтобы понять сильные стороны и к чему у вас есть склонность, проходите тесты. Например, тест на «Соционике» на определение типа личности, определение типа будущей профессии по методу Е.А. Климова, якоря карьеры Эдгара Шейна.
  2. Интервьюирование. Обратитесь за помощью к психологу, HR-менеджеру или карьерным консультантам.
  3. Чтение профессиональной литературы. Единственное, чем вы можете перекрыть отсутствие практики, — это теория. Когда вы уже прошли все тестирования и выбрали определенное направление, читайте книги, смотрите, откликается у вас это или нет, повышайте знания.
  4. Стажировки. Это тот инструмент, который позволяет посмотреть на профессию изнутри и понять, подходит она вам или нет. Сейчас стажировок очень много, они в разных компаниях, платные и бесплатные, беритесь за все.

На следующем этапе вы переходите к построению карьеры. Чтобы определить точку, в которой вы ходите оказаться, ответьте на вопрос: кто вы, руководитель или эксперт? Это поможет определить, что надо узнать и чему научиться, чтобы развиваться в нужном направлении.

Также Елена рассказала о распространенных ошибках, связанных с выбором профессии:

  • послушал родителей, не послушал себя;
  • решил устроиться с подругой / другом за компанию;
  • неверно выбрал сферу деятельности;
  • неверно определил карьерное развитие.

Чтобы не допустить таких ошибок, не слушайте никогда никого, слушайте только себя. Но даже если вы ошиблись, не бойтесь признать это здесь и сейчас. Никогда не поздно что-то изменить в жизни.

Напоследок Елена поделилась чек-листом по тому, как правильно выбрать профессию:

  1. Определите свой тип личности и к чему у вас есть склонность.
  2. Выберите 1-2 интересующие сферы.
  3. Изучите профессии в данных сферах.
  4. Выберите то, что нравится и что «подходит».
  5. Попробуйте себя на стажировках.
  6. Определите конечную точку.
  7. Составьте план профессионального развития.

Завершил первый блок конференции Игорь М. Намаконов, генеральный директор «Федерации креативных индустрий». Он начал выступление с объяснения ретроспективы становления рекламного рынка.

90-е дали огромный потенциал роста. Эта сфера развивалась на фоне падающей промышленности. В тот момент люди из творческих и нетворческих сфер ломанулись в рекламу. Потом наступили нулевые, когда в зачаточном состоянии появился интернет. Пришла вторая волна рекламщиков, которые до 2007-2008 года вливались в эту среду. Тогда рекламный рынок все еще был растущим, и это было потрясающее время для рекламной индустрии: можно было делать, что хочешь, например, общаться с собственниками напрямую. Сегодня это сделать нельзя, потому что между собственником и вами будет огромная иерархия и люди, которые выполняют разную работу.

После 2010 года начали выстраиваться иерархии, появились люди, перекупающие сотрудников из агентств. Наступила третья волна. Специалисты начали обучаться, стал развиваться workshop, появились направления в вузах, выпускающие людей с осознанным пониманием рекламы.

Сегодня рынок системно сформировался, но правил до сих пор нет. Крупные компании пытаются структурировать многие вещи, но из-за легкого входа в рекламу получается постоянно растущий объем исполнителей. Достаточно кухни и ноутбука — и все, вы в рекламе.

В этом случае, по мнению Игоря, рекламе помогут перезапуститься креативные индустрии, ядро которых — интеллектуальная собственность. Тогда вектор участников рынка будет перемещен с междоусобиц и попыток договориться о том, о чем не могут договориться уже в течении 20 лет, на территорию, где вы часть огромного организма, где вы вместе с театром, телевидением, архитектурой и огромным количеством других направлений.

Какой можно сделать вывод? Рынок интернет-маркетинга, как и HR-сфера не стоят на месте. Появляются новые digital-вакансии, меняется роль специалистов, их обязанности, необходимые навыки. Поэтому при выборе профессии и поиске работы важно понимать, что вы хотите, кем видите себя в дальнейшем, и планомерно двигаться к намеченной цели. Ответив на эти вопросы, вы сможете найти работу мечты и стать экспертом в своем деле.

0
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Space Mercenary

Ответ тоже прост - идёшь учиться на прогера и в медиане получаешь 120 где угодно, а не 68 в Москве, из навыков только кодить. Не благодарите с:

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда